Казахстан будет привлекать инвесторов в нефтегазовую отрасль по новому механизму – через Улучшенный модельный контракт: Город Нур-Султан, 30 Декабря 2022 года - новости на сайте gurk.kz

Казахстан будет привлекать инвесторов в нефтегазовую отрасль по новому механизму – через Улучшенный модельный контракт

Казахстан будет привлекать инвесторов в нефтегазовую отрасль по новому механизму – через Улучшенный модельный контракт

Казахстан будет привлекать инвесторов в нефтегазовую отрасль по новому механизму – через Улучшенный модельный контракт

Минерально-сырьевой комплекс является важным направлением развития страны и его восполнение имеет высокое стратегическое значение.

Согласно отчету по комплексному изучению осадочных бассейнов РК всего в Казахстане по углеводородам 15 осадочных бассейнов (5 – освоенные, 5 – малоизученные и 5 – малоперспективные) с прогнозными ресурсами порядка 76 млрд. тонн, из которых, по оценкам экспертов, до 40 млрд. тонн приходится на неизученные и глубокозалегающие горизонты.

Однако, такие сложные участки, с достаточными прогнозными ресурсами, не привлекательны для потенциальных инвесторов, в виду капиталоемкости проектов и отсутствия актуальных геологических данных.

Более того, согласно данным международных источников среднее значение коэффициента успеха разведки составляет 20-25%.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности и создания условий для привлечения дополнительных инвестиций в геологоразведку сложных проектов, по поручению Главы Государства Правительством разработаны изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты (Кодексы «О недрах и недропользовании» и «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» и др. законы), предусматривающие внедрение нового механизма – Улучшенного модельного контракта (далее - УМК).

В работу над УМК также были вовлечены представители крупнейших мировых нефтегазовых компаний, работающих на территории Республики Казахстан, Ассоциации «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» и Казахстанской Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «KAZENERGY».

В результате, сформированный пакет поправок по УМК разработан с учетом лучших мировых практик, а также основан на сбалансированном подходе между интересами государства и инвестора.

Объектами УМК являются морские и газовые проекты, а также сложные проекты на суше.

Совместный диалог бизнеса и государства позволил определить четкие критерии сложных проектов, а также стимулирующие приток инвестиций временный пакет регуляторных и фискальных преференций.

В частности, пакет регуляторных преференций включает в себя такие условия, как: 

- стабильность предоставляемого пакета преференций (при этом стабильность не распространяется в целом на налоговое, экологическое законодательства и законодательство в сфере конкуренции);

- возможность защиты нарушенных прав как в судах Казахстана, так и в международном арбитраже;

- упрощенный переход с этапа разведки на этап добычи и другие.

Пакет фискальных преференций предусматривает предоставление послабление по налогу на имущество, возможность применения особого режима налогообложения недропользователей -  альтернативный налог на недропользование, и отдельного порядка учета капитальных затрат для целей налогов на доходы.

Важно подчеркнуть, что предоставление вышеуказанных пакетов преференций сопровождается встречными обязательствами инвесторов, неисполнение которых влечет расторжение заключенного УМК.

Такими встречными обязательствами, в частности, являются (1) соблюдение внутристрановой ценности по кадрам по специалистам и рабочим не менее 70% (на сегодняшний день данный порог составляет не менее 50%), (2) обязательная разработка программы развития местных поставщиков товаров (работ, услуг) в период добычи, по согласованию с компетентным органом, (3) разработка программы работ с указанием объема, видов и сроков геологоразведочных работ (на сегодняшний день программа работ составляется на весь период разведки без разбивки по годам), (4) исполнение всех текущих обязательств по выплатам на обучение, НИОКР и социальное развитие региона, а также закрепление дополнительных инвестиционных обязательств для крупных проектов (в том числе, создание и модернизация перерабатывающих производств) и другие.

Учитывая последние изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, одобренные на республиканском референдуме 5 июня 2022 года, а также политику Главы Государства относительно открытости и прозрачности принимаемых государственным органом решений, УМК будет заключаться в типовой форме, утверждаемой подзаконным актом Министерства энергетики, и размещен в открытом доступе. Каждый желающий сможет ознакомиться с текстом УМК, его основными условиями и положениями.

Стоит отметить, что внедрение УМК не затрагивает существующего уровня налоговых поступлений от организаций нефтегазового сектора, так как УМК не будет применяться к действующим на сегодняшний день соглашениям о разделе продукции и иным добычным контрактам на недропользование, реализуемым до введения в действие поправок УМК, в том числе в случае их последующего продления.

Кроме того, сохраняются и применяются в отношении УМК все действующие процедуры при утверждении базовых проектных документов (экспертизы промышленной безопасности и экологии), предусмотренные текущим законодательством о недрах и недропользовании.    

На основании вышеизложенного, приведенные концептуальные реформы в сфере недропользования создали основу для начала переговорных процессов с крупными инвесторами.

В работе находятся переговоры по сложным проектам по Каламкас/Хазар (морской проект) и Каратон-Саркамыс (сложный на суше). Кроме этого, УМК позволит возобновить работы по газовому месторождению «Урихтау».

В результате запуск сложных проектов в рамках механизма Улучшенного модельного контракта станет дополнительным импульсом для создания новых рабочих мест и обеспечения дополнительных фискальных отчислений в бюджет страны, что в конечном итоге будет способствовать повышению социального благосостояния населения и его доходов.



Источник: Министерство энергетики Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

Комментарии

gurk.kz
<p>Минерально-сырьевой комплекс является важным направлением развития страны и его восполнение имеет высокое стратегическое значение.</p> <p>Согласно отчету по комплексному изучению осадочных бассейнов РК всего в Казахстане по углеводородам 15 осадочных бассейнов (5 &ndash; освоенные, 5 &ndash; малоизученные и 5 &ndash; малоперспективные) с прогнозными ресурсами порядка <strong>76 млрд. тонн</strong>, из которых, по оценкам экспертов, до 40 млрд. тонн приходится на неизученные и глубокозалегающие горизонты.</p> <p>Однако, такие сложные участки, с достаточными прогнозными ресурсами, не привлекательны для потенциальных инвесторов, в виду капиталоемкости проектов и отсутствия актуальных геологических данных.</p> <p>Более того, согласно данным международных источников среднее значение коэффициента успеха разведки составляет <strong>20-25%</strong>.</p> <p>Таким образом, для повышения конкурентоспособности и создания условий для привлечения дополнительных инвестиций в геологоразведку сложных проектов, по поручению Главы Государства Правительством разработаны изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты (Кодексы &laquo;О недрах и недропользовании&raquo; и &laquo;О налогах и других обязательных платежах в бюджет&raquo; и др. законы), предусматривающие внедрение нового механизма &ndash; Улучшенного модельного контракта (далее - УМК).</p> <p>В работу над УМК также были вовлечены представители крупнейших мировых нефтегазовых компаний, работающих на территории Республики Казахстан, Ассоциации &laquo;Казахстанский Совет иностранных инвесторов&raquo; и Казахстанской Ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса &laquo;KAZENERGY&raquo;.</p> <p>В результате, сформированный пакет поправок по УМК разработан с учетом лучших мировых практик, а также основан на <strong>сбалансированном подходе</strong> между интересами государства и инвестора.</p> <p>Объектами УМК являются морские и газовые проекты, а также сложные проекты на суше.</p> <p>Совместный диалог бизнеса и государства позволил определить четкие критерии сложных проектов, а также стимулирующие приток инвестиций временный пакет регуляторных и фискальных преференций.</p> <p>В частности, <strong>пакет регуляторных преференций</strong> включает в себя такие условия, как:&nbsp;</p> <p>- стабильность предоставляемого пакета преференций (при этом стабильность не распространяется в целом на налоговое, экологическое законодательства и законодательство в сфере конкуренции);</p> <p>- возможность защиты нарушенных прав как в судах Казахстана, так и в международном арбитраже;</p> <p>- упрощенный переход с этапа разведки на этап добычи и другие.</p> <p><strong>Пакет фискальных преференций</strong> предусматривает предоставление послабление по налогу на имущество, возможность применения особого режима налогообложения недропользователей -&nbsp; альтернативный налог на недропользование, и отдельного порядка учета капитальных затрат для целей налогов на доходы.</p> <p>Важно подчеркнуть, что предоставление вышеуказанных пакетов преференций сопровождается <strong>встречными обязательствами</strong> инвесторов, неисполнение которых влечет расторжение заключенного УМК.</p> <p>Такими встречными обязательствами, в частности, являются (1) соблюдение внутристрановой ценности по кадрам по специалистам и рабочим не менее 70% (на сегодняшний день данный порог составляет не менее 50%), (2) обязательная разработка программы развития местных поставщиков товаров (работ, услуг) в период добычи, по согласованию с компетентным органом, (3) разработка программы работ с указанием объема, видов и сроков геологоразведочных работ (на сегодняшний день программа работ составляется на весь период разведки без разбивки по годам), (4) исполнение всех текущих обязательств по выплатам на обучение, НИОКР и социальное развитие региона, а также закрепление дополнительных инвестиционных обязательств для крупных проектов (в том числе, создание и модернизация перерабатывающих производств) и другие.</p> <p>Учитывая последние изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстан, одобренные на республиканском референдуме 5 июня 2022 года, а также политику Главы Государства относительно открытости и прозрачности принимаемых государственным органом решений, УМК будет заключаться в типовой форме, утверждаемой подзаконным актом Министерства энергетики, и размещен в открытом доступе. Каждый желающий сможет ознакомиться с текстом УМК, его основными условиями и положениями.</p> <p>Стоит отметить, что внедрение УМК не затрагивает существующего уровня налоговых поступлений от организаций нефтегазового сектора, так как УМК <strong>не будет применяться</strong> к действующим на сегодняшний день <strong>соглашениям о разделе продукции</strong> и иным <strong>добычным контрактам на недропользование</strong>, реализуемым до введения в действие поправок УМК, в том числе в случае их <strong>последующего продления</strong>.</p> <p>Кроме того, сохраняются и применяются в отношении УМК все действующие процедуры при утверждении базовых проектных документов (экспертизы промышленной безопасности и экологии), предусмотренные текущим законодательством о недрах и недропользовании.&nbsp;&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>На основании вышеизложенного, приведенные концептуальные реформы в сфере недропользования создали основу для начала переговорных процессов с крупными инвесторами.</p> <p>В работе находятся переговоры по сложным проектам по Каламкас/Хазар (морской проект) и Каратон-Саркамыс (сложный на суше). Кроме этого, УМК позволит возобновить работы по газовому месторождению &laquo;Урихтау&raquo;.</p> <p>В результате запуск сложных проектов в рамках механизма Улучшенного модельного контракта станет дополнительным импульсом для создания новых рабочих мест и обеспечения дополнительных фискальных отчислений в бюджет страны, что в конечном итоге будет способствовать повышению социального благосостояния населения и его доходов.</p>

Еще новости региона