Казахстанская внешняя политика: первый опыт и первые уроки: Карагандинская область, 01 Июля 2021 года - новости на сайте gurk.kz

Казахстанская внешняя политика: первый опыт и первые уроки

Казахстанская внешняя политика: первый опыт и первые уроки

Казахстанская внешняя политика: первый опыт и первые уроки

Первая глава из книги «100 рассказов о Независимости». Книга представляет собой альманах уникальных историй, напрямую или косвенно связанных с достижениями казахстанской Независимости за последние три десятилетия начиная с 1991 года и до наших дней.

16 декабря 1991 года Верховный Совет республики принял Закон о государственной независимости Казахстана. Тут же встал вопрос о реакции международного сообщества на эту акцию. Новое государство нуждалось в дипломатическом признании, без чего говорить о подлинной независимости было бы невозможно. В то время я находился в Москве, оформляя свой нелегкий «развод» с союзным министерством. Нелегкий, потому что 18 лет, с первых дней своей трудовой деятельности, я провел в стенах МИДа на Смоленской площади. И по-человечески мне было трудно свыкнуться с мыслью, что отныне придется посещать это здание только по официальным поводам. Но наступила новая историческая эпоха, которая позволяла приложить силы и умение на благо Казахстана. Поэтому, преодолевая грусть от расставания со старыми знакомыми, я оформлял необходимые документы. Куда бы ни заходил, меня пытались отговорить: «Ничего из парада суверенитетов не получится. Все будут просить Россию представлять интересы республик на международной арене, ведь у нас сложившаяся инфраструктура, готовые кадры».

Сильным аргументом в пользу невозвращения на родину должно было бы, по мнению моего бывшего руководства, стать предложение поехать в Хайфон (Вьетнам) в качестве генерального консула России. Но решение мною было принято твердое и бесповоротное, поэтому я отказался от этого лестного предложения. В этих хлопотах меня застал телефонный звонок нового постоянного представителя Казахстана в Москве К. Саудабаева. Он сообщил, что имеет поручение президента прозондировать реакцию дипломатического корпуса на заявление парламента республики о провозглашении Казахстана независимым государством, и попросил помочь в этом новом для него деле.

Направив ноты в посольства зарубежных стран, мы на следующий день, сев в престижную по тем временам черную «Волгу», принялись посещать глав дипломатических миссий. Излишне говорить, что в тех условиях эти визиты стали для нас волнующим событием, ведь речь шла о международном признании Казахстана. В итоге был подготовлен документ, адресованный Президенту Н. Назарбаеву. Содержание этого информационного материала, на мой взгляд, представляет большой интерес, поскольку со всей очевидностью свидетельствует о том, что Казахстан, став независимым, вступил в новый этап своего исторического развития. Эта информация отражает напряженную атмосферу в международном сообществе, связанную с распадом СССР. В то время Запад занимал противоречивую позицию: с одной стороны, выступал за установление единоличного контроля над ядерным оружием на территории бывшего СССР, с другой – проявлял сдержанное отношение к тому, чтобы именно Россия была правопреемником СССР в Совете Безопасности ООН. Поэтому считаю возможным опубликовать ту первую дипломатическую депешу, направленную Главе нового государства.

Президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву

Уважаемый Нурсултан Абишевич! Во исполнение Вашего поручения 18 декабря были совершены визиты к послам Великобритании, Германии, Японии, Кореи, Ирана, а также временному поверенному в делах КНР (посол КНР прибыл в Москву, но не вручил верительных грамот). Основное содержание состоявшихся бесед сводится к следующему. Посол Великобритании Р. Брейтвейт приветствовал провозглашение независимости Республики Казахстан. Он сказал, что Ваш визит в Англию имеет историческое значение.

По его словам, этот визит – «первый крупный шаг», который кладет начало полнокровному развитию казахстанско-английских связей. По словам посла, английское правительство будет уделять первостепенное внимание связям с Казахстаном. В настоящее время в Казахстане уже находится представительная делегация «Бритиш Петролеум», ведущая переговоры по вопросам, связанным с разработкой нефтяных и газоконденсатного месторождения Карачаганак. При этом английская сторона исходит из того, что такое экономическое сотрудничество отвечает интересам обеих сторон.

Посол Великобритании сообщил о том, что принципиальное решение западных государств относительно признания независимости Казахстана будет принято после выступления Дж. Бейкера на сессии Совета НАТО. Английский посол проявил большой интерес к позиции Казахстана относительно статуса ядерного арсенала, размещенного на территории республики. Он выразил понимание Вашей позиции по этому вопросу. Посол ФРГ К. Блёх также приветствовал провозглашение независимости Казахстана. Он подчеркнул, что в судьбе содружества наступает решающий момент – теперь все зависит от итогов Алма-Атинской встречи руководителей бывших республик Союза.

Посол ФРГ заострил внимание на проблеме ядерного оружия в нашей республике. Получив подробные разъяснения Вашей позиции по этому вопросу, собеседник заявил, что позиция Германии состоит в том, чтобы ядерное оружие не стало объектом распространения. В этой связи посол выразил согласие с Вашей точкой зрения, подчеркнув, что Казахстан и Германия придерживаются идентичных подходов. ФРГ, так же как и Казахстан, считает, что необходимо единое командование над ракетно-ядерным потенциалом. Вместе с тем решение по его судьбе не может приниматься без участия руководителей тех республик, на территории которых размещено ядерное оружие.

Временный поверенный в делах КНР Чжан Чжэнь подчеркнул, что незамедлительно передаст информацию о провозглашении независимости Казахстана высшему руководству Китая. Собеседник сообщил, что в Пекине в настоящее время рассматривается вопрос о том, какую позицию следует занять в связи с созданием СНГ, как строить отношения с новыми союзными государствами, в особенности с Казахстаном. При этом, по словам китайского дипломата, руководство КНР исходит из того, что Советский Союз прекратил свое существование. Независимость бывших субъектов Союза – это «необратимая историческая тенденция».

Чжан Чжэнь подчеркнул, что в Пекине считают Президента Казахстана «самым авторитетным деятелем на политической арене бывшего Союза». В Пекине, сказал собеседник, высоко оценивают то обстоятельство, что именно Казахстан является единственной республикой, где удалось сохранить социально-политическую стабильность. В Китае считают, что успеха в реформах можно достичь только в обстановке стабильности. В то же время реформы имеют своей главной целью поддержание стабильности внутри страны.

Чжан Чжэнь подчеркнул большое значение Вашего визита в Китай (речь идет о визите Н. Назарбаева в июле 1991 года). Благодаря этому визиту в казахстанско-китайских связях обозначился прорыв в направлении всестороннего развития сотрудничества в экономической и других сферах.

В скором времени предстоит подписание первого межправительственного соглашения между Китаем и Казахстаном по торгово-экономическому сотрудничеству. По словам китайского дипломата, позитивные тенденции в двусторонних отношениях имеют место не только потому, что Казахстан и Китай – соседние государства, но и благодаря «дальновидности руководителей этих стран». Чжан Чжэнь заявил, что в Пекине высоко оценивают позицию Казахстана по тайваньской проблеме. В Пекине воздают должное тому, что Вы проявили понимание официальной позиции Китая по Тайваню. Вместе с тем, касаясь предстоящей встречи, Чжан Чжэнь подчеркнул, что мимо внимания Пекина не прошли некоторые моменты, связанные с существующими разногласиями по целому ряду важных вопросов. В частности, эти разногласия сконцентрированы вокруг дискуссий о том, будет ли Содружество иметь какие-либо центральные координирующие органы, будет ли оно иметь форму государственности.

В Пекине также обратили особое внимание на заявление Ельцина о том, что Россия является единственным правопреемником СССР на международной арене и хотела бы стать постоянным членом СБ ООН. В связи с этим китайское руководство проявляет интерес к позиции Казахстана по этому вопросу. Китай также хотел бы иметь точное представление о статусе ядерного оружия на территории нашей республики в свете заявления Ельцина о том, что по этому вопросу Россия намерена провести отдельные переговоры с Казахстаном.

Посол Японии Эдамура заявил, что его страна уважает решение высшего органа народной власти Казахстана. В Японии хотели бы, чтобы процесс обретения независимости «шел беспрепятственно». Как подчеркнул посол, провозглашение независимости нашей республики «отвечает интересам самой истории». Посол обещал незамедлительно доложить информацию о независимости Казахстана в Токио для принятия соответствующего решения.

Посол Японии заявил о том, что его страна заинтересована в развитии сотрудничества с Казахстаном. Первый шаг в налаживании связей – предстоящая поездка японских специалистов в Казахстан с целью ознакомления с ситуацией в республике. Посол выразил уверенность, что деловые круги Японии сочтут необходимым вкладывать инвестиции в казахстанскую экономику. При этом Япония исходит из того, что экономическое сотрудничество с нашей республикой должно быть плодотворным для обеих сторон. По словам японского посла, следует учитывать то обстоятельство, что в японских капиталовложениях заинтересованы многие государства мира. Поэтому фактор выгоды для частного бизнеса Японии имеет первостепенное значение.

Посол Кореи Ро Мен Го сообщил, что он уже проинформировал свое правительство о провозглашении независимости Казахстана. По его словам, он в скором времени должен получить из Сеула соответствующие рекомендации относительно официальной позиции Кореи в связи с объявлением нашей республикой своей независимости. Посол подчеркнул, что корейское правительство с большим вниманием ожидает итогов Алма-Атинской встречи. В Сеуле надеются, что, несмотря на обозначившиеся разногласия, руководители бывших республик Союза придут к единому пониманию будущего Содружества. От результатов этой встречи зависит дальнейшая позиция Кореи.

Посол заявил, что отношения с Казахстаном де-факто развиваются вполне удовлетворительно. Что же касается отношений де-юре, то это вопрос времени. По мнению посла, корейское правительство должно выразить свое позитивное отношение к установлению официальных отношений с нашей республикой. По его словам, первой официальной миссией, направленной в бывшие республики Союза, будет представительство Кореи в Алма-Ате.

Посол Ирана Изали заявил, что Иран уважает решение Верховного Совета Казахстана. Посол особо остановился на характеристике ирано-казахстанских отношений. Он отметил исключительно важное значение Вашей встречи с министром иностранных дел Ирана Велаяти. В развитие положений меморандума по итогам этой встречи иранская сторона приняла решение направить в Алма-Ату делегацию во главе с заместителем министра нефтяной промышленности. Иран считает сотрудничество в сфере нефтяной промышленности приоритетным в отношениях с Казахстаном. Посол Ирана проявил акцентированный интерес к Вашей позиции относительно статуса ядерного оружия на территории республики. Получив соответствующие разъяснения, он подчеркнул, что в Иране ожидают итогов Алма-Атинской встречи, после чего Тегеран примет принципиальное решение по вопросу об установлении официальных отношений с Казахстаном.

Исходя из содержания проведенных бесед с иностранными послами и их высказываний, как представляется, можно сделать следующие выводы. Провозглашение независимости Казахстана воспринимается за рубежом весьма позитивно. В то же время там считают, что будущее Содружества зависит от того, смогут ли руководители суверенных государств бывшего Союза достичь взаимопонимания по целому ряду вопросов. В числе главных вопросов – статус ядерного оружия на территории Казахстана.

Послы западных стран выразили мнение своих правительств о том, что ядерное оружие, принадлежащее бывшему Союзу, должно находиться под единым контролем. В принципе такое понимание не расходится с Вашей позицией по вопросу о ядерном оружии.

Однако, судя по некоторым замечаниям послов, заявление Украины и Белоруссии о том, что они являются безъядерными государствами, создало на Западе впечатление, что проблема ядерного оружия обретает новые контуры. Указанные республики, как полагают за рубежом, фактически согласились с требованием России на единоличное обладание ядерным потенциалом. Поэтому на Западе полагают, что дискуссии между Россией и Казахстаном могут осложнить процесс достижения договоренности относительно будущего Союза. Кроме того, за рубежом учитывают и то обстоятельство, что между бывшими республиками сохраняются существенные разногласия по самой сути Содружества, будет ли оно Содружеством действительно независимых государств или же потребуется создание координирующих органов.

Обратило на себя внимание, что в дипкорпусе обеспокоены и отсутствием ясности по такому важному вопросу, как правопреемственность в сфере внешней политики. Заявление Ельцина о претензиях России на место в СВ ООН воспринято на Западе с известной долей скептицизма. В то же время Ваша позиция о представительстве всего Содружества в ООН, судя по реакции послов, гораздо в большей степени отвечает интересам мирового сообщества. Зарубежные послы не скрывали своих сомнений относительно возможности достижения конкретных договоренностей в Алма-Ате. Похоже на то, что на Западе решили занять выжидательную позицию. Официальное признание бывших республик ставится в прямую зависимость от итогов встречи в Алма-Ате.

Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан

inform.kz 

 



Источник: ГУ «Аппарат акима Карагандинской области»


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

Комментарии

gurk.kz
<p align="justify">Первая глава из книги &laquo;100 рассказов о Независимости&raquo;. Книга представляет собой альманах уникальных историй, напрямую или косвенно связанных с достижениями казахстанской Независимости за последние три десятилетия начиная с 1991 года и до наших дней.</p> <p align="justify">16 декабря 1991 года Верховный Совет республики принял Закон о государственной независимости Казахстана. Тут же встал вопрос о реакции международного сообщества на эту акцию. Новое государство нуждалось в дипломатическом признании, без чего говорить о подлинной независимости было бы невозможно. В то время я находился в Москве, оформляя свой нелегкий &laquo;развод&raquo; с союзным министерством. Нелегкий, потому что 18 лет, с первых дней своей трудовой деятельности, я провел в стенах МИДа на Смоленской площади. И по-человечески мне было трудно свыкнуться с мыслью, что отныне придется посещать это здание только по официальным поводам. Но наступила новая историческая эпоха, которая позволяла приложить силы и умение на благо Казахстана. Поэтому, преодолевая грусть от расставания со старыми знакомыми, я оформлял необходимые документы. Куда бы ни заходил, меня пытались отговорить: &laquo;Ничего из парада суверенитетов не получится. Все будут просить Россию представлять интересы республик на международной арене, ведь у нас сложившаяся инфраструктура, готовые кадры&raquo;.</p> <p align="justify">Сильным аргументом в пользу невозвращения на родину должно было бы, по мнению моего бывшего руководства, стать предложение поехать в Хайфон (Вьетнам) в качестве генерального консула России. Но решение мною было принято твердое и бесповоротное, поэтому я отказался от этого лестного предложения. В этих хлопотах меня застал телефонный звонок нового постоянного представителя Казахстана в Москве К. Саудабаева. Он сообщил, что имеет поручение президента прозондировать реакцию дипломатического корпуса на заявление парламента республики о провозглашении Казахстана независимым государством, и попросил помочь в этом новом для него деле.</p> <p align="justify">Направив ноты в посольства зарубежных стран, мы на следующий день, сев в престижную по тем временам черную &laquo;Волгу&raquo;, принялись посещать глав дипломатических миссий. Излишне говорить, что в тех условиях эти визиты стали для нас волнующим событием, ведь речь шла о международном признании Казахстана. В итоге был подготовлен документ, адресованный Президенту Н. Назарбаеву. Содержание этого информационного материала, на мой взгляд, представляет большой интерес, поскольку со всей очевидностью свидетельствует о том, что Казахстан, став независимым, вступил в новый этап своего исторического развития. Эта информация отражает напряженную атмосферу в международном сообществе, связанную с распадом СССР. В то время Запад занимал противоречивую позицию: с одной стороны, выступал за установление единоличного контроля над ядерным оружием на территории бывшего СССР, с другой &ndash; проявлял сдержанное отношение к тому, чтобы именно Россия была правопреемником СССР в Совете Безопасности ООН. Поэтому считаю возможным опубликовать ту первую дипломатическую депешу, направленную Главе нового государства.</p> <p align="justify">Президенту Республики Казахстан Н. А. Назарбаеву</p> <p align="justify">Уважаемый Нурсултан Абишевич! Во исполнение Вашего поручения 18 декабря были совершены визиты к послам Великобритании, Германии, Японии, Кореи, Ирана, а также временному поверенному в делах КНР (посол КНР прибыл в Москву, но не вручил верительных грамот). Основное содержание состоявшихся бесед сводится к следующему. Посол Великобритании Р. Брейтвейт приветствовал провозглашение независимости Республики Казахстан. Он сказал, что Ваш визит в Англию имеет историческое значение.</p> <p align="justify">По его словам, этот визит &ndash; &laquo;первый крупный шаг&raquo;, который кладет начало полнокровному развитию казахстанско-английских связей. По словам посла, английское правительство будет уделять первостепенное внимание связям с Казахстаном. В настоящее время в Казахстане уже находится представительная делегация &laquo;Бритиш Петролеум&raquo;, ведущая переговоры по вопросам, связанным с разработкой нефтяных и газоконденсатного месторождения Карачаганак. При этом английская сторона исходит из того, что такое экономическое сотрудничество отвечает интересам обеих сторон.</p> <p align="justify">Посол Великобритании сообщил о том, что принципиальное решение западных государств относительно признания независимости Казахстана будет принято после выступления Дж. Бейкера на сессии Совета НАТО. Английский посол проявил большой интерес к позиции Казахстана относительно статуса ядерного арсенала, размещенного на территории республики. Он выразил понимание Вашей позиции по этому вопросу. Посол ФРГ К. Блёх также приветствовал провозглашение независимости Казахстана. Он подчеркнул, что в судьбе содружества наступает решающий момент &ndash; теперь все зависит от итогов Алма-Атинской встречи руководителей бывших республик Союза.</p> <p align="justify">Посол ФРГ заострил внимание на проблеме ядерного оружия в нашей республике. Получив подробные разъяснения Вашей позиции по этому вопросу, собеседник заявил, что позиция Германии состоит в том, чтобы ядерное оружие не стало объектом распространения. В этой связи посол выразил согласие с Вашей точкой зрения, подчеркнув, что Казахстан и Германия придерживаются идентичных подходов. ФРГ, так же как и Казахстан, считает, что необходимо единое командование над ракетно-ядерным потенциалом. Вместе с тем решение по его судьбе не может приниматься без участия руководителей тех республик, на территории которых размещено ядерное оружие.</p> <p align="justify">Временный поверенный в делах КНР Чжан Чжэнь подчеркнул, что незамедлительно передаст информацию о провозглашении независимости Казахстана высшему руководству Китая. Собеседник сообщил, что в Пекине в настоящее время рассматривается вопрос о том, какую позицию следует занять в связи с созданием СНГ, как строить отношения с новыми союзными государствами, в особенности с Казахстаном. При этом, по словам китайского дипломата, руководство КНР исходит из того, что Советский Союз прекратил свое существование. Независимость бывших субъектов Союза &ndash; это &laquo;необратимая историческая тенденция&raquo;.</p> <p align="justify">Чжан Чжэнь подчеркнул, что в Пекине считают Президента Казахстана &laquo;самым авторитетным деятелем на политической арене бывшего Союза&raquo;. В Пекине, сказал собеседник, высоко оценивают то обстоятельство, что именно Казахстан является единственной республикой, где удалось сохранить социально-политическую стабильность. В Китае считают, что успеха в реформах можно достичь только в обстановке стабильности. В то же время реформы имеют своей главной целью поддержание стабильности внутри страны.</p> <p align="justify">Чжан Чжэнь подчеркнул большое значение Вашего визита в Китай (речь идет о визите Н. Назарбаева в июле 1991 года). Благодаря этому визиту в казахстанско-китайских связях обозначился прорыв в направлении всестороннего развития сотрудничества в экономической и других сферах.</p> <p align="justify">В скором времени предстоит подписание первого межправительственного соглашения между Китаем и Казахстаном по торгово-экономическому сотрудничеству. По словам китайского дипломата, позитивные тенденции в двусторонних отношениях имеют место не только потому, что Казахстан и Китай &ndash; соседние государства, но и благодаря &laquo;дальновидности руководителей этих стран&raquo;. Чжан Чжэнь заявил, что в Пекине высоко оценивают позицию Казахстана по тайваньской проблеме. В Пекине воздают должное тому, что Вы проявили понимание официальной позиции Китая по Тайваню. Вместе с тем, касаясь предстоящей встречи, Чжан Чжэнь подчеркнул, что мимо внимания Пекина не прошли некоторые моменты, связанные с существующими разногласиями по целому ряду важных вопросов. В частности, эти разногласия сконцентрированы вокруг дискуссий о том, будет ли Содружество иметь какие-либо центральные координирующие органы, будет ли оно иметь форму государственности.</p> <p align="justify">В Пекине также обратили особое внимание на заявление Ельцина о том, что Россия является единственным правопреемником СССР на международной арене и хотела бы стать постоянным членом СБ ООН. В связи с этим китайское руководство проявляет интерес к позиции Казахстана по этому вопросу. Китай также хотел бы иметь точное представление о статусе ядерного оружия на территории нашей республики в свете заявления Ельцина о том, что по этому вопросу Россия намерена провести отдельные переговоры с Казахстаном.</p> <p align="justify">Посол Японии Эдамура заявил, что его страна уважает решение высшего органа народной власти Казахстана. В Японии хотели бы, чтобы процесс обретения независимости &laquo;шел беспрепятственно&raquo;. Как подчеркнул посол, провозглашение независимости нашей республики &laquo;отвечает интересам самой истории&raquo;. Посол обещал незамедлительно доложить информацию о независимости Казахстана в Токио для принятия соответствующего решения.</p> <p align="justify">Посол Японии заявил о том, что его страна заинтересована в развитии сотрудничества с Казахстаном. Первый шаг в налаживании связей &ndash; предстоящая поездка японских специалистов в Казахстан с целью ознакомления с ситуацией в республике. Посол выразил уверенность, что деловые круги Японии сочтут необходимым вкладывать инвестиции в казахстанскую экономику. При этом Япония исходит из того, что экономическое сотрудничество с нашей республикой должно быть плодотворным для обеих сторон. По словам японского посла, следует учитывать то обстоятельство, что в японских капиталовложениях заинтересованы многие государства мира. Поэтому фактор выгоды для частного бизнеса Японии имеет первостепенное значение.</p> <p align="justify">Посол Кореи Ро Мен Го сообщил, что он уже проинформировал свое правительство о провозглашении независимости Казахстана. По его словам, он в скором времени должен получить из Сеула соответствующие рекомендации относительно официальной позиции Кореи в связи с объявлением нашей республикой своей независимости. Посол подчеркнул, что корейское правительство с большим вниманием ожидает итогов Алма-Атинской встречи. В Сеуле надеются, что, несмотря на обозначившиеся разногласия, руководители бывших республик Союза придут к единому пониманию будущего Содружества. От результатов этой встречи зависит дальнейшая позиция Кореи.</p> <p align="justify">Посол заявил, что отношения с Казахстаном де-факто развиваются вполне удовлетворительно. Что же касается отношений де-юре, то это вопрос времени. По мнению посла, корейское правительство должно выразить свое позитивное отношение к установлению официальных отношений с нашей республикой. По его словам, первой официальной миссией, направленной в бывшие республики Союза, будет представительство Кореи в Алма-Ате.</p> <p align="justify">Посол Ирана Изали заявил, что Иран уважает решение Верховного Совета Казахстана. Посол особо остановился на характеристике ирано-казахстанских отношений. Он отметил исключительно важное значение Вашей встречи с министром иностранных дел Ирана Велаяти. В развитие положений меморандума по итогам этой встречи иранская сторона приняла решение направить в Алма-Ату делегацию во главе с заместителем министра нефтяной промышленности. Иран считает сотрудничество в сфере нефтяной промышленности приоритетным в отношениях с Казахстаном. Посол Ирана проявил акцентированный интерес к Вашей позиции относительно статуса ядерного оружия на территории республики. Получив соответствующие разъяснения, он подчеркнул, что в Иране ожидают итогов Алма-Атинской встречи, после чего Тегеран примет принципиальное решение по вопросу об установлении официальных отношений с Казахстаном.</p> <p align="justify">Исходя из содержания проведенных бесед с иностранными послами и их высказываний, как представляется, можно сделать следующие выводы. Провозглашение независимости Казахстана воспринимается за рубежом весьма позитивно. В то же время там считают, что будущее Содружества зависит от того, смогут ли руководители суверенных государств бывшего Союза достичь взаимопонимания по целому ряду вопросов. В числе главных вопросов &ndash; статус ядерного оружия на территории Казахстана.</p> <p align="justify">Послы западных стран выразили мнение своих правительств о том, что ядерное оружие, принадлежащее бывшему Союзу, должно находиться под единым контролем. В принципе такое понимание не расходится с Вашей позицией по вопросу о ядерном оружии.</p> <p align="justify">Однако, судя по некоторым замечаниям послов, заявление Украины и Белоруссии о том, что они являются безъядерными государствами, создало на Западе впечатление, что проблема ядерного оружия обретает новые контуры. Указанные республики, как полагают за рубежом, фактически согласились с требованием России на единоличное обладание ядерным потенциалом. Поэтому на Западе полагают, что дискуссии между Россией и Казахстаном могут осложнить процесс достижения договоренности относительно будущего Союза. Кроме того, за рубежом учитывают и то обстоятельство, что между бывшими республиками сохраняются существенные разногласия по самой сути Содружества, будет ли оно Содружеством действительно независимых государств или же потребуется создание координирующих органов.</p> <p align="justify">Обратило на себя внимание, что в дипкорпусе обеспокоены и отсутствием ясности по такому важному вопросу, как правопреемственность в сфере внешней политики. Заявление Ельцина о претензиях России на место в СВ ООН воспринято на Западе с известной долей скептицизма. В то же время Ваша позиция о представительстве всего Содружества в ООН, судя по реакции послов, гораздо в большей степени отвечает интересам мирового сообщества. Зарубежные послы не скрывали своих сомнений относительно возможности достижения конкретных договоренностей в Алма-Ате. Похоже на то, что на Западе решили занять выжидательную позицию. Официальное признание бывших республик ставится в прямую зависимость от итогов встречи в Алма-Ате.</p> <p align="justify">Касым-Жомарт Токаев, Президент Республики Казахстан</p> <p align="justify"><a href="https://100angime.kz/files/ru/100_рассказов_о_Независимости.pdf">inform.kz&nbsp;</a></p> <p align="justify">&nbsp;</p>

Еще новости региона