Не нанести вреда природе

Не нанести вреда природе

Не нанести вреда природе

Не нанести вреда природе

Не нанести вреда природе

Не нанести вреда природе

Не нанести вреда природе

Не нанести вреда природе

Интерес местных и иностранных туристов к государственному национальному природному парку «Көлсай көлдері» в Алматинской области с каждым годом растет. Особенно после карантина из-за пандемии коронавируса казахстанцы стали чаще приезжать в этот национальный парк. По мере роста притока туристов увеличивается и рекреационная нагрузка на окружающую среду.

И если не будет соответствую­щего контроля, то местную прекрасную природу попросту загубят. О развитии экотуризма, проблемах нацпарка и путях их решения, сохраняя при этом уникальную природу озер Кольсай и Каинды, мы поговорили с директором учреждения Дания­ром Тургамбаевым.

– Данияр Галымович, несмот­ря на пандемию коронавируса, число посетителей «Көлсай көлдері» превысило 50 тысяч...

– Да, в этом году растет интерес к внутреннему туризму. В течение сезона парк находился на карантине, был закрыт на два месяца, но годовой лимит турис­тов соблюден. В прошлом году нацпарк посетили 87 662 человека, и в этом, скорее всего, выйдет столько же. Если бы не пандемия, то наш парк посетили бы, наверное, свыше 100 тысяч туристов.

Однако вместе с увеличением количества людей в парке появляются такие проблемы, как рекреационная нагрузка и мусор. Все чаще мы наблюдаем низкий уровень экологического образования и туристской культуры посетителей. По субботам и воскресеньям наши сотрудники тратят время на сбор мусора в парке. Если раньше мы убирали мусор раз в день, то теперь – триж­ды. Конечно, стараемся объяснить людям, что так поступать с природой нельзя.

– Вы сказали, что если количество посетителей увеличивается из года в год, то и воздействие на окружающую среду будет расти. Какие меры принимаете, чтобы сохранить баланс?

– Сейчас у нас есть 7 туристских маршрутов. Но туристы пользуются в основном двумя из них: это само озеро Кольсай и озеро Каинды. В наш генеральный план развития вносятся изменения, согласно которым в будущем мы собираемся развивать остальные туристские направления и привлекать к ним внимание посетителей. Таким образом, появится возможность снизить рекреационную нагрузку на основные маршруты.

Для привлечения туристов на новые, планируемые маршруты необходимо организовать рек­ламу и обустраивать инфраструктуру парка. На указанных маршрутах еще не подготовлены навигация и места для отдыха. Даже сейчас к нам перестали ездить многие экотуристы, которым не нравятся многолюдные места, – они предпочитают отдых на природе в тишине, а теперь сюда приезжают много людей.

Поэтому для таких туристов нам нужно разработать новые туристские маршруты, где они могут посмотреть и озера Кольсай и Каинды, и отдохнуть, переночевать в тихих, специально отведенных местах в палатках.

– Уже не раз поднимался вопрос строительства дороги между озерами Кольсай и Каинды. Когда уже будет проложен асфальт?

– В 2018 году было завершено строительство асфальтной дороги до озера Нижний Кольсай протяженностью 89 километров. Поэтому и увеличилось число туристов в парке. К примеру, в 2018 году парк посетила 41 тысяча человек, а в 2019-м – уже 87 тысяч. В настоящее время выделяются средства для прокладки асфальтной дороги протяженностью 12 километров, ведущей от села Саты до озера Каинды.

- Известно, что за пос­ледние годы уровень озера Каинды упал на несколько метров. Этот вопрос даже поднимался в Парламенте страны. Есть ли план строительства дамбы?

– По этому поводу мы направили письмо в Комитет по ЧС (в настоящее время создано отдельное Министерство по чрезвычайным ситуациям РК. – Прим. ред.). В ближайшее время будет сформирована комиссия, которая исследует озеро. 4–5 лет назад была подготовлена смета для строительства дамбы. Если будет решен вопрос с финансированием, то плотина будет построена. Она нужна в первую очередь для безопасности. Обильные осадки могут размыть естественную дамбу. А рядом есть села, которые могут пострадать в случае прорыва. Во-вторых, нам, конечно же, нужно сохранить уникальное озеро.

– Поговорим о местном населении. Учитывая большое количество иностранных туристов, посещающих ГНПП «Көлсай көлдері», важно, чтобы местные жители знали их язык. Как сейчас в этом плане работают гостевые дома?

– В настоящее время обслуживающий персонал и хозяева гостевых домов работают со словарем для перевода. Но у нас есть договоренность с управлением туризма Алматинской области, в рамках которой для работников гостевых домов будут проводиться обучающие семинары. В этом году такие мероприятия не осуществлялись из-за карантина. Но мы планируем организовать курсы по изучению иностранных языков и пригласить соответствующих специалистов в целях обучения сотрудников парка и местных жителей. Работу планируем начать в этом году. Кроме того, в настоящее время прорабатываются вопросы по привлечению волонтеров из Алматы со знанием иностранных языков.

В настоящее время около половины жителей села Саты работают в сфере туризма. В селе имеются 58 гостевых домов и гостиниц общей вместимостью 743 человека. Туризм также развивается в селах Карабулак и Курметы, находящихся в радиу­се 15 километров от Саты. В сутки они могут принимать до 300 гос­тей.

Можно сказать, что сфера услуг в районе стремительно развивается. Молодежь возвращается из города и начинает работать в ауле. На мой взгляд, в течение ближайших 2–3 лет 70–80% населения Саты перейдет в туризм.

– Однако ситуация с телефонной связью и Интернетом в этом селе, кажется, не самая лучшая...

– Да, действительно, такая проб­лема существует. Например, на самом посещаемом месте нашего парка – озере Нижний Кольсай – мобильной связи нет вообще. Поэтому мы совместно с местными жителями и туроператорами направляем соответствующие письма компаниям отрасли связи. В ближайшее время в селе Саты планируется улучшить качество интернет-связи путем подведения оптоволокна. Интернет также необходим для маркетинга, онлайн-платежей и безопасности развития туризма.

Надеемся, что соответствующие ведомства помогут решить этот вопрос в кратчайшие сроки.

– Мы заметили много автобусов, идущих в «Көлсай көлдері». Ведется ли работа с туристическими агентствами?

– В связи с благоустройством дороги из Алматы увеличилось количество автобусных туров. Число договоров с туроператорами достигло 12. Автобусная экскурсия для нас выгодна, так как, во-первых, уменьшается количество легковых автомобилей и нагрузка на парковку. В одном автобусе едут около 50 человек. Во-вторых, в таких турах гиды проводят все организованно. Следят за тем, чтобы туристы не разводили огонь и не мусорили. В-третьих, у туристов, которые приезжают на автобусе, нет возможности привезти с собой казаны и мангалы. И в связи с этим туризм становится более организованным и регулируемым.

– Кстати, как Вы относитесь к формированию туристической культуры горожан?

– Мы стараемся пропагандировать такую культуру среди туристов. Ежегодно проводится международная экологическая акция «Марш парков», в рамках которой осуществляются экологические уроки в учебных заведениях, экологические акции – «Чистый берег», «Экопатруль», «День птиц» и другие. Главной целью акции «Марш парков» является привлечение внимания всего населения к проблемам особо охраняемых территорий и экологическое воспитание и просвещение.

Но одной этой акции недостаточно, нам нужно увеличивать экологическое просвещение. Невозможно проследить за каждым туристом, посетившим парк, и оштрафовать его в случае какого-то нарушения. Безусловно, мы рады увеличению количества посетителей нашего нацпарка. Но также обеспокоены и растущей рекреационной нагрузкой на природные объекты, которая может оказать негативное воздействие.

Многие из граждан до сих пор воспринимают путешествие не как прогулки и уединение с природой, а просто как разведение огня и приготовление шашлыка. Сейчас мы запретили разжигание костров и мангалов в нашем парке.

Рекреационная нагрузка снизится, если население изменит свое мнение о туризме. Нужно понимать, что экотуризм – это прежде всего знакомство с окружающей средой в рамках путешествия, что также означает понимать ценность каждого дерева, каждого животного и не вредить им. Поэтому при корректировке генерального плана развития инфраструктуры национального парка главным нашим принципом является экологичность и недопущение капитального строительства вблизи природных объектов.

– Есть ли в Кольсае прекрас­ные места, которые мы еще не открыли?

– Конечно, у нас есть интересные места, куда люди еще практически не ходили, и там нет рекреационной нагрузки. К примеру, до сих пор не открыты ущелья Саты, Курметы и Талды. Но маршрут для них мы составим только после расчета рекреационных нагрузок и обустройства. Наша главная цель, как было сказано выше, – не нанести вреда природе. Иначе потом ей будет сложно оправиться после негативного воздействия человека.



Источник: Министерство экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz


gurk.kz
<!DOCTYPE html> <html> <head> </head> <body> <p align="justify">Интерес местных и иностранных туристов к государственному национальному природному парку &laquo;Көлсай көлдері&raquo; в Алматинской области с каждым годом растет. Особенно после карантина из-за пандемии коронавируса казахстанцы стали чаще приезжать в этот национальный парк. По мере роста притока туристов увеличивается и рекреационная нагрузка на окружающую среду.</p> <p align="justify">И если не будет соответствую&shy;щего контроля, то местную прекрасную природу попросту загубят. О развитии экотуризма, проблемах нацпарка и путях их решения, сохраняя при этом уникальную природу озер Кольсай и Каинды, мы поговорили с директором учреждения Дания&shy;ром Тургамбаевым.<br /><br /><strong>&ndash; Данияр Галымович, несмот&shy;ря на пандемию коронавируса, число посетителей &laquo;Көлсай көлдері&raquo; превысило 50 тысяч...</strong><strong><br /></strong><br />&ndash; Да, в этом году растет интерес к внутреннему туризму. В течение сезона парк находился на карантине, был закрыт на два месяца, но годовой лимит турис&shy;тов соблюден. В прошлом году нацпарк посетили 87 662 человека, и в этом, скорее всего, выйдет столько же. Если бы не пандемия, то наш парк посетили бы, наверное, свыше 100 тысяч туристов.</p> <p align="justify">Однако вместе с увеличением количества людей в парке появляются такие проблемы, как рекреационная нагрузка и мусор. Все чаще мы наблюдаем низкий уровень экологического образования и туристской культуры посетителей. По субботам и воскресеньям наши сотрудники тратят время на сбор мусора в парке. Если раньше мы убирали мусор раз в день, то теперь &ndash; триж&shy;ды. Конечно, стараемся объяснить людям, что так поступать с природой нельзя.<br /><br /><strong>&ndash; Вы сказали, что если количество посетителей увеличивается из года в год, то и воздействие на окружающую среду будет расти. Какие меры принимаете, чтобы сохранить баланс?</strong></p> <p align="justify">&ndash; Сейчас у нас есть 7 туристских маршрутов. Но туристы пользуются в основном двумя из них: это само озеро Кольсай и озеро Каинды. В наш генеральный план развития вносятся изменения, согласно которым в будущем мы собираемся развивать остальные туристские направления и привлекать к ним внимание посетителей. Таким образом, появится возможность снизить рекреационную нагрузку на основные маршруты.</p> <p align="justify">Для привлечения туристов на новые, планируемые маршруты необходимо организовать рек&shy;ламу и обустраивать инфраструктуру парка. На указанных маршрутах еще не подготовлены навигация и места для отдыха. Даже сейчас к нам перестали ездить многие экотуристы, которым не нравятся многолюдные места, &ndash; они предпочитают отдых на природе в тишине, а теперь сюда приезжают много людей.</p> <p align="justify">Поэтому для таких туристов нам нужно разработать новые туристские маршруты, где они могут посмотреть и озера Кольсай и Каинды, и отдохнуть, переночевать в тихих, специально отведенных местах в палатках.<br /><br /><strong>&ndash; Уже не раз поднимался вопрос строительства дороги между озерами Кольсай и Каинды. Когда уже будет проложен асфальт?</strong></p> <p align="justify">&ndash; В 2018 году было завершено строительство асфальтной дороги до озера Нижний Кольсай протяженностью 89 километров. Поэтому и увеличилось число туристов в парке. К примеру, в 2018 году парк посетила 41 тысяча человек, а в 2019-м &ndash; уже 87 тысяч. В настоящее время выделяются средства для прокладки асфальтной дороги протяженностью 12 километров, ведущей от села Саты до озера Каинды.</p> <p align="justify"><strong>- </strong><strong>Известно, что за пос&shy;ледние годы уровень озера Каинды упал на несколько метров. Этот вопрос даже поднимался в Парламенте страны. Есть ли план строительства дамбы?</strong></p> <p align="justify">&ndash; По этому поводу мы направили письмо в Комитет по ЧС (в настоящее время создано отдельное Министерство по чрезвычайным ситуациям РК. <strong>&ndash;&nbsp;</strong><strong>Прим. ред.</strong><strong>)</strong>. В ближайшее время будет сформирована комиссия, которая исследует озеро. 4&ndash;5 лет назад была подготовлена смета для строительства дамбы. Если будет решен вопрос с финансированием, то плотина будет построена. Она нужна в первую очередь для безопасности. Обильные осадки могут размыть естественную дамбу. А рядом есть села, которые могут пострадать в случае прорыва. Во-вторых, нам, конечно же, нужно сохранить уникальное озеро.</p> <p align="justify"><strong>&ndash; Поговорим о местном населении. Учитывая большое количество иностранных туристов, посещающих ГНПП &laquo;Көлсай көлдері&raquo;, важно, чтобы местные жители знали их язык. Как сейчас в этом плане работают гостевые дома?</strong></p> <p align="justify">&ndash; В настоящее время обслуживающий персонал и хозяева гостевых домов работают со словарем для перевода. Но у нас есть договоренность с управлением туризма Алматинской области, в рамках которой для работников гостевых домов будут проводиться обучающие семинары. В этом году такие мероприятия не осуществлялись из-за карантина. Но мы планируем организовать курсы по изучению иностранных языков и пригласить соответствующих специалистов в целях обучения сотрудников парка и местных жителей. Работу планируем начать в этом году. Кроме того, в настоящее время прорабатываются вопросы по привлечению волонтеров из Алматы со знанием иностранных языков.</p> <p align="justify">В настоящее время около половины жителей села Саты работают в сфере туризма. В селе имеются 58 гостевых домов и гостиниц общей вместимостью 743 человека. Туризм также развивается в селах Карабулак и Курметы, находящихся в радиу&shy;се 15 километров от Саты. В сутки они могут принимать до 300 гос&shy;тей.</p> <p align="justify">Можно сказать, что сфера услуг в районе стремительно развивается. Молодежь возвращается из города и начинает работать в ауле. На мой взгляд, в течение ближайших 2&ndash;3 лет 70&ndash;80% населения Саты перейдет в туризм.<br /><br /><strong>&ndash; Однако ситуация с телефонной связью и Интернетом в этом селе, кажется, не самая лучшая...</strong></p> <p align="justify">&ndash; Да, действительно, такая проб&shy;лема существует. Например, на самом посещаемом месте нашего парка &ndash; озере Нижний Кольсай &ndash; мобильной связи нет вообще. Поэтому мы совместно с местными жителями и туроператорами направляем соответствующие письма компаниям отрасли связи. В ближайшее время в селе Саты планируется улучшить качество интернет-связи путем подведения оптоволокна. Интернет также необходим для маркетинга, онлайн-платежей и безопасности развития туризма.</p> <p align="justify">Надеемся, что соответствующие ведомства помогут решить этот вопрос в кратчайшие сроки.</p> <p align="justify"><strong>&ndash; Мы заметили много автобусов, идущих в &laquo;Көлсай көлдері&raquo;. Ведется ли работа с туристическими агентствами?</strong></p> <p align="justify">&ndash; В связи с благоустройством дороги из Алматы увеличилось количество автобусных туров. Число договоров с туроператорами достигло 12. Автобусная экскурсия для нас выгодна, так как, во-первых, уменьшается количество легковых автомобилей и нагрузка на парковку. В одном автобусе едут около 50 человек. Во-вторых, в таких турах гиды проводят все организованно. Следят за тем, чтобы туристы не разводили огонь и не мусорили. В-третьих, у туристов, которые приезжают на автобусе, нет возможности привезти с собой казаны и мангалы. И в связи с этим туризм становится более организованным и регулируемым.</p> <p align="justify"><strong>&ndash; Кстати, как Вы относитесь к формированию туристической культуры горожан?</strong></p> <p align="justify">&ndash; Мы стараемся пропагандировать такую культуру среди туристов. Ежегодно проводится международная экологическая акция &laquo;Марш парков&raquo;, в рамках которой осуществляются экологические уроки в учебных заведениях, экологические акции &ndash; &laquo;Чистый берег&raquo;, &laquo;Экопатруль&raquo;, &laquo;День птиц&raquo; и другие. Главной целью акции &laquo;Марш парков&raquo; является привлечение внимания всего населения к проблемам особо охраняемых территорий и экологическое воспитание и просвещение.</p> <p align="justify">Но одной этой акции недостаточно, нам нужно увеличивать экологическое просвещение. Невозможно проследить за каждым туристом, посетившим парк, и оштрафовать его в случае какого-то нарушения. Безусловно, мы рады увеличению количества посетителей нашего нацпарка. Но также обеспокоены и растущей рекреационной нагрузкой на природные объекты, которая может оказать негативное воздействие.</p> <p align="justify">Многие из граждан до сих пор воспринимают путешествие не как прогулки и уединение с природой, а просто как разведение огня и приготовление шашлыка. Сейчас мы запретили разжигание костров и мангалов в нашем парке.</p> <p align="justify">Рекреационная нагрузка снизится, если население изменит свое мнение о туризме. Нужно понимать, что экотуризм &ndash; это прежде всего знакомство с окружающей средой в рамках путешествия, что также означает понимать ценность каждого дерева, каждого животного и не вредить им. Поэтому при корректировке генерального плана развития инфраструктуры национального парка главным нашим принципом является экологичность и недопущение капитального строительства вблизи природных объектов.</p> <p align="justify"><strong>&ndash; Есть ли в Кольсае прекрас&shy;ные места, которые мы еще не открыли?</strong></p> <p align="justify">&ndash; Конечно, у нас есть интересные места, куда люди еще практически не ходили, и там нет рекреационной нагрузки. К примеру, до сих пор не открыты ущелья Саты, Курметы и Талды. Но маршрут для них мы составим только после расчета рекреационных нагрузок и обустройства. Наша главная цель, как было сказано выше, &ndash; не нанести вреда природе. Иначе потом ей будет сложно оправиться после негативного воздействия человека.</p> </body> </html>

Еще новости региона

Комментарии