О разработке, согласовании и государственной регистрации нормативных правовых актов: Город Нур-Султан, 27 Июля 2022 года - новости на сайте gurk.kz

О разработке, согласовании и государственной регистрации нормативных правовых актов

О разработке, согласовании и государственной регистрации нормативных правовых актов

О разработке, согласовании и государственной регистрации нормативных правовых актов

Ключевым инструментом реализации государственной политики, позволяющим осуществлять результативное и целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения, является нормотворческая деятельность.

Следует отметить, что для эффективности действия законов в полной мере необходимо своевременное принятие качественных и юридически грамотно составленных актов уполномоченных органов, которые занимают значительное место в системе правового регулирования.

Учитывая значимость данной деятельности, а также ее влияние на граждан и общество в целом, к процессу разработки и принятия нормативных правовых актов (далее - НПА), подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, предъявляются особые требования, направленные на обеспечение целостности законодательства, защиты прав граждан.

В целом, процесс разработки и принятия НПА можно условно разделить на следующие этапы: разработка проекта НПА; его публичное обсуждение на портале «Открытые НПА»; получение результатов обязательных экспертиз, экспертных заключений и рекомендаций; согласование проекта с заинтересованными органами; государственная   регистрация принятого уполномоченным органом НПА в органах юстиции.

На первом этапе уполномоченным органом определяется необходимость принятия НПА и наличие прямой компетенции в действующем законодательстве на его принятие.

Далее, разработанный проект НПА проходит широкое обсуждение на портале «Открытые НПА», являющегося компонентом веб-портала «Электронного правительства», а также в Общественном совете, проходит обязательные экспертизы в зависимости от предмета регулирования (например, антикоррупционную, экологическую и т.д.).

Кроме того, на данном этапе проекты НПА, затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства, также рассматриваются Национальной палатой предпринимателей и членами экспертного совета. При этом по проектам НПА, предусматривающим введение регуляторного инструмента или ужесточение регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства, а равно установление новых требований для предпринимателей, проводится анализ регуляторного воздействия в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса.

В случае, когда предложения и замечания граждан и организаций являются конструктивными и правомерными органы-разработчики зачастую принимают их, внося коррективы в разработанный проект.

После проведения публичного обсуждения и получения необходимых экспертиз и рекомендаций (заключений) проект НПА исходя из предмета рассматриваемых в нем вопросов, а также с учетом требований законодательных актов Республики Казахстан, подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями в силу их компетенции.

При этом необходимо отличать согласование органами юстиции проектов подзаконных НПА, подлежащих государственной регистрации в соответствии со статьей 35-1 Закона «О правовых актах», которое осуществляется после согласования заинтересованными органами путем проведения юридической экспертизы на предмет соответствия законодательству, наличия норм права и необходимости государственной регистрации в соответствии с Правилами разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 568.

Следует отметить, что процедура предрегистрационного согласования с органами юстиции НПА в проектном виде введена в целях повышения качества принимаемых НПА, которая также позволила сократить сроки государственной регистрации НПА до 5 рабочих дней.

Важно отметить, что ранее (практически до конца 2018 года) государственная регистрация НПА осуществлялась в отношении принятого (подписанного) НПА без предварительного согласования органами юстиции их проектов в течение 30 календарных дней. При этом в ходе государственной регистрации органами юстиции выявлялись нарушения действующего законодательства, которые становились основанием для отказа в государственной регистрации НПА либо возврата на доработку, а также отзыва НПА уполномоченным органом, обнаружившим нарушения самостоятельно. Соответственно, увеличивался срок введения в действие НПА, разработка которых зачастую начиналась заново (отмена НПА, разработка новой версии, публичное обсуждение, антикоррупционная экспертиза и т.д.).

Указанные факты вызывали критику со стороны уполномоченных органов и граждан, права которых затрагивал принимаемый НПА.

В связи с этим, в рамках перехода к электронному формату государственной регистрации в целях повышения качества принимаемых государственными органами НПА и сокращения случаев возвратов, отказов и отзывов в конце 2018 года было принято решение внедрить предрегистрационное согласование проектов НПА, в ходе которого устраняются практически все противоречия, что позволяет подготовить выверенный (доработанный) проект НПА к подписанию уполномоченным должностным лицом и последующей государственной регистрации.

В свою очередь, на этапе государственной регистрации НПА проверяется на соответствие ранее согласованному проекту НПА и изменениям, внесенным в законодательство с момента согласования проекта НПА.

Таким образом, обеспечивается баланс между необходимостью учета интересов заинтересованных лиц, обеспечением законности принимаемых НПА и своевременным, оперативным введением в действие НПА, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан.

Работа по совершенствованию процедуры государственной регистрации НПА, поэтапного внедрения современных и эффективных инструментов, принятия мер по упрощению и ускорению процедур будет продолжена.

 

 

Департамент регистрации

нормативных правовых актов

 



Источник: Министерство юстиции Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

Комментарии

gurk.kz
<p>Ключевым инструментом реализации государственной политики, позволяющим осуществлять результативное и целенаправленное правовое воздействие на общественные отношения, является нормотворческая деятельность.</p> <p>Следует отметить, что для эффективности действия законов в полной мере необходимо своевременное принятие качественных и юридически грамотно составленных актов уполномоченных органов, которые занимают значительное место в системе правового регулирования.</p> <p>Учитывая значимость данной деятельности, а также ее влияние на граждан и общество в целом, к процессу разработки и принятия нормативных правовых актов (далее - НПА), подлежащих государственной регистрации в органах юстиции, предъявляются особые требования, направленные на обеспечение целостности законодательства, защиты прав граждан.</p> <p>В целом, процесс разработки и принятия НПА можно условно разделить на следующие этапы: разработка проекта НПА; его публичное обсуждение на портале &laquo;Открытые НПА&raquo;; получение результатов обязательных экспертиз, экспертных заключений и рекомендаций; согласование проекта с заинтересованными органами; государственная&nbsp; &nbsp;регистрация принятого уполномоченным органом НПА в органах юстиции.</p> <p>На первом этапе уполномоченным органом определяется необходимость принятия НПА и наличие прямой компетенции в действующем законодательстве на его принятие.</p> <p>Далее, разработанный проект НПА проходит широкое обсуждение на портале &laquo;Открытые НПА&raquo;, являющегося компонентом веб-портала &laquo;Электронного правительства&raquo;, а также в Общественном совете, проходит обязательные экспертизы в зависимости от предмета регулирования (например, антикоррупционную, экологическую и т.д.).</p> <p>Кроме того, на данном этапе проекты НПА, затрагивающие интересы субъектов частного предпринимательства, также рассматриваются Национальной палатой предпринимателей и членами экспертного совета. При этом по проектам НПА, предусматривающим введение регуляторного инструмента или ужесточение регулирования в отношении субъектов частного предпринимательства, а равно установление новых требований для предпринимателей, проводится анализ регуляторного воздействия в соответствии с требованиями Предпринимательского кодекса.</p> <p>В случае, когда предложения и замечания граждан и организаций являются конструктивными и правомерными органы-разработчики зачастую принимают их, внося коррективы в разработанный проект.</p> <p>После проведения публичного обсуждения и получения необходимых экспертиз и рекомендаций (заключений) проект НПА исходя из предмета рассматриваемых в нем вопросов, а также с учетом требований законодательных актов Республики Казахстан, подлежит согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями в силу их компетенции.</p> <p>При этом необходимо отличать согласование органами юстиции проектов подзаконных НПА, подлежащих государственной регистрации в соответствии со статьей 35-1 Закона &laquo;О правовых актах&raquo;, которое осуществляется после согласования заинтересованными органами путем проведения юридической экспертизы на предмет соответствия законодательству, наличия норм права и необходимости государственной регистрации в соответствии с Правилами разработки, согласования и государственной регистрации нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 октября 2016 года № 568.</p> <p>Следует отметить, что процедура <strong>предрегистрационного согласования</strong> с органами юстиции НПА<strong> в проектном виде</strong> введена в целях повышения <strong>качества принимаемых НПА</strong>, которая также позволила <strong>сократить сроки</strong> государственной регистрации НПА до <strong>5</strong> рабочих дней.</p> <p>Важно отметить, что ранее (практически до конца 2018 года) государственная регистрация НПА осуществлялась в отношении принятого (подписанного) НПА без предварительного согласования органами юстиции их проектов в течение 30 календарных дней. При этом в ходе государственной регистрации органами юстиции выявлялись нарушения действующего законодательства, которые становились основанием для отказа в государственной регистрации НПА либо возврата на доработку, а также отзыва НПА уполномоченным органом, обнаружившим нарушения самостоятельно. Соответственно, увеличивался срок введения в действие НПА, разработка которых зачастую начиналась заново (отмена НПА, разработка новой версии, публичное обсуждение, антикоррупционная экспертиза и т.д.).</p> <p>Указанные факты вызывали критику со стороны уполномоченных органов и граждан, права которых затрагивал принимаемый НПА.</p> <p>В связи с этим, в рамках перехода к электронному формату государственной регистрации в целях повышения качества принимаемых государственными органами НПА и сокращения случаев возвратов, отказов и отзывов в конце 2018 года было принято решение внедрить предрегистрационное согласование проектов НПА, в ходе которого устраняются практически все противоречия, что позволяет подготовить выверенный (доработанный) проект НПА к подписанию уполномоченным должностным лицом и последующей государственной регистрации.</p> <p>В свою очередь, на этапе государственной регистрации НПА проверяется на соответствие ранее согласованному проекту НПА и изменениям, внесенным в законодательство с момента согласования проекта НПА.</p> <p>Таким образом, обеспечивается баланс между необходимостью учета интересов заинтересованных лиц, обеспечением законности принимаемых НПА и своевременным, оперативным введением в действие НПА, затрагивающим права, свободы и законные интересы граждан.</p> <p>Работа по совершенствованию процедуры государственной регистрации НПА, поэтапного внедрения современных и эффективных инструментов, принятия мер по упрощению и ускорению процедур будет продолжена.</p> <p><strong>&nbsp;</strong></p> <p><strong>&nbsp;</strong></p> <p><strong>Департамент</strong> <strong>регистрации</strong></p> <p><strong>нормативных правовых актов</strong></p> <p>&nbsp;</p>

Еще новости региона