Сакральная география Восточного Казахстана

Сакральная география Восточного Казахстана

Сакральная география Восточного Казахстана

Сакральная география Восточного Казахстана

Восточный Казахстан - один из духовных центров Республики. Он обладает уникальным туристским потенциалом. Регион славится уникальной красотой природы.

В карту сакральных мест Восточно-Казахстанской области вошли 13 объектов.

1. Гора Мұзтау (Белуха)

Расположена в самом центре Евразии, на границе Казахстана и России. У каждого народа она имеет своё название: алтайцы зовут её Уч-Сумер, русские - Белуха, а казахи именуют Мұзтау.
Энергетика этого места настолько необычна, что постоянно приковывает к себе внимание учёных, поэтов, художников, мистиков, писателей и туристов. На горе Белухе отдых приятен и разнообразен. В окрестностях расположено большое количество туристических баз и комплексов, усадеб и гостевых домов. Имеется и оздоровительный комплекс с пантовыми ваннами и маральниками.
Гору Белуху с экскурсией могут посетить не только альпинисты и любители экстрима, но и путешественники, желающие прикоснуться к культурному наследию, природе и истории Алтайского региона.
Одним из наиболее мистических уголков Горного Алтая является Долина Ярлу. Яркие оттенки местных лесов, редкие цветы и огромные стены скал способны удивить любого. Возле Шаманского камня часто можно встретить людей, занимающихся медитацией.
Ещё одно популярное место у мистиков - озеро Аккем. Кстати, назад название водоёма звучит как «Мекка», за что его часто называют провидческим.

2. Озеро Алаколь

Ключевым объектом для развития туризма в ВКО стало побережье озера Алаколь. Разработан специальный летний путеводитель озера Алаколь, где размещена карта побережья с подробным описанием баз отдыха и полезной информацией. Для увеличения потока и удобства туристов разработана и внедрена система онлайн-бронирования мест размещения баз отдыха на портале toureast.kz, также открыт туристский информационный центр TOURIST INFO.

3. Пещера Коныр-Аулие

В Абайском районе Семейского региона есть пещера Коныр-Аулие - священная для местных жителей и ставшая местом паломничества для туристов. Здесь бывал Абай, неоднократно посещал эти места Мухтар Ауэзов.

Пещера Коныр-Аулие окутана мифами и легендами. По преданиям, обнаружил её пророк Коныр. Согласно легенде в спасительный Ноев ковчег не успели попасть три пророка земли казахской, и пришлось им во время потопа провести на брёвнах, которые были привязаны к ковчегу. Когда вода стала спадать и показалась суша, бревно Коныра зацепилось за хребет Актас (Белый Камень), в расщелине которого и расположена пещера. Внутри неё находится каменная чаша, наполненная водой, которая обладает целебными свойствами. Вода кристально чистая, с известковым привкусом и холодная (температура всего 4 градуса). По словам местных аксакалов, об этой уникальной воде знали их далёкие предки, приезжавшие сюда залечивать раны после кровопролитных стычек с джунгарами. Люди окунаются, веря в особые целебные свойства этой воды.

4. Монумент «Сильнее смерти» (Семей)

29 августа 2001 года на острове Полковничьем был открыт монумент памяти жертв Семипалатинского ядерного полигона «Сильнее смерти» скульптора Шоты Валиханова. Он представляет собой стелу-кулпытас из чёрного габбро высотой 25, шириной 10, толщиной 2 метра.
Благодаря замыслу авторов уже издали виднеется силуэт Матери, своим телом укрывающей ребёнка от атомного гриба - апофеоз трагедии Семипалатинской степи. В то же время через образ Матери передана не только жертвенность, но и борьба за жизнь и любовь к жизни. Эти качества человека, в конце концов, и приводят к победе над Злом, к торжеству Жизни - отсюда и название монумента «Сильнее смерти».

Центральную часть монумента окружает широкая эспланада (незаполненное пространство) с многокрасочным цветником, партерной, невысокой зеленью и радиально-кольцевой системой дорог, так что монумент виден практически отовсюду. У главного подхода к памятнику с обеих сторон - крылатые барсы, защищающие от злых сил.
Справа от главного подхода к монументу выстраивается стенка размером 3 на 6 метров с картой Казахстана и отметками мест, где проводились ядерные испытания. На второй стороне стены - списки жертв лучевой болезни. С левой располагается ритуальное дерево - гингко (единственное растение, выжившее после ядерного взрыва в Хиросиме и Нагасаки), на котором, по народным традициям, принято повязывать ленточки с мыслями - надеждами на исполнение всего лучшего.

5. Дом «Алаш Арыстары» (Семей)

Двухэтажный дом был построен во второй половине ХІХ века, первый этаж здания выложен из кирпича, а второй этаж - деревянный.
Хозяин дома - Анияр Молдабаев (1856-1934), современник и ученик Абая, родом из Чингизской волости. Он является прототипом героя романа «Абай жолы» Данияра Кондыбаева. Дом был приобретён А. Молдабаевым при финансовой поддержке Абая в 1898 году у купца Москвина.
Приезжая в город, поэт останавливался в этом доме, где для него специально была выделена комната на втором этаже. Кроме поэта, в этом доме частыми гостями были сыновья Абая, также Шакарим Кудайбердиев, Кокбай Жанатаев. Именно этот дом Мухтар Ауэзов указывал в документах как место своего проживания. А. Байтурсынов жил некоторое время в этом доме со своей женой. А. Букейхан, М. Дулатов, Ж. Аймауытов и другие деятели «Алаш» часто собирались в этом доме.

В 1944-1967 гг. в этом доме, как имеющем непосредственное отношение к великому поэту, располагался музей Абая. После этого до 1988 года в здании была размещена городская детская библиотека. Затем здание музея было передано на баланс Государственного заповедника-музея Абая, до августа 1995 года здесь была размещена временная экспозиция. В сентябре 1997 года в здании был открыт первый в истории суверенного Казахстана музей, посвящённый истории движения «Алаш». В витринах посетители могут увидеть редкие фотографии и документы о становлении движения, книги и рукописи тех лет.
На первом этаже здания воссоздан интерьер городского дома начала ХХ века.

6. Литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Достоевского (Семей)

Музей был открыт 7 мая 1971 года. Он располагается в деревянном полутораэтажном доме 1838 года постройки. Здесь Ф. М. Достоевский снимал квартиру в 1857-1859 годах.
У здания музея установлена монументальная композиция скульптора Д. Элбакидзе «Ч. Валиханов, Ф. Достоевский». Этот памятник глубоко символичен и олицетворяет собой две судьбы, два народа, объединённых неразрывной дружбой.

Литературно-мемориальный дом-музей Ф. М. Достоевского в городе Семей - единственный из семи существующих музеев писателя, расположенный за пределами России. Пять лет, прожитых Ф. М. Достоевским на казахстанской земле, были наполнены яркими событиями его жизни. Здесь у писателя появился интерес к другим культурно-историческим и национально-религиозным реалиям. Интерес усиливался под влиянием Чокана Валиханова - казахского учёного-просветителя. Их дружбе посвящён большой раздел в литературной экспозиции, где, помимо фотографий, документов, книг, иллюстраций, установлены два бюста - Достоевского и Валиханова, выполненные из белого мрамора московским скульптором Д. Элбакидзе.

7. Историко-культурный комплекс Абая «Жидебай-Борили»

Величественный мемориальный комплекс «Абай-Шакарим» был открыт в Абайском районе к 150-летнему юбилею Абая. Авторы проекта - творческая группа архитекторов во главе с Беком Ибраевым, членом Союза архитекторов СССР, лауреатом международных конкурсов в Японии и Болгарии.
В основу концепции мемориала были приняты традиционные космогонические представления казахов, наиболее полно и ёмко выражающие их мировосприятие. Платформа длиной 200 метров, шириной 65 метров и высотой 5 метров, по замыслу, объединяет два захоронения - Абая и Шакарима - в единое целое. Расстояние между двумя захоронениями - 140 метров. Эта платформа по высоте расчленена на три яруса, соотносимые с тремя уровнями Вселенной в мифологии казахов.

Мавзолеи имеют башнеобразные формы, отличаются друг от друга пластикой фасада и завершением куполов. Через главный входной портал, длинный коридор - подземный переход, посетитель вступает на полированный чёрный пол арены амфитеатра, где над головой только небо и ступени, уходящие вверх.
На поверхности стен и переходных граней по белому известняку вырезаны росписи 99 имён святых пророков.
Пол внутри мавзолеев выложен в технике мраморной мозаики. Общую композицию завершают четыре угловых башни. Их функция - возможность проведения казахского ритуала испрашивания здоровья и удачи у великих духов-аруахов. Обряд рассчитан на проведение ночи в специальном помещении башен, чтение молитв и совершение ритуалов.

8. Памятник Жанибеку Бердаулетулы

Могила и памятник Жанибек-батыра находятся рядом с аулом Ортабулак в Жарминском районе ВКО. Ер Жанибек Бердаулетулы - представитель ветви Жантекей ветви 12 Абақ рода Керей. Прославился своими подвигами в борьбе против джунгарских захватчиков, ораторским талантом, прозорливостью, в народе он также был бием. Родился в 1714 году, умер в 1792 году. Его современник Бухар жырау не раз упоминал батыра в своих стихах и давал достойную оценку деяниям Ер Жанибека.
В народе сохранилась память рода о батыре. Согласно преданию Ер Жанибек по материнской линии был племянником (Қаз дауысты Қазыбек би) Казыбек-бия. Ер Жанибек рано повзрослел, и в 13 лет попросился у своего дяди Казыбек-бия на битву с джунгарами. Однако Казыбек-бий его не отпустил, сказав, что он ещё слишком юн. Обидевшись на это, Ер Жанибек ушёл, вонзил древко копья и заснул около него. Когда Казыбек-бий пришёл, ему показалось, что два волка резвятся, перепрыгивая через спящего Ер Жанибека. Резонно предположив, что привидевшиеся ему два волка - это покровительствующие Ер Жанибеку духовные силы, он решил разрешить своему племяннику отправиться на битву с врагом.
Благодаря храбрости и мужеству Жанибек вскоре прославился и добился расположения Абылай-хана. В битве у пещеры Коныр-Аулие он также проявил отвагу. Ер Жанибек принимал активное участие в казахско-джунгарской войне.

Могила Ер Жанибека расположена у гор Калбатау. Она была обнаружена в 1963 году. В 2014 году, к 300-летию батыра, в его честь был поставлен памятник, в композицию которого вошли два волка - образы покровительствовавших народному герою духовных сил. Юбилейная дата была отмечена на международном уровне, с участием гостей из Китая, Монголии, Турции. Они присутствовали на церемонии открытия монумента в честь Ер Жанибека.
Сегодня молодожёны возлагают цветы к его памятнику и оказывают почтение.
Подвиги Ер Жанибека являются наследием народа, примером для потомков. Он достоин занять место среди великих сыновей казахского народа. Легенд об Ер Жанибеке в народе очень много.

9. Мавзолей Ыргызбай-аты

Памятник культовой архитектуры, сер. ХIХ века, построен в Тарбагатайском районе в честь знаменитого народного лекаря. Досканаулы Ыргызбай (1787- 1850 гг.) был знаменитым лекарем, сыныкшы (костоправ), лечил травами, диагноз ставил по пульсу, денег не брал. Известен тем, что вылечил всем известного бия Кунанбая, отца Абая.
В настоящее время памятник является местом паломничества, так как имеет целебную силу и с ним связаны многочисленные истории исцеления больных людей.
Духовное значение в том, что он является местом сохранения обычаев и традиций, помогает поддержать живую память о наших предках.
Мавзолей Ыргызбай-аты расположен в юго-западной части комплекса, состоящего из погребальных сооружений и хозяйственных построек. На главном фасаде, на подкупольном барабане, красным цветом выведена надпись «ЫРГЫЗБАЙ». Входная часть и углы мавзолея декорированы красным кирпичом. С обеих сторон от входа, в арочных нишах вставлены мраморные таблички с надписями.

10. Историко-археологический комплекс Шиликти

Шиликтинская долина представляет собой равнину длиной 80 км, окружённую горами Тарбагатай, Манрак, Сауыр-Сайхан. Это действительно Царская долина, поражающая количеством огромных курганов, их более 200, тянущихся несколькими цепочками.

Элитарные памятники раннего сакского времени Шиликти расположены в центре уникального природного комплекса. Главной ценностью территории является историко-культурный ландшафт, образованный гармоничным воздействием природы и многовековой деятельности человека.
В 1960-х годах археологом С. С. Черниковым был раскопан курган №5, в котором было найдено 524 золотых предмета. Бляшки в виде «летящего оленя», изображение орлов, рыбы, кабана поражают совершенством и экспрессией.
Продолжение сенсационных открытий связано с исследованиями казахстанского археолога А. Т. Толеубаева. В 2003 году яркие находки сделаны в результате раскопок кургана №1, который выделялся особыми размерами и местоположением. Под почти 8-метровой насыпью была обнаружена усыпальница, построенная из брёвен лиственницы.

Обнаружение черепа человека позволило антропологам реконструировать внешний облик царской персоны. Было найдено 4 333 золотых изделия: бляхи в виде барса, беркута, оленя, волчонка, архара. Подлинный шедевр искусства древних кочевников - это бляшка, содержащая геральдическую композицию из двух оленей.

Раскопки продолжились на кургане №16. В кургане была обнаружена разграбленная гробница из лиственницы, на разных её участках найдены более 2 000 украшений из листового золота: бляшки в виде оленей, беркута-грифона, кошачьего хищника, нашивки на одежду геометрической формы. Очень важно то, что удалось проследить архитектуру надмогильного погребального сооружения, строительную технологию. Датируются материалы VII-VI веками до н. э.

Шиликтинские золотые украшения являются наиболее ранними в искусстве саков. Они предназначались для ношения при жизни, сакский правитель надевал одежду, украшенную этими золотыми бляхами, при важных празднествах и торжествах. Этот парадный костюм был реконструирован учёными.
Найден самый ранний не только в Казахстане, но и во всём Евразийском пространстве уникальный «золотой человек». Материалы датируются раннесакским временем VІІІ-VІІ вв. до н. э. Раскопки на некрополе Шиликти относятся к числу выдающихся открытий последних лет.

11. Историко-археологический комплекс Берел

Расположен в Катон-Карагайском районе ВКО. Некрополь Берел получил всемирную известность благодаря найденным здесь захоронениям кочевой знати и высокохудожественным изделиям в скифо-сибирском зверином стиле. Мировое учёное сообщество определило раскопки как археологическую сенсацию.

Древние номады неслучайно выбрали этот чудесный по красоте уголок Алтая для погребения своих верховных вождей. Долина, где расположены курганы, значительно возвышается на местности и со всех сторон окаймлена высокими горами. По мифологическим представлениям древних, горы наделены особым смыслом, так как на их вершинах обитают боги, в верхний мир уходят души предков.

Долина и само погребальное сооружение - курган - выполняли роль храма. Археологический комплекс Берел насчитывает более 100 погребально-поминальных сооружений разной величины. Древние жители возводили грандиозные усыпальницы для своих правителей, в которых тела усопших длительное время сохранялись нетленными. Они владели секретами бальзамирования, а их опыт строительства каменных конструкций учитывал возможность формирования линзы мерзлоты в погребальной камере кургана. В мерзлоте неплохо сохранились предметы, сопровождавшие в инобытие представителей высшей знати сакского кочевого общества: одежда, конское снаряжение и убранство из дерева, сёдла и ткани, деревянная посуда, изделия из кожи и войлока.
В самом крупном кургане были погребены царствующие персоны - мужчина и женщина, их уложили в колоду из лиственницы внутри сруба. Рядом располагались 13 коней. Кони были взнузданы и оседланы, головы некоторых из них облачены в маски, увенчанные деревянными рогами горного козла. Детали конского снаряжения изготовлены из дерева, украшены резными узорами и покрыты золотой фольгой и оловом.

В настоящее время это единственный в Казахстане памятник с подкурганной вечной мерзлотой, появившейся благодаря деятельности древних архитекторов. Археологические исследования Берельского некрополя позволили всему миру увидеть яркую культуру эпохи древнего всадничества.

12. Историко-археологический комплекс Акбауыр

Природно-ландшафтный сакральный объект, древний природно-исторический комплекс мегалитов, место поклонения. Находится в 3 км к северу от аула Бестерек Уланского района Восточно-Казахстанской области, на склоне горы Акбаур. Исследование грота Акбаур в 1970-1990 гг. проводила археологическая экспедиция Академии наук Казахстана под руководством З. Самашева. Объект входит в государственный список памятников истории и культуры местного значения.

В центральной части комплекса располагаются урочище Акбаур (петроглифы на сланцах и гранитах, разновременные захоронения, остатки поселений), сопка Коржимбай (грот с писаницами), массив Кызылтас (разновременные захоронения, в том числе курганы «с усами», петроглифы), село Сагыр (большое скопление петроглифов, остатки поселений). В других частях района на фоне уникальных природных условий существовали остатки небольших поселений, горные выработки, возможно, центры переработки руды, разновременные захоронения и петроглифы.

Вся территория составляет единый комплекс, базой которого являются уникальные природные особенности данного региона. В районе Акбаур находится большое количество массивов наскальных рисунков - Сагыр, Камысты, Кочунай, Бестерек, Алдай. Подавляющее большинство составляют петроглифы, также присутствуют и писаницы - грот Сагыр, грот Акбаур. Все они многообразны по выбору плоскостей (горизонтальные и вертикальные), стилю, технике выбивки (граффити и прошлифовка), времени (от эпохи бронзы до эпохи ранних кочевников) и видам изображения (преобладают рисунки козлов, интерес представляют антропоморфные фигуры).
Протяжённость массивов с изображениями достаточно большая (свыше 1 км). В районе Акбаур находится большое количество курганов и могильников.

13. Мавзолей Козы-Корпеша и Баян-Сулу

Это памятник архитектуры республиканского значения VIII-X вв. Козы-Корпеш и Баян-Сулу - одни из самых знаменитых и любимых героев казахских преданий, отдавших жизнь во имя любви. О древности этого мотива, восходящего, вероятно, к древнетюркской среде, говорит широкое распространение в тюркском мире этой темы. Это один из самых ранних средневековых архитектурных памятников, он неоднократно упоминался исследователями.
В 1856 году мавзолей и скульптуры рядом с ним (ныне отсутствующие) были зарисованы Чоканом Валихановым. Большую ценность представляют сделанные им зарисовки стоявших у памятника каменных изваяний.

По народной легенде фигуры изображали Козы-Корпеша, Баян-Сулу, её младшую и старшую сестру. В 1858 году мавзолей был обследован Николаем Абрамовым, в 1898 году - Николаем Пантусовым. В 1952 году памятник исследовала археологическая экспедиция Академии наук Казахской ССР под руководством Алькея Маргулана. В 1982 году мазар Козы-Корпеша и Баян-Сулу был включён в список памятников истории и культуры Казахской ССР республиканского значения и взят под охрану государства.

Мавзолей расположен на красивой излучине р. Аягуз, дуга которой «обнимает» памятник более чем на 180 градусов. Возвышенность правого берега, на которой располагается мавзолей, - самая высокая из прилегающих к реке, отсюда раскрывается красивый вид на речную долину. К югу от мавзолея раскинулось обширное казахское кладбище, состоящее из надгробий с каменной наброской.




Источник: https://karaganda-region.gov.kz/



Еще новости региона