Становление и развитие законодательства в области карантина и защиты растений Независимого Казахстана: Город Нур-Султан, 23 Августа 2021 года - новости на сайте gurk.kz

Становление и развитие законодательства в области карантина и защиты растений Независимого Казахстана

Становление и развитие законодательства в области карантина и защиты растений Независимого Казахстана

Становление и развитие законодательства в области карантина и защиты растений Независимого Казахстана

Закон Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года «О карантине растений»

Закон определяет правовую основу, цели, задачи и принципы осуществления мероприятий по карантину растений, являющихся составной частью системы обеспечения национальной безопасности на территории Республики Казахстан.

Основными задачами карантина растений являются:

1) охрана территории Республики

Казахстан

от занесения или самостоятельного проникновения из других государств или из карантинной зоны карантинных объектов;

2) выявление, локализация и ликвидация карантинных объектов, а также предупреждение их проникновения в регионы Республики

Казахстан

, где они отсутствуют;

3) проведение государственного карантинного фитосанитарного контроля и надзора за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области карантина растений.

В целях проверки выполнения требований законодательства Республики Казахстан в области карантина растений осуществляется

государственный карантинный фитосанитарный контроль и надзор в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, которые направлены на охрану таможенной территории Евразийского экономического союза от занесения или самостоятельного проникновения из других государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, карантинных объектов.

В соответствии с Законом

Республики Казахстан

от 6 мая 2002 года Республика Казахстан является участницей Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, совершенной в Женеве 21 октября 1982 года.

 

Указом Президента Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 980 Республика Казахстан присоединена к Международной Конвенции по карантину и защите растений, согласно которой одним из основных мероприятий в области обеспечения карантина и защиты растений является обязательное проведение анализа фитосанитарного риска.

Проведение анализа фитосанитарного риска является основой для составления и обновления, как перечня карантинных вредных организмов, так и правил проведения карантинных мероприятий. При наличии данных, полученных в результате анализа фитосанитарного риска по каждому виду продукции, поступающей на территорию республики из других стран, упрощен порядок прохождения подкарантинной продукции через фитосанитарные контрольные посты, что позволяет оптимизировать и ускорить процедуру досмотра подкарантинной продукции на границе.

Законом Республики Казахстан от 28 октября 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» внесены поправки в области карантина растений, направленные на:

закрепление ответственности за сельскохозяйственными товаропроизводителями по проведению химических обработок против карантинных объектов, за исключением, карантинных сорняков на землях государственного запаса, дынной мухи, южноамериканской томатной моли, бактериального ожога плодовых культур;

возврат функций государственного карантинного фитосанитарного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза от органов государственных доходов в ведомство уполномоченного органа в области карантина растений;

ведение учета предприятий, обладающих технологиями по лишению жизнеспособности карантинных объектов и обеззараживанием древесного упаковочного материала;

оснащение инспекторов по карантину растений средствами видео и фото фиксации при осуществлении ими контрольных, реализационных функций;

стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к своевременному проведению мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию плодово-ягодных культур, зараженных бактериальным ожогом плодовых;

утверждение правил проведения фитосанитарных мероприятий.

Данные изменения позволили привести законодательство в области карантина растений в соответствие с международными требованиями, дало возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям самостоятельно и своевременно проводить необходимые карантинные фитосанитарные мероприятия, при этом также получать соответствующую поддержку от государства в виде возмещения затрат хозяйствующих субъектов.

Также указанные поправки помимо эффективного проведения фитосанитарного контроля за перемещаемой подкарантинной продукцией, представляют возможность исключить коррупционные составляющие и прозрачность процесса.

Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года «О защите растений»

Закон определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности в области защиты растений от вредителей, сорняков и болезней растений и направлен на сохранение урожая, его качества и предотвращение вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду при осуществлении фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан.

Основными задачами государственной политики в области защиты растений являются:

1) обеспечение продовольственной безопасности государства;

2) обеспечение благоприятной фитосанитарной обстановки;

3) предупреждение и предотвращение вредного влияния пестицидов на здоровье людей, загрязнения сельскохозяйственной продукции, окружающей среды при проведении фитосанитарных мероприятий.

Закон гармонизирован с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

Так, согласно Закону запрещается производство (формуляция), ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов, не прошедших государственную регистрацию, а также исходных компонентов для производства (формуляции) незарегистрированных пестицидов, за исключением опытных образцов, ввозимых для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований на основании заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.  

При этом, выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований осуществляется в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.

В рамках Закона Республики Казахстан от 28 октября 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса» в Закон внесены поправки в области защиты растений, направленные на закрепление ответственности за сельхозтоваропроизводителями по проведению химических обработок против вредных, особо опасных вредных организмов, за исключением саранчовых вредителей.

Внесенные изменения стимулируют сельхозтоваропроизводителей к недопущению развития и распространения особо опасных вредных организмов на собственных территориях и повышают их ответственность за фитосанитарную обстановку на собственной территории.

Вышеуказанные меры являются залогом обеспечения благоприятной фитосанитарной обстановки на территории республики.

Внесены поправки по принятию решения о проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью проведения обследования территории и объектов для выявления и установления причин и условий возникновения и распространения вредных и (или) особо опасных вредных организмов, а также выявления фактов реализации, хранения, применения и (или) ввоза пестицидов, не прошедших государственную регистрацию, фальсифицированных пестицидов руководителем областного территориального подразделения ведомства уполномоченного органа в области защиты растений.

Данная поправка позволяет предотвратить ввоз зараженной растениеводческой продукции, обеспечить благополучную фитосанитарную обстановку, предупреждение и предотвращение вредного влияния пестицидов на здоровье людей, загрязнения сельскохозяйственной продукции, окружающей среды.

Также внесены поправки, предусматривающие основания для отзыва и приостановления регистрационных удостоверений на ранее зарегистрированные пестициды. Основной целью вносимых поправок является защита интересов сельхозтоваропроизводителей по доступу к качественным пестицидам.

Помимо этого новшеством данного Закон является отзыв регистрационного удостоверения на пестицид в случаях:

получения ранее неизвестных подтвержденных сведений об опасности этого пестицида для здоровья людей или окружающей среды;

включения пестицида в перечень средств защиты растений, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза, подпадающих под действие приложений А и В Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года;

подтверждения факта отсутствия биологической эффективности применяемого зарегистрированного пестицида на основе результатов, полученных по итогам проведения фитосанитарных мероприятий.

Законом установлено, что приостановление действия регистрационного удостоверения на пестицид осуществляется сроком на 12 месяцев по результатам проведения государственного фитосанитарного контроля, при котором выявлен факт несоответствия химического состава и количества действующего вещества применяемого зарегистрированного пестицида, химическому составу и количеству действующего вещества, заявленным в регистрационном досье при его государственной регистрации.

Кроме того, предусмотрено наделение государственных инспекторов по защите растений контрольными функциями за реализацией пестицидов. До настоящего времени в законодательстве в области защиты растений отсутствовали нормы, позволяющие контролировать пестициды на самом важном этапе – их реализации. Государственный фитосанитарный контроль осуществлялся только за хранением, транспортировкой, применением и обезвреживанием пестицидов.

Указанные меры направлены на предотвращение ввоза не зарегистрированных, фальсифицифированных пестицидов и их дальнейшего распространения и их использования не по назначению, также угроз для здоровья людей и окружающей среды возникающих вследствие применения таких пестицидов.



Источник: Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

Комментарии

gurk.kz
<strong>Закон Республики Казахстан от 11 февраля 1999 года &laquo;О карантине растений&raquo;</strong> <p><p>Закон определяет правовую основу, цели, задачи и принципы осуществления мероприятий по карантину растений, являющихся составной частью системы обеспечения национальной безопасности на территории Республики Казахстан.</p></p> <p>Основными задачами карантина растений являются:</p> <p>1) охрана территории Республики <p>Казахстан </p>от занесения или самостоятельного проникновения из других государств или из карантинной зоны карантинных объектов;</p> <p>2) выявление, локализация и ликвидация карантинных объектов, а также предупреждение их проникновения в регионы Республики <p>Казахстан</p>, где они отсутствуют;</p> <p><p>3) проведение государственного карантинного фитосанитарного контроля и надзора за соблюдением законодательства Республики Казахстан в области карантина растений.</p></p> <p><p>В целях проверки выполнения требований законодательства Республики Казахстан в области карантина растений осуществляется</p> <p>государственный карантинный фитосанитарный контроль и надзор в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, которые направлены на охрану таможенной территории Евразийского экономического союза от занесения или самостоятельного проникновения из других государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, карантинных объектов.</p></p> <p>В соответствии с Законом <p>Республики Казахстан </p>от 6 мая 2002 года Республика Казахстан является участницей Международной конвенции о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, совершенной в Женеве 21 октября 1982 года.</p> <p><p>&nbsp;</p><p>Указом Президента Республики Казахстан от 29 апреля 2010 года № 980 Республика Казахстан присоединена к Международной Конвенции по карантину и защите растений, согласно которой одним из основных мероприятий в области обеспечения карантина и защиты растений является обязательное проведение анализа фитосанитарного риска.</p></p> <p><p>Проведение анализа фитосанитарного риска является основой для составления и обновления, как перечня карантинных вредных организмов, так и правил проведения карантинных мероприятий. При наличии данных, полученных в результате анализа фитосанитарного риска по каждому виду продукции, поступающей на территорию республики из других стран, упрощен порядок прохождения подкарантинной продукции через фитосанитарные контрольные посты, что позволяет оптимизировать и ускорить процедуру досмотра подкарантинной продукции на границе.</p></p> <p>Законом Республики Казахстан от 28 октября 2019 года &laquo;О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса&raquo; внесены поправки в области карантина растений, направленные на:</p> <p>закрепление ответственности за сельскохозяйственными товаропроизводителями по проведению химических обработок против карантинных объектов, за исключением, карантинных сорняков на землях государственного запаса, дынной мухи, южноамериканской томатной моли, бактериального ожога плодовых культур;</p> <p>возврат функций государственного карантинного фитосанитарного контроля в автомобильных пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза от органов государственных доходов в ведомство уполномоченного органа в области карантина растений;</p> <p>ведение учета предприятий, обладающих технологиями по лишению жизнеспособности карантинных объектов и обеззараживанием древесного упаковочного материала;</p> <p>оснащение инспекторов по карантину растений средствами видео и фото фиксации при осуществлении ими контрольных, реализационных функций;</p> <p>стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей к своевременному проведению мероприятий, направленных на локализацию и ликвидацию плодово-ягодных культур, зараженных бактериальным ожогом плодовых;</p> <p>утверждение правил проведения фитосанитарных мероприятий.</p> <p>Данные изменения позволили привести законодательство в области карантина растений в соответствие с международными требованиями, дало возможность сельскохозяйственным товаропроизводителям самостоятельно и своевременно проводить необходимые карантинные фитосанитарные мероприятия, при этом также получать соответствующую поддержку от государства в виде возмещения затрат хозяйствующих субъектов.</p> <p>Также указанные поправки помимо эффективного проведения фитосанитарного контроля за перемещаемой подкарантинной продукцией, представляют возможность исключить коррупционные составляющие и прозрачность процесса.</p> <strong>Закон Республики Казахстан от 3 июля 2002 года &laquo;О защите растений&raquo;</strong> <p>Закон определяет правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности в области защиты растений от вредителей, сорняков и болезней растений и направлен на сохранение урожая, его качества и предотвращение вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду при осуществлении фитосанитарных мероприятий на территории Республики Казахстан.</p> <p>Основными задачами государственной политики в области защиты растений являются:</p> <p>1) обеспечение продовольственной безопасности государства;</p> <p>2) обеспечение благоприятной фитосанитарной обстановки;</p> <p>3) предупреждение и предотвращение вредного влияния пестицидов на здоровье людей, загрязнения сельскохозяйственной продукции, окружающей среды при проведении фитосанитарных мероприятий.</p> <p>Закон гармонизирован с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.</p> <p>Так, согласно Закону запрещается производство (формуляция), ввоз, хранение, транспортировка, реализация и применение пестицидов, не прошедших государственную регистрацию, а также исходных компонентов для производства (формуляции) незарегистрированных пестицидов, за исключением опытных образцов, ввозимых для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований на основании заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии. &nbsp;</p> <p>При этом, выдача заключения (разрешительного документа) на ввоз образцов незарегистрированных средств защиты растений (пестицидов) для проведения регистрационных (мелкоделяночных и производственных) испытаний и (или) научных исследований осуществляется в соответствии с решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии.</p> <p>В рамках Закона Республики Казахстан от 28 октября 2019 года &laquo;О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования агропромышленного комплекса&raquo; в Закон внесены поправки в области защиты растений, направленные на закрепление ответственности за сельхозтоваропроизводителями по проведению химических обработок против вредных, особо опасных вредных организмов, за исключением саранчовых вредителей.</p> <p>Внесенные изменения стимулируют сельхозтоваропроизводителей к недопущению развития и распространения особо опасных вредных организмов на собственных территориях и повышают их ответственность за фитосанитарную обстановку на собственной территории.</p> <p>Вышеуказанные меры являются залогом обеспечения благоприятной фитосанитарной обстановки на территории республики.</p> <p>Внесены поправки по принятию решения о проведении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля с целью проведения обследования территории и объектов для выявления и установления причин и условий возникновения и распространения вредных и (или) особо опасных вредных организмов, а также выявления фактов реализации, хранения, применения и (или) ввоза пестицидов, не прошедших государственную регистрацию, фальсифицированных пестицидов руководителем областного территориального подразделения ведомства уполномоченного органа в области защиты растений.</p> <p>Данная поправка позволяет предотвратить ввоз зараженной растениеводческой продукции, обеспечить благополучную фитосанитарную обстановку, предупреждение и предотвращение вредного влияния пестицидов на здоровье людей, загрязнения сельскохозяйственной продукции, окружающей среды.</p> <p>Также внесены поправки, предусматривающие основания для отзыва и приостановления регистрационных удостоверений на ранее зарегистрированные пестициды. Основной целью вносимых поправок является защита интересов сельхозтоваропроизводителей по доступу к качественным пестицидам.</p> <p>Помимо этого новшеством данного Закон является отзыв регистрационного удостоверения на пестицид в случаях:</p> <p>получения ранее неизвестных подтвержденных сведений об опасности этого пестицида для здоровья людей или окружающей среды;</p> <p>включения пестицида в перечень средств защиты растений, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза, подпадающих под действие приложений А и В Стокгольмской Конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 года;</p> <p>подтверждения факта отсутствия биологической эффективности применяемого зарегистрированного пестицида на основе результатов, полученных по итогам проведения фитосанитарных мероприятий.</p> <p>Законом установлено, что приостановление действия регистрационного удостоверения на пестицид осуществляется сроком на 12 месяцев по результатам проведения государственного фитосанитарного контроля, при котором выявлен факт несоответствия химического состава и количества действующего вещества применяемого зарегистрированного пестицида, химическому составу и количеству действующего вещества, заявленным в регистрационном досье при его государственной регистрации.</p> <p>Кроме того, предусмотрено наделение государственных инспекторов по защите растений контрольными функциями за реализацией пестицидов. До настоящего времени в законодательстве в области защиты растений отсутствовали нормы, позволяющие контролировать пестициды на самом важном этапе &ndash; их реализации. Государственный фитосанитарный контроль осуществлялся только за хранением, транспортировкой, применением и обезвреживанием пестицидов.</p> <p>Указанные меры направлены на предотвращение ввоза не зарегистрированных, фальсифицифированных пестицидов и их дальнейшего распространения и их использования не по назначению, также угроз для здоровья людей и окружающей среды возникающих вследствие применения таких пестицидов.</p>

Еще новости региона