Выступление Председателя Конституционного Суда Э.Азимовой на совместном заседании Палат Парламента 20 июня 2023 года: Город Астана, 21 Июня 2023 года - новости на сайте gurk.kz

Выступление Председателя Конституционного Суда Э.Азимовой на совместном заседании Палат Парламента 20 июня 2023 года

Выступление Председателя Конституционного Суда Э.Азимовой на совместном заседании Палат Парламента 20 июня 2023 года

Выступление Председателя Конституционного Суда Э.Азимовой на совместном заседании Палат Парламента 20 июня 2023 года

О Послании Конституционного Суда Республики Казахстан

на тему: «О состоянии конституционной законности

в Республике Казахстан»

 

Уважаемый Ерлан Жаканович,

Уважаемый Маулен Сагатханович,

Уважаемые депутаты и участники совместного заседания,

Создание Конституционного Суда и наделение граждан правом обращаться за защитой в данный орган являются результатом конституционной реформы 2022 года.

Обновленная Конституция заложила правовые основы для дальнейшей модернизации общества и государства, политической трансформации, усиления социальной роли государства и правозащитного потенциала.

Конституционные новеллы получили развитие через принятие Парламентом трех конституционных законов «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «О прокуратуре», «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» и поправок в некоторые законодательные акты.

Символично, что Конституционный Суд начал свою работу в год празднования 75-летия Всеобщей декларации прав человека, закрепившей универсальную концепцию защиты прав и свобод человека.

Лозунг юбилейного года Организации Объединенных Наций: «Достоинство, свобода и справедливость для всех» соответствует задачам Конституционного Суда.

Работа Конституционного Суда за пять месяцев показала, что граждане в своих обращениях справедливо поднимают проблемы конституционности отдельных положений законов.

Базовые подходы при рассмотрении обращений: обеспечение верховенства Конституции и права каждого на выражение мнения; всестороннее и качественное рассмотрение проблем, которые поднимаются в обращениях.

Кроме того, Конституционный суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам.

Гарантией доступа каждого к конституционному контролю является прямое и ясное закрепление в Конституционном законе «О Конституционном Суде Республики Казахстан» порядка, пределов и критериев конституционной проверки и требований к обращениям.

За конституционной защитой своих прав в течение пяти месяцев обратились свыше трех тысяч граждан.

Данные цифры являются свидетельством не просто интереса граждан к новому органу, а подтверждают желание каждого из обратившихся защитить свои права.

По сути, обращаясь в Конституционный Суд, граждане вносят вклад в приведение нормативных правовых актов в соответствие с Основным Законом.

Фактически граждане содействуют восстановлению справедливости.

Чуть менее половины поступивших обращений (около 41%) касается несогласия с решениями судов. При этом следует обратить внимание, что Конституционный Суд не вправе давать оценку судебным решениям.

Другая часть обращений граждан касается неисполнения судебных актов, жилищных и трудовых отношений, социальной защиты, исполнения наказаний, доступа к информации, банкротства физических лиц и других.

Только в четверти обращений (26%) граждане просят проверить конституционность законов и других нормативных правовых актов.

В разрезе 20 регионов наибольшее количество обращений поступило от жителей городов Астана, Алматы и Костанайской области.

По итогам рассмотрения обращений Конституционный суд обязан представлять ежегодное послание о соблюдении конституционной законности в Республике.

Вместе с тем, учитывая интерес общества к работе обновленного органа конституционного контроля принято решение представить Вашему вниманию послание за первые пять месяцев с начала деятельности.

К сожалению, по итогам конституционных производств за пять месяцев выявлены серьезные упущения в отдельных нормативных правовых актах.

В пяти из восемнадцати принятых нормативных постановлений нормы признаны неконституционными, в других пяти случаях Конституционный суд дал истолкование соответствующих норм в целях единообразного толкования.

В настоящее время необходимо Правительству и заинтересованным органам принять необходимые меры по устранению выявленных правовых несоответствий.

В этой связи предлагаем обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых. Современные вызовы и правоприменительная практика демонстрируют необходимость более глубокого критического подхода к мониторингу законодательства на предмет его актуальности и востребованности.

Адекватное правовое реагирование является важным условием обеспечения законности.

 Рекомендации в данном ключе даны в ряде нормативных постановлений Конституционного Суда. К примеру, по итогам рассмотрения Социального кодекса Правительство должно представить в Парламент проект закона с учетом обозначенных выводов.

По обращению гражданина неконституционным было признано императивное требование об обязательности приложения заключения молекулярно-генетической экспертизы к заявлению в суд об упрощенном усыновлении и последующем отказе в случае отсутствия такого заключения.

Государственные органы и суды обязаны наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка.

Во-вторых. Продолжает оставаться актуальным вопрос о доступе к правосудию.

Как показывает правоприменительная практика, закрепленные механизмы не всегда способствуют в случаях, изложенных гражданами, препятствуют реализации данного конституционного права.

В частности, Конституционный Суд отметил, что при обращении гражданина в суд размеры государственной пошлины должны быть разумными, обоснованными и соразмерными.

Правовой механизм должен предусматривать преодоление барьеров для конституционного права на доступ к правосудию. Так, освобождение полностью или частично от уплаты государственной пошлины, отсрочка или рассрочка ее уплаты и другие меры должны содействовать реализации права на доступ к правосудию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

По делам об административных правонарушениях, рассматриваемых в порядке сокращенного производства, решение о привлечении к ответственности в конклюдентной форме не должно лишать гражданина права на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Государственные органы не могут отказываться от применения правовой нормы только на основании того, что в процессуальном плане вопрос не урегулирован или урегулирован в недостаточной степени.  

В-третьих. Требуется тщательный мониторинг уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства с учетом практики исполнения принятых обязательств по защите прав человека и предоставления гражданам соразмерных возможностей для реализации своих процессуальных прав.

Так, в части прав лица, находящегося в статусе свидетеля, имеющего право на защиту, в Уголовно-процессуальном кодексе не определены четкие критерии и другие условия допустимого усмотрения, что позволяет правоприменителю произвольно их интерпретировать.

Не установлены сроки и обстоятельства, при наступлении которых  свидетель, имеющий право на защиту, может быть переведен в статус подозреваемого или, наоборот, выведен из круга участников уголовного процесса, защищающих свои или представляемые ими права и интересы.

Недостаточно урегулированы в отношении лица в статусе свидетеля, имеющего право на защиту, вопросы его участия в допросе следственным судьей потерпевшего или свидетеля, очной ставке или при депонировании показаний.

Квалифицирующие признаки составов преступлений должны в наибольшей степени отвечать требованиям ясности и определенности, что на практике будет гарантировать исключение негативных последствий для человека, находящегося в орбите уголовного правосудия.

В уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве по-прежнему остается актуальным вопрос об уязвимости социальных правах лиц, ограниченных в свободе в виде домашнего ареста, на стадии расследования уголовного дела либо отбывающих наказание в виде лишения свободы.

В-четвертых. Сохраняя позицию о том, что законы относительно статуса судьи, сотрудника правоохранительного органа и государственного служащего могут устанавливать ограничения прав человека, тем не менее следует обратить внимание на разумность и сбалансированность соответствующих изъятий, с учетом коррупционных рисков и иных последствий.

Требуется обеспечить дифференцированный подход для конкретных видов ограничений. Произошедшие в последние три года чрезвычайные ситуации еще раз подтверждают необходимость принятия эффективных мер в отношении системы государственного управления.

Меры наказания за совершенные правонарушения и дискредитирующие проступки должны сохраняться. Необходимо усилить превентивное законодательство, упреждающее наступление негативных последствий. Это касается коррупционных рисков, адекватной оплаты и условий труда, механизмов защиты прав граждан.  

Законодательное уточнение требуется в связи с отсутствием соразмерности правовых ограничений, вытекающих из мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления, неясностью оснований прекращения полномочий судей и государственных служащих, а также прекращения пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов.

Государственный служащий, судья, сотрудник правоохранительного или иного силового органа обязаны выполнять свои функции добропорядочно и в рамках закона.

В-пятых. По итогам рассмотрения на предмет конституционности положений Закона об административных реформах Конституционный суд пришел к следующему выводу:

меры по децентрализации требуют достаточную правовую проработанность подходов по разграничению полномочий между уровнями государственного управления.   

При распределении полномочий между исполнительными государственными органами, участвующими в формировании государственной политики, с учетом персональной ответственности членов Правительства, необходимо на уровне отраслевых законов четко разграничивать уровни, цели, задачи и полномочия в соответствующей сфере между Правительством, центральными и местными исполнительными органами.

Завершая свое выступление, позвольте отметить следующее.

Конституционный контроль в целом ориентирован на практическую  реализацию Конституции в условиях современных вызовов.

Сохранение приоритета ведомственных подходов при применении межотраслевого законодательства недопустимо, поскольку приводит к нарушению равенства всех перед законом и судом. 

В таких условиях возрастает роль конституционного обращения гражданина, которое, с одной стороны, выступает как дополнительное средство защиты своих прав, а с другой, – является наглядным проявлением гражданской активности на пути укрепления   конституционной легитимности законов.

При этом требование об исчерпании всех других инструментов правовой защиты, до обращения в Конституционный суд законодательство Казахстана не содержит.

Институт конституционного обращения гражданина требует повышения уровня конституционного правосознания и правовой культуры общества, государственного аппарата и самого гражданина.

Верховенство Конституции должно быть ориентировано на законодательное и практическое обеспечение достоинства, свободы и справедливости для всех.

Ата-бабаларымыз айтып кеткендей, «әділ заң - аспан тірегі»/ «справедливый закон – столп неба».

Необходимо продолжать работу в этом направлении, сохраняя ориентир на человекоцентричность государственного устройства.

Важно использовать потенциал законов на местах для предотвращения нарушений или иных негативных последствий.

Закон должен служить инструментом предупреждения, а не просто инструментом наказания в правоприменении.

Превентивная роль законодательства позволит воспитать в обществе ответственное поведение и доверие граждан к власти.

Такой подход является гарантией устойчивого развития и консолидации усилий граждан, институтов гражданского общества и государственных органов.

Благодарю за внимание.



Источник: Конституционный Суд Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

Комментарии

gurk.kz
<p align="center"><strong>О Послании Конституционного Суда Республики Казахстан</strong></p> <p align="center"><strong>на тему: &laquo;О состоянии конституционной законности</strong></p> <p align="center"><strong>в Республике Казахстан&raquo;</strong></p> <p><strong>&nbsp;</strong></p> <p><strong>Уважаемый Ерлан Жаканович,</strong></p> <p><strong>Уважаемый Маулен Сагатханович,</strong></p> <p><strong>Уважаемые депутаты и участники совместного заседания,</strong></p> <p>Создание Конституционного Суда и наделение граждан правом обращаться за защитой в данный орган являются результатом конституционной реформы 2022 года.</p> <p>Обновленная Конституция заложила правовые основы для дальнейшей модернизации общества и государства, политической трансформации, усиления социальной роли государства и правозащитного потенциала.</p> <p>Конституционные новеллы получили развитие через принятие Парламентом трех конституционных законов &laquo;О Конституционном Суде Республики Казахстан&raquo;, &laquo;О прокуратуре&raquo;, &laquo;Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан&raquo; и поправок в некоторые законодательные акты.</p> <p>Символично, что Конституционный Суд начал свою работу в год празднования 75-летия Всеобщей декларации прав человека, закрепившей универсальную концепцию защиты прав и свобод человека.</p> <p>Лозунг юбилейного года Организации Объединенных Наций: &laquo;Достоинство, свобода и справедливость для всех&raquo; соответствует задачам Конституционного Суда.</p> <p>Работа Конституционного Суда за пять месяцев показала, что граждане в своих обращениях справедливо поднимают проблемы конституционности отдельных положений законов.</p> <p>Базовые подходы при рассмотрении обращений: обеспечение верховенства Конституции и права каждого на выражение мнения; всестороннее и качественное рассмотрение проблем, которые поднимаются в обращениях.</p> <p>Кроме того, Конституционный суд решает исключительно вопросы права и не дает оценку фактическим обстоятельствам.</p> <p>Гарантией доступа каждого к конституционному контролю является прямое и ясное закрепление в Конституционном законе &laquo;О Конституционном Суде Республики Казахстан&raquo; порядка, пределов и критериев конституционной проверки и требований к обращениям.</p> <p>За конституционной защитой своих прав в течение пяти месяцев обратились свыше трех тысяч граждан.</p> <p>Данные цифры являются свидетельством не просто интереса граждан к новому органу, а подтверждают желание каждого из обратившихся защитить свои права.</p> <p>По сути, обращаясь в Конституционный Суд, граждане вносят вклад в приведение нормативных правовых актов в соответствие с Основным Законом.</p> <p><strong>Фактически граждане содействуют восстановлению справедливости. </strong></p> <p>Чуть менее половины поступивших обращений (около 41%) касается несогласия с решениями судов. При этом следует обратить внимание, что Конституционный Суд не вправе давать оценку судебным решениям.</p> <p>Другая часть обращений граждан касается неисполнения судебных актов, жилищных и трудовых отношений, социальной защиты, исполнения наказаний, доступа к информации, банкротства физических лиц и других.</p> <p>Только в четверти обращений (26%) граждане просят проверить конституционность законов и других нормативных правовых актов.</p> <p>В разрезе 20 регионов наибольшее количество обращений поступило от жителей городов Астана, Алматы и Костанайской области.</p> <p>По итогам рассмотрения обращений Конституционный суд обязан представлять ежегодное послание о соблюдении конституционной законности в Республике.</p> <p>Вместе с тем, учитывая интерес общества к работе обновленного органа конституционного контроля принято решение представить Вашему вниманию послание за первые пять месяцев с начала деятельности.</p> <p>К сожалению, по итогам конституционных производств за пять месяцев выявлены серьезные упущения в отдельных нормативных правовых актах.</p> <p>В пяти из восемнадцати принятых нормативных постановлений нормы признаны неконституционными, в других пяти случаях Конституционный суд дал истолкование соответствующих норм в целях единообразного толкования.</p> <p>В настоящее время необходимо Правительству и заинтересованным органам принять необходимые меры по устранению выявленных правовых несоответствий.</p> <p><strong>В этой связи предлагаем обратить внимание на следующие моменты.</strong></p> <p><strong>Во-первых. </strong>Современные вызовы и правоприменительная практика демонстрируют необходимость более глубокого критического подхода к мониторингу законодательства на предмет его актуальности и востребованности.</p> <p>Адекватное правовое реагирование является важным условием обеспечения законности.</p> <p>&nbsp;Рекомендации в данном ключе даны в ряде нормативных постановлений Конституционного Суда. К примеру, по итогам рассмотрения Социального кодекса Правительство должно представить в Парламент проект закона с учетом обозначенных выводов.</p> <p>По обращению гражданина неконституционным было признано императивное требование об обязательности приложения заключения молекулярно-генетической экспертизы к заявлению в суд об упрощенном усыновлении и последующем отказе в случае отсутствия такого заключения.</p> <p>Государственные органы и суды обязаны наилучшим образом обеспечивать интересы ребенка.</p> <p><strong>Во-вторых.</strong> Продолжает оставаться актуальным вопрос о доступе к правосудию.</p> <p>Как показывает правоприменительная практика, закрепленные механизмы не всегда способствуют в случаях, изложенных гражданами, препятствуют реализации данного конституционного права.</p> <p>В частности, Конституционный Суд отметил, что при обращении гражданина в суд размеры государственной пошлины должны быть разумными, обоснованными и соразмерными.</p> <p>Правовой механизм должен предусматривать преодоление барьеров для конституционного права на доступ к правосудию. Так, освобождение полностью или частично от уплаты государственной пошлины, отсрочка или рассрочка ее уплаты и другие меры должны содействовать реализации права на доступ к правосудию граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.</p> <p>По делам об административных правонарушениях, рассматриваемых в порядке сокращенного производства, решение о привлечении к ответственности в конклюдентной форме не должно лишать гражданина права на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам.</p> <p>Государственные органы не могут отказываться от применения правовой нормы только на основании того, что в процессуальном плане вопрос не урегулирован или урегулирован в недостаточной степени.&nbsp;&nbsp;</p> <p><strong>В-третьих. </strong>Требуется тщательный мониторинг уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства с учетом практики исполнения принятых обязательств по защите прав человека и предоставления гражданам соразмерных возможностей для реализации своих процессуальных прав.</p> <p>Так, в части прав лица, находящегося в статусе свидетеля, имеющего право на защиту, в Уголовно-процессуальном кодексе не определены четкие критерии и другие условия допустимого усмотрения, что позволяет правоприменителю произвольно их интерпретировать.</p> <p>Не установлены сроки и обстоятельства, при наступлении которых &nbsp;свидетель, имеющий право на защиту, может быть переведен в статус подозреваемого или, наоборот, выведен из круга участников уголовного процесса, защищающих свои или представляемые ими права и интересы.</p> <p>Недостаточно урегулированы в отношении лица в статусе свидетеля, имеющего право на защиту, вопросы его участия в допросе следственным судьей потерпевшего или свидетеля, очной ставке или при депонировании показаний.</p> <p>Квалифицирующие признаки составов преступлений должны в наибольшей степени отвечать требованиям ясности и определенности, что на практике будет гарантировать исключение негативных последствий для человека, находящегося в орбите уголовного правосудия.</p> <p>В уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве по-прежнему остается актуальным вопрос об уязвимости социальных правах лиц, ограниченных в свободе в виде домашнего ареста, на стадии расследования уголовного дела либо отбывающих наказание в виде лишения свободы.</p> <p><strong>В-четвертых. </strong>Сохраняя позицию о том, что законы относительно статуса судьи, сотрудника правоохранительного органа и государственного служащего могут устанавливать ограничения прав человека, тем не менее следует обратить внимание на разумность и сбалансированность соответствующих изъятий, с учетом коррупционных рисков и иных последствий.</p> <p>Требуется обеспечить дифференцированный подход для конкретных видов ограничений. Произошедшие в последние три года чрезвычайные ситуации еще раз подтверждают необходимость принятия эффективных мер в отношении системы государственного управления.</p> <p>Меры наказания за совершенные правонарушения и дискредитирующие проступки должны сохраняться. Необходимо усилить превентивное законодательство, упреждающее наступление негативных последствий. Это касается коррупционных рисков, адекватной оплаты и условий труда, механизмов защиты прав граждан.&nbsp;&nbsp;</p> <p>Законодательное уточнение требуется в связи с отсутствием соразмерности правовых ограничений, вытекающих из мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за правонарушения против интересов государственной службы и государственного управления, неясностью оснований прекращения полномочий судей и государственных служащих, а также прекращения пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов.</p> <p>Государственный служащий, судья, сотрудник правоохранительного или иного силового органа обязаны выполнять свои функции добропорядочно и в рамках закона.</p> <p><strong>В-пятых. </strong>По итогам рассмотрения на предмет конституционности положений Закона об административных реформах Конституционный суд пришел к следующему выводу:</p> <p>меры по децентрализации требуют достаточную правовую проработанность подходов по разграничению полномочий между уровнями государственного управления.&nbsp;&nbsp;&nbsp;</p> <p>При распределении полномочий между исполнительными государственными органами, участвующими в формировании государственной политики, с учетом персональной ответственности членов Правительства, необходимо на уровне отраслевых законов четко разграничивать уровни, цели, задачи и полномочия в соответствующей сфере между Правительством, центральными и местными исполнительными органами.</p> <p><strong>Завершая свое выступление, позвольте отметить следующее.</strong></p> <p>Конституционный контроль в целом ориентирован на практическую &nbsp;реализацию Конституции в условиях современных вызовов.</p> <p>Сохранение приоритета ведомственных подходов при применении межотраслевого законодательства недопустимо, поскольку приводит к нарушению равенства всех перед законом и судом.&nbsp;</p> <p>В таких условиях возрастает роль конституционного обращения гражданина, которое, с одной стороны, выступает как дополнительное средство защиты своих прав, а с другой, &ndash; является наглядным проявлением гражданской активности на пути укрепления&nbsp;&nbsp; конституционной легитимности законов.</p> <p>При этом требование об исчерпании всех других инструментов правовой защиты, до обращения в Конституционный суд законодательство Казахстана не содержит.</p> <p>Институт конституционного обращения гражданина требует повышения уровня конституционного правосознания и правовой культуры общества, государственного аппарата и самого гражданина.</p> <p>Верховенство Конституции должно быть ориентировано на законодательное и практическое обеспечение достоинства, свободы и справедливости для всех.</p> <p>Ата-бабаларымыз айтып кеткендей, &laquo;әділ заң - аспан тірегі&raquo;/ &laquo;справедливый закон &ndash; столп неба&raquo;.</p> <p>Необходимо продолжать работу в этом направлении, сохраняя ориентир на человекоцентричность государственного устройства.</p> <p>Важно использовать потенциал законов на местах для предотвращения нарушений или иных негативных последствий.</p> <p>Закон должен служить инструментом предупреждения, а не просто инструментом наказания в правоприменении.</p> <p>Превентивная роль законодательства позволит воспитать в обществе ответственное поведение и доверие граждан к власти.</p> <p>Такой подход является гарантией устойчивого развития и консолидации усилий граждан, институтов гражданского общества и государственных органов.</p> <p align="center"><strong>Благодарю за внимание.</strong></p>

Еще новости региона