Агентство завершило очередной цикл риск-ориентированного надзора в банковском секторе: Город Алматы, 16 Апреля 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Агентство завершило очередной цикл риск-ориентированного надзора в банковском секторе

Агентство завершило очередной цикл риск-ориентированного надзора в банковском секторе

Агентство завершило очередной цикл риск-ориентированного надзора в банковском секторе

Агентство завершило очередной цикл риск-ориентированного надзора в банковском секторе, который включал в себя несколько ключевых процедур: комплексную оценку SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), регулярную оценку качества активов (AQR) и надзорное стресс-тестирование (НСТ).

Надзорная модель SREP направлена на повышение качества корпоративного управления и совершенствование бизнес-процессов банков. В 2024 году оценка SREP была проведена на основе обновленной методологии, предусматривающей более глубокий и всесторонний анализ. Это позволило повысить эффективность идентификации, оценки и контроля рисков.

В рамках AQR были проведены детальный анализ ссудных портфелей банков и оценка достаточности провизий. Проведенное НСТ позволило оценить устойчивость банковского сектора к возможным экономическим и финансовым шокам. В периметр AQR и НСТ вошли 11 банков с совокупной долей 85% от активов банковского сектора.

«По итогам оценок AQR и НСТ 2024 года достаточность основного капитала (k1) составила 15,0%, что существенно превышает минимальный установленный норматив – 5,5%. Впервые по итогам надзорного цикла применены индивидуальные надбавки и буферы на достаточность капитала банков. Данные меры направлены на повышение финансовой устойчивости банковского сектора и достаточного запаса капитала для покрытия потенциальных рисков», – отметил Заместитель Председателя Агентства Тимур Абилкасымов.

Решения о применении надзорной надбавки по результатам SREP и AQR, а также буферов на достаточность капитала банков приняты на заседании Комитета Агентства по пруденциальному регулированию и развитию финансового рынка. Все банки сохранили достаточный запас капитала, соблюдая минимальные нормативные требования с учетом надзорной надбавки.

Диапазон надзорной надбавки для банков, включенных в регулярный AQR, составляет от 0 до 6% в зависимости от результатов SREP и AQR. Для банков, не участвующих в AQR, надбавка составляет от 0 до 3% и определяется по итогам SREP.

Буфер по результатам НСТ варьируется от 0% до 3% в зависимости от уровня подверженности банков стрессовым сценариям и в отличие от надзорной надбавки учитывается только при ограничении распределения чистого дохода банков на выплату дивидендов.

«Банкам необходимо учитывать установленную надзорную надбавку и буфер в процессах стратегического и бюджетного планирования, а также при определении риск-аппетитов. Агентство направило банкам требования и рекомендации для устранения недостатков, выявленных по результатам очередного цикла риск-ориентированного надзора», – подчеркнул Т. Абилкасымов.

По результатам комплексной оценки SREP Агентством опубликован первый отчет, который содержит основные выводы надзорной оценки, а также детальное описание процедуры и примененной методологии, что позволяет глубже понять уровень устойчивости банковского сектора Казахстана.

На сайте Агентства также доступны ежегодные отчеты по результатам AQR и НСТ за 2024 год.

 

Управление внешних коммуникаций:

press@finreg.kz



Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>Агентство завершило очередной цикл <strong>риск-ориентированного надзора в банковском секторе</strong>, который включал в себя несколько ключевых процедур: комплексную оценку SREP (Supervisory Review and Evaluation Process), регулярную оценку качества активов (AQR) и надзорное стресс-тестирование (НСТ).</p> <p>Надзорная модель<strong> SREP</strong> направлена на повышение качества корпоративного управления и совершенствование бизнес-процессов банков. В 2024 году <strong>оценка SREP была проведена на основе обновленной методологии</strong>, предусматривающей более глубокий и всесторонний анализ. Это позволило повысить эффективность идентификации, оценки и контроля рисков.</p> <p>В рамках<strong> AQR</strong> были проведены детальный анализ ссудных портфелей банков и оценка достаточности провизий. Проведенное <strong>НСТ</strong> позволило оценить устойчивость банковского сектора к возможным экономическим и финансовым шокам. В периметр AQR и НСТ вошли 11 банков с совокупной долей 85% от активов банковского сектора.</p> <p>«По итогам оценок AQR и НСТ 2024 года достаточность основного капитала (k1) составила <strong>15,0%, </strong>что существенно превышает минимальный установленный норматив – <strong>5,5%</strong>. Впервые по итогам надзорного цикла <strong>применены индивидуальные надбавки и буферы на достаточность капитала банков</strong>. Данные меры направлены на повышение финансовой устойчивости банковского сектора и достаточного запаса капитала для покрытия потенциальных рисков», – отметил Заместитель Председателя Агентства Тимур Абилкасымов.</p> <p>Решения о применении надзорной надбавки по результатам SREP и AQR, а также буферов на достаточность капитала банков приняты на заседании <strong>Комитета Агентства по пруденциальному регулированию и развитию финансового рынка</strong>. Все банки сохранили достаточный запас капитала, соблюдая минимальные нормативные требования с учетом надзорной надбавки.</p> <p>Диапазон надзорной надбавки для банков, включенных в регулярный AQR, составляет <strong>от 0 до 6%</strong> в зависимости от результатов SREP и AQR. Для банков, не участвующих в AQR, надбавка составляет <strong>от 0 до 3%</strong> и определяется по итогам SREP.</p> <p>Буфер по результатам НСТ варьируется <strong>от 0% до 3%</strong> в зависимости от уровня подверженности банков стрессовым сценариям и в отличие от надзорной надбавки учитывается только при ограничении распределения чистого дохода банков на выплату дивидендов.</p> <p>«Банкам необходимо учитывать установленную надзорную надбавку и буфер в процессах стратегического и бюджетного планирования, а также при определении риск-аппетитов. Агентство направило банкам требования и рекомендации для устранения недостатков, выявленных по результатам очередного цикла риск-ориентированного надзора», – подчеркнул Т. Абилкасымов.</p> <p>По результатам комплексной оценки SREP Агентством опубликован первый отчет, который содержит основные выводы надзорной оценки, а также детальное описание процедуры и примененной методологии, что позволяет глубже понять уровень устойчивости банковского сектора Казахстана.</p> <p>На сайте Агентства также доступны ежегодные отчеты по результатам AQR и НСТ за 2024 год.</p> <p> </p> <p><strong>Управление внешних коммуникаций:</strong></p> <p><a href="mailto:press@finreg.kz"><strong>press@finreg.kz</strong></a></p>

Еще новости региона