Агентством продолжается работа по реализации законопроектов и усилению международного сотрудничества
Агентством по противодействию коррупции продолжается работа по обеспечению принципа законности и порядка в обществе.
Как отметил Председатель Агентства Асхат Жұмағали на расширенном заседании коллегии по итогам 2024 года «Антикоррупционная служба, как правоохранительный орган, должна своим примером утверждать в обществе принцип «Закон и Порядок». Права и свободы граждан являются высшими конституционными ценностями»».
С момента создания Агентства как отдельного антикоррупционного органа принят ряд важных законодательных мер в контексте усиления борьбы с коррупцией. Но Агентство не намерено останавливаться на достигнутом, ведомство постоянно движется вперед.
После принятия Концепции антикоррупционной политики на 2022-2026 годы Агентством и другими госорганами осуществляется реализация, в т.ч. числе на законодательном уровне, антикоррупционных инициатив, заложенных в ней.
В течении прошлого года проведена масштабная и комплексная работа по согласованию с депутатами Мажилиса Парламента ряда передовых инициатив в рамках законопроектов, направленных на совершенствование законодательства по вопросам противодействия коррупции.
Эти инициативы, основанные на международных стандартах ООН, ОЭСР и ГРЕКО, ставят целью не только реализацию лучших мировых практик, но и помогают укрепить антикоррупционную систему Казахстана и вывести ее на новый качественный уровень.
Среди ключевых нововведений, заложенных в законопроекты: Криминализация обещания и предложения взятки — это важный шаг к формированию культуры нулевой терпимости к коррупции.Неизбежность наказания даже за намерение совершить коррупционное действие станет мощным превентивным инструментом, который со временем полностью исключит такие практики из общества.
Усиление ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения, что соответствует мировым стандартам корпоративной ответственности.
Дальнейшее урегулирование конфликта интересов с учётом международных рекомендаций, направленных на обеспечение прозрачности и честности.
Введение публичного реестра коррупционеров как инструмента повышения общественного контроля.Усиление ответственности руководителей за непринятие антикоррупционных мер, что закрепляет принцип неизбежности ответственности.
Меры по борьбе с бытовой коррупцией, обеспечивающие непосредственное улучшение жизни граждан. Эти прорывные инициативы стали возможны благодаря последовательной политической воле Главы государства, направленной на формирование справедливого и прозрачного государственного управления.
Агентство, как уполномоченный орган, реализует данную стратегию, демонстрируя свою ключевую роль в создании современной и эффективной антикоррупционной политики.
На рассмотрении Мажилиса Парламента находится другой не менее важный законопроект, направленный на реализацию решения Конституционного Суда.
13 июня 2023 года Конституционным Судом распространение на всех лиц, приравненных к госслужащим, запрета на занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью признано несоответствующим Конституции (ст. 13 Закона «О противодействии коррупции»).
По мнению Суда, ограничение предпринимательской деятельности должно быть дифференцированным и обусловленным характером должностных обязанностей.
В связи с чем, законопроектом предлагается сохранить такой запрет только за приравненными лицами, осуществляющими деятельность в Национальном банке, уполномоченной организации в сфере гражданской авиации, АРРФР, национальных холдингах и национальных компаниях.
Это связано с тем, что служащие указанных организаций, не являясь госслужащими, имеют контрольно-надзорные полномочия, а приравненные лица национальных холдингов и национальных компаний осуществляют функции, имеющие стратегическое значение для экономики Казахстана.
Как и раньше, такой запрет сохраняется за членами избирательных комиссий, осуществляющими полномочия на постоянной основе – поскольку этот запрет закреплен в вышестоящем акте – Конституционном законе «О выборах».
Особо отмечаем, что по рекомендации Конституционного Суда будет установлено, что вышеуказанные лица не вправе будут заниматься предпринимательской деятельностью:
1) если соответствующая деятельность будет препятствовать выполнению ими должностных обязанностей;
2) если соответствующая деятельность будет влечь использование ими служебного имущества;
3) при наличии конфликта интересов с должностными обязанностями.
Таким образом, в случае принятия предлагаемых поправок предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью из числа приравненных вправе будут заниматься лица, осуществляющие управленческие функции в РГП, коммунальных предприятиях, коммунальных госучреждениях, в том числе школах, больницах (это первые руководители, их заместители, руководители департаментов госзакупок, руководители филиалов).
Следующий блок поправок направлен на реализацию решения Конституционного Суда о необходимости совершенствования условий прохождения госслужбы для повышения ее привлекательности.
В свете этого, законопроект содержит следующие поправки:
1) в целях исключения дополнительных затрат для нотариального удостоверения договора доверительного управления и возможности участия в акции по развитию народного IPO отменяется обязанность госслужащих и приравненных к ним лиц передавать в доверительное управление до 5% акций коммерческих организаций2) исключается условие о приобретении и реализации паев, облигаций, до 5% простых акций коммерческих организаций только на организованном рынке ценных бумаг (на фондовой бирже), поскольку ценные бумаги могут быть приобретены также и посредством гражданско-правовой сделки, переданы по наследству и др.
3) цифровые активы включаются в перечень имущества, разрешаемого для приобретения и реализации госслужащими и приравненными лицами. Это связано с тем, что действующим законодательством такие активы уже отнесены к имуществу, приносящему доход и отражаемому в налоговой декларации.
Важное значение в свете стратегических установок Главы государства по повышению эффективности международного взаимодействия в борьбе с коррупцией имеет законопроект Агентства «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в противодействии коррупции».
Данное соглашение явилось результатом межгосударственного взаимодействия в рамках одной из эффективных площадок отраслевого сотрудничества по вопросам противодействия коррупции на постсоветском пространстве.
Речь идет о Межгосударственном совете СНГ по противодействию коррупции, соглашение об образовании которого было подписано еще в октябре 2013 года президентами Армении, Беларуси, России, Таджикистана, Казахстана и Киргизии, на заседании Совета Глав государств СНГ в Минске.
В состав совета входят Генеральные Прокуроры Армении, Беларуси России и Киргизии, от Таджикистана и Казахстана – руководители антикоррупционных агентств.
Межгоссовет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Исполнительным комитетом СНГ и подотчетен Совету Глав государств СНГ.
14 октября 2022 года именно в год председательствования Главы нашего государства в Содружестве Независимых Государств и, соответственно, председательства Агентства в Межгосударственном совете СНГ по противодействию коррупции после долгого 13-летнего межгосударственного согласования Соглашения, произошло весьма знаменательное событие – на заседании Совета Глав государств СНГ, проходившем в Астане, состоялось его подписание главами Казахстана, России, Армении, Беларуси, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана.
Суть соглашения заключается в повышение эффективности усилий стран и их сотрудничества в вопросах противодействия коррупции.
В рамках Соглашения страны-подписанты будут сотрудничать и:
- вырабатывать, реализовывать согласованную политику, совместные программы и мероприятия по противодействию коррупции;
- совершенствовать правовую базу сотрудничества в сфере противодействия коррупции и гармонизировать законодательства сторон;
- будут обеспечивать информационный обмен по вопросам противодействия коррупции;
- взаимодействовать в области антикоррупционного просвещения.
Сотрудничество будет осуществляться путем:
- оказания содействия по делам о коррупционных преступлениях, - проведения совместных оперативно-розыскных мероприятий,
- оказания правовой помощи и содействия по коррупционным делам,
- задержания и выдачи лиц, совершивших коррупционные преступления,
- создания и использования специальных информационных систем,
- обеспечения правовой защиты и поддержки граждан и организаций.
Будет осуществляться взаимодействие также и при осуществлении розыска и возвращения доходов от коррупции.Немаловажно сотрудничество и в свете превенции коррупции, в частности, будет осуществляться обмен опытом правоприменительной практики, результатами антикоррупционного мониторинга.
Будут проводиться курсы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, тематические совещания, семинары, конференции, осуществляться научно-методическое и материально-техническое обеспечение противодействия коррупции.
Сотрудничество будет осуществляться через компетентные органы, необходимое содействие им будет оказывать Межгоссовет по противодействию коррупции в силу своей компетенции.
Взаимодействие компетентных органов будет осуществляться посредством направления и исполнения запросов об оказании содействия, а также путем предоставления информации.
Предусмотрена возможность полного или частичного отказа в оказании содействия в случае, если исполнение запроса может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку либо противоречит законодательству или международным обязательствам государства, либо повлечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан.
Таким образом, ратифицируемое Соглашение будет являться правовой основой деятельности Межгоссовета по противодействию коррупции, где будут предусмотрены конкретные задачи для его эффективной работы.
В результате Межгоссовет станет центральной площадкой в СНГ для координации усилий, обеспечения взаимодействия и достижения общих целей в области противодействия коррупции.
На текущий момент Соглашение уже ратифицировали Республика Беларусь, Таджикистан и Кыргызстан.
22 января т.г. в соответствии со статьей 31 Соглашения оно вступило в силу ввиду ее ратификации уже 3 государствами из 7 подписавших.
В стенах Парламента началось рассмотрение депутатским корпусом законопроектов о внедрении тестирования на профессиональную добропорядочность (integrity check) в правоохранительных органах и органах гражданской защиты.
Такого рода проверки успешно применяют в США, Великобритании, Австралии, Румынии, Грузии, Молдове, где данный институт используется в качестве меры по профилактике правонарушений среди личного состава на госслужбе и в правоохранительном блоке.В основе механизма лежит проверка реакции сотрудника на смоделированную неправомерную ситуацию, тем самым тестируется его устойчивость к коррупционным проявлениям и склонность к нарушениям должностных обязанностей.
При этом, в мировой практике проверка на добропорядочность введена в рамках общей политики гуманизации, так как уголовная ответственность не применяется. В случае не прохождения проверки тестируемый подлежит увольнению.
Предусмотренный законопроектом механизм проверки на добропорядочность выработан с учетом зарубежного опыта и результатов пилотных проектов «Integrity check», проведенных в правоохранительных органах и МЧС.
Целью вводимого тестирования является предотвращение систематических нарушений сотрудниками своих должностных обязанностей и предъявляемых к ним этических требований.
Тестирование на профессиональную добропорядочность будет являться профилактическим мероприятием, проводимым силами служб собственной безопасности каждого органа, по применению к тестируемому лицу без его ведома смоделированной ситуации, имитирующей типовой случай в работе тестируемого лица, в целях определения реакции тестируемого лица на созданную ситуацию.
Процесс тестирования будет фиксироваться посредством скрытой аудиозаписи.
В рамках законопроекта регламентированы права и обязанности тестируемых лиц и тестировщиков, основания для назначения тестирования, сама процедура тестирования, правовые гарантии от возможных злоупотреблений со стороны тестировщиков и др.
До начала тестирования данные о тестируемом лице будут направляться в КПСиСУ для включения в спецучет. Такой подход не позволит правоохранительным органам проводить безосновательно тестирование на профессиональную добропорядочность.
В случае непрохождения тестирования сотрудник будет привлечен к дисциплинарной ответственности в зависимости от допущенных нарушений (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в специальном звании или классном чине, увольнение), вид взыскания будет определять дисциплинарная комиссия.
Тестирование на профессиональную добропорядочность будет служить превентивным механизмом.
Можно с уверенностью сказать, что внедрение такого института будет способствовать улучшению дисциплины, формированию антикоррупционного поведения, снижению уровня восприятия коррупции в правоохранительных органах, и соответственно, повышению эффективности деятельности правоохранительных органов.
Работа Агентства отражает стремление Казахстана соответствовать передовым мировым стандартам, укрепить доверие граждан и международных партнёров, а также обеспечить надёжную основу для устойчивого развития.
Благодаря реализуемым инициативам наша страна делает уверенный шаг к мировому сообществу передовых государств, для которых принцип верховенства закона — основа успешного развития.
По сути обозначенные антикоррупционные инициативы являются для казахстанского законодательства новыми и прорывными, введения в действие законодательных новелл, практика их применения приведет к повышению благосостояния народа и благоприятно повлияет на развитие страны в целом.
Глава государства подчеркивает, что Казахстан должен соответствовать высокой планке стандартов стран ОЭСР, и Агентство будет планомерно и систематически ведет работу по внедрению в систему государственного управления Казахстана международных антикоррупционных стандартов, основанных на рекомендациях и выводах экспертов стран Европы и ОЭСР, с учетом анализа ситуации.
В этой связи, международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции имеет не менее важное значение.
В результате конструктивного взаимодействия с антикоррупционными организациями стран Европы и ОЭСР, их эксперты погружены в государственные инициативы и проблемы, системно и периодически анализируют законодательство и правоприменительную практику.
В марте 2024 года в Страсбурге принят отчет Казахстана по исполнению рекомендаций 1–2 раундов мониторинга ГРЕКО, в сентябре 2024 года в Париже принят отчет по 5-му раунду мониторинга в рамках Стамбульского плана действий АКС ОЭСР. Все эти отчеты и выводы доступны общественности и являются ориентирами.
С июня 2024 года Казахстан участвует в инициативе ОЭСР по Индикаторам публичной добропорядочности.
Сегодня международными экспертами признается лидерство в регионе не только во внедрении антикоррупционных стандартов, но и в правоприменительной практике.
Наряду с указанным, расширяется сотрудничество и на двустороннем уровне, подписываются соглашения с антикоррупционными ведомствами зарубежных стран, что способствует прямым контактам экспертов Агентства.
Заключено 5 меморандумов о взаимопонимании (с Россией, Гонконгом, Катаром, Азербайджаном и Иорданией), а также 4 дорожные карты мероприятий на предстоящие годы (с Россией, Таджикистаном, Катаром и Гонконгом), состоялись официальные визиты на высоком уровне делегаций антикоррупционных ведомств Катара, КНР и стран Центральной Азии.
В целом совершенствование антикоррупционной политики – постоянный процесс.
Борьба с коррупцией за последние годы усилена и сегодня вошла в более наступательную фазу.
Благодаря решительным мерам Главы государства за последние годы заметно улучшились позиции страны в мировых индексах:
– в Индексе восприятия коррупции (с 26 до 39 баллов);
– в Индексе контроля коррупции Всемирного Банка (с 19 до 47,2 процентилей);
– Индексе верховенства закона по линии коррупции (с 73 по 59 места).
Впервые в истории агентство Moody’s повысило долгосрочный рейтинг Казахстана с прогнозом «Стабильный» за счет прогресса в сферах госуправления и борьбы с коррупцией.
Однако первостепенная задача и главный критерий – благополучие граждан.
Ссылка на брифинг: https://youtube.com/live/VfMhgq855P8?feature=share Материалы брифинга: https://disk.yandex.kz/d/AVsTHs0Lai7OYQ
#Закон_и_Порядок #ЗАКОНиПОРЯДОК _ ❗️ Если Вы столкнулись с коррупцией, сообщайте и присылайте фото/видео в наш бот @antikorkz_bot или по номеру 1424.
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -