Казахстан и религия как догматы встречаются с правами человека
В истории человечества религия всегда играла двойственную роль. С одной стороны, именно религиозные учения заложили основы морали, справедливости и милосердия. С другой – догматы веры нередко вступали в противоречие с универсальными правами человека, особенно в вопросах свободы выбора, равенства полов и отношения к меньшинствам. Сегодня, когда мир становится все более взаимосвязанным, тема противоречий и сотрудничества между религией и правами человека вновь приобретает особую актуальность.Декларация прав человека, принятая ООН в 1948 году, закрепила фундаментальные свободы: право на жизнь, свободу слова, равенство мужчин и женщин, свободу совести и вероисповедания. Однако в ряде стран религиозные нормы иногда ставятся выше этих универсальных стандартов. Классический пример – ограничения для женщин в сфере образования и труда в некоторых исламских государствах, где традиции толкуются буквально и жестко.Но парадокс в том, что именно религия часто формировала этику, на основе которой позже и появились универсальные права. Христианское «не убий», исламская заповедь о справедливости, буддийская идея ненасилия – все это стало кирпичиками в фундаменте современного международного права.Казахстанский опыт: диалог вместо конфликта.Казахстан – страна, где официально проживают представители более 100 этносов и 18 конфессий. Это создает уникальную площадку для поиска баланса между религиозными догмами и правами человека. Конституция гарантирует светский характер государства, но при этом подчеркивает свободу вероисповедания. Важным примером стала деятельность Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который проводится в Астане с 2003 года. Форум собирает исламских имамов, католических кардиналов, раввинов, буддийских монахов и протестантских пасторов. Его главная цель – диалог ради мира. На этих встречах нередко обсуждаются темы, напрямую касающиеся прав человека: равенство полов, защита детей, борьба с насилием.В 2022 году в преддверии VII Съезда лидеров мировых и традиционных религий в столице Казахстана президент Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Казахстан: мост между Западом и Востоком» для The National Interest подчеркнул:«В такие моменты, как сейчас, нам нужно строить мосты, а не создавать препятствия. Наша вера всегда играла решающую роль в стремлении к миру. Мы разделяем общие ценности, такие как сострадание, социальная справедливость и человечность. Как таковые, они могут стать важными элементами в построении мира. Они указывают на то, что, несмотря на резкие различия в условиях глобализации, мы можем преодолеть наши глубокие разногласия».Противоречия, которые остаются.Тем не менее споров избежать не удается. Один из самых острых вопросов – права женщин. В Казахстане действуют светские законы, обеспечивающие равенство полов. Но в отдельных регионах до сих пор можно услышать аргументы, что религиозные традиции не предполагают активной роли женщин в общественной и политической жизни. Ситуация с ранними браками и давлением на девушек в некоторых сельских сообществах показывает: религиозный фактор все еще влияет на реализацию их прав.Другой пример – вопрос свободы слова. В религиозных кругах не всегда готовы принимать художественные формы выражения, где затрагиваются сакральные образы. Дискуссии вокруг «оскорбления чувств верующих» – это как раз пример противостояния между универсальным правом на свободу выражения и религиозным табу.Когда религия помогает правам человека.Важно отметить и обратное: религия в Казахстане часто становится союзником прав человека. Многие мечети, церкви и синагоги ведут благотворительные проекты, помогают малоимущим, поддерживают сирот и людей с ограниченными возможностями. В условиях, когда социальная поддержка государства не всегда достигает нужного уровня, именно религиозные организации закрывают часть гуманитарных пробелов.Например, в период пандемии COVID-19 духовные объединения активно участвовали в кампаниях помощи – от раздачи бесплатных масок и лекарств до адресной доставки продуктов семьям, оказавшимся в трудной ситуации. Здесь религия не противоречила, а, наоборот, усиливала реализацию базовых прав человека – права на жизнь и здоровье.Будущее: поиск баланса.В XXI веке вопрос «религия против прав человека» все чаще заменяется формулировкой «религия вместе с правами человека». Это видно и на казахстанских примерах, и в международной практике. Но для гармонии нужны усилия обеих сторон.Государство должно жестко отстаивать универсальные права, чтобы никакие догматы не становились оправданием дискриминации. А религиозные лидеры – искать в собственных традициях то, что помогает обществу развиваться, а не тормозит его.В конечном счете, и религия, и права человека стремятся к одному: к уважению человеческого достоинства. И там, где удается соединить эти усилия, общество получает шанс на устойчивое развитие без лишних конфликтов.
Материал подготовлен на основании информацииОтдела АТЦ ДКНБ по г.Алматы
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -






