О новом Законе о банках и банковской деятельности
Статья Председателя Агентства Мадины Абылкасымовой
Новый Закон о банках и банковской деятельности стал логическим завершением пятилетней реформы банковского регулирования и надзора в Казахстане и закрепил переход к современным международным стандартам финансовой устойчивости, конкуренции, цифровизации и защиты прав потребителей. Закон отразил результаты институциональной трансформации банковского сектора, модернизации надзорной и регуляторной модели.
Закон разработан по поручению Главы государства и учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов.
Ключевыми целями Закона определены обеспечение финансовой стабильности банковской системы, сохранность вкладов населения и бизнеса, развитие добросовестной конкуренции и системная защита прав потребителей банковских услуг. Его ключевые принципы ориентированы на обеспечение непрерывности банковской деятельности, безопасность и надежность предоставления услуг населению и бизнесу, а также поддержание доверия к банковской системе.
В условиях цифровой трансформации банки выходят за рамки традиционной банковской модели, внедряя финтех-решения, платформенные подходы и экосистемы, интегрирующие финансовые и нефинансовые сервисы. Структурные изменения, связанные с изменением бизнес моделей банков, развитием цифровых финансовых активов и криптовалют, внедрением технологий искусственного интеллекта усложняют риск-профиль банков и требуют пересмотра регуляторной парадигмы на глобальном уровне.
В соответствии с Базельскими стандартами регулирование и надзор должны быть ориентированы на формирование комплексной и адекватной модели управления рисками, капиталом и ликвидностью, обеспечивающей устойчивость банков к макроэкономическим и финансовым шокам. Методологической основой такой модели выступают Основные принципы эффективного банковского надзора, являющиеся общепризнанным международным стандартом и одобренные Советом по финансовой стабильности стран G20.
В Казахстане с 2021 года в банковском секторе поэтапно внедрена риск-ориентированная модель надзора. В единый ежегодный надзорный цикл интегрированы ключевые инструменты – надзорная оценка (SREP), оценка качества активов (AQR) и надзорное стресс-тестирование, совместное применение которых обеспечивает комплексную оценку устойчивости банков.
Ключевым элементом модели является надзорная оценка SREP, предусматривающая ежегодную оценку бизнес модели, риск-профиля банков, качества корпоративного управления и достаточности капитала на основе надзорного суждения. Это позволило сместить фокус надзора от формального контроля нормативов к раннему выявлению и ограничению рисков. AQR дополняет модель за счет углубленной оценки качества кредитных портфелей банков на основе стандарта МСФО 9. Надзорное стресс-тестирование позволяет оценить влияние стрессовых сценариев на достаточность капитала и ликвидность банков.
Для перехода на стандарты Базель III в 2020–2024 годах в Казахстане были последовательно усилены пруденциальные требования к финансовой устойчивости банков и качеству корпоративного управления. Введены дополнительные буферы капитала и уточнены требования к его структуре и качеству. Повышены нормативы ликвидности, внедрен консолидированный надзор за банковскими группами и сформирована нормативная база для введения коэффициента левериджа.
По итогам Программы оценки финансового сектора (FSAP), проведенной Международным валютным фондом и Всемирным банком в 2023–2024 годах, подтверждено полное либо значительное соответствие банковского регулирования и надзора 22 из 29 Основных принципов Базельского комитета. Рекомендации FSAP были сосредоточены на дальнейшем углублении и институциональном укреплении риск-ориентированной надзорной модели. В рамках их реализации с 2024 года усилены требования к системам управления рисками и достаточности капитала на консолидированном уровне, внедрены процессы ICAAP и ILAAP, обеспечивающие внутреннюю оценку достаточности капитала и ликвидности, расширено определение неработающих кредитов, а также введены индивидуальные надзорные надбавки к капиталу, дифференцированные с учетом риск-профиля и системной значимости банков.
Институциональные реформы, реализованные в банковском секторе за последние пять лет, сформировали качественно новую модель регулирования и надзора и обусловили необходимость их системного закрепления на уровне базового Закона о банках и банковской деятельности. Действующий Закон о банках не в полной мере отражает современные процессы развития банковского сектора, его структура и понятийный аппарат значительной мере утратили актуальность.
Новый Закон о банках предусматривает комплексное обновление структуры и содержания правового регулирования банковской деятельности. В нем сформированы самостоятельные блоки по корпоративному управлению, поведенческому надзору и урегулированию неплатежеспособных банков, что обеспечивает внутреннюю целостность и логическую связанность надзорной и регуляторной архитектуры. Закон состоит из 9 разделов, 23 глав и 135 статей. Одновременно сопутствующим законом вносятся изменения в 7 кодексов и 40 законов для комплексной синхронизации смежного законодательства.
Основные направления реформ, реализованные в рамках нового Закона о банках, охватывают:
1) Введение нового механизма урегулирования неплатежеспособных банков;
2) Совершенствование банковского регулирования и усиление корпоративного управления;
3) Развитие конкуренции и внедрение пропорционального регулирования банковской деятельности;
4) Стимулирование развития финтех-сектора и регулирование цифровых финансовых активов;
5) Внедрение риск-ориентированной системы поведенческого надзора;
6) Развитие исламского банкинга;
7) Реформирование микрофинансового и коллекторского рынков с внедрением механизмов саморегулирования.
При подготовке нового Закона была использована экспертиза международных финансовых организаций, включая МВФ и ЕБРР, а также передовой опыт центральных банков и финансовых регуляторов, в том числе Европейского центрального банка, Банка Англии и регуляторов Объединенных Арабских Эмиратов. Закон также опирается на международные стандарты и рекомендации Совета по финансовой стабильности при G-20 (Financial Stability Board), а также на правовую и регуляторную рамку директив Европейского союза.
Новеллы, заложенные в рамках нового Законе о банках, продолжают реформы, начатые Агентством в таких сферах, как защита прав потребителей финансовых услуг, урегулирование неплатежеспособности банков, развитие конкуренции и доступ на рынок, а также развитие исламского финансирования.
1) Системным приоритетом реформы стало обновление механизма урегулирования неплатежеспособных банков. Необходимость его модернизации обусловлена цикличностью банковских кризисов и ограниченной эффективностью традиционных подходов, ориентированных преимущественно на ликвидацию банков уже после утраты ими финансовой устойчивости. В этой связи одним из базовых элементов нового Закона стало формирование современной системы урегулирования, смещающей акцент с экстренного реагирования на раннее выявление рисков и их превентивное ограничение.
Основой перехода к данной модели стал глобальный стандарт урегулирования банков, сформированный в ответ на мировой финансовый кризис 2008–2009 годов. В 2011 году Совет по финансовой стабильности при G-20 утвердил документ «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования для финансовых институтов», закрепивший единые международные принципы упорядоченного урегулирования финансовых институтов. В последующие годы данный стандарт был имплементирован в национальное законодательство большинства стран, став общепризнанной международной рамкой в сфере банковского урегулирования.
Предпосылкой для перехода к новой модели стала масштабная работа по очистке балансов банков и сокращению объема стрессовых активов. С 2022 по 2024 годы Агентством были приняты законодательные поправки, направленные на формирование и развитие рынка стрессовых активов. Был расширен круг инвесторов, выровнены условия налогообложения для резидентов и нерезидентов при покупке стрессовых активов, а также установлен предельный срок нахождения взысканного имущества на балансах банков не более 6 лет, включая дочерние компании по управлению стрессовыми активами.
В результате с 2017 года объем проблемных активов банков снизился с 7,7 трлн до 3,1 трлн тенге. Благодаря принятым мерам в экономический оборот возвращено имущество на сумму 821 млрд тенге, включая коммерческую недвижимость на 577 млрд тенге и земельные участки на 207 млрд тенге.
С 2024 года введено обязательное требование по реализации стрессовых активов через лицензируемые цифровые платформы. С октября 2024 года функционируют платформы DMAS и Debex, через которые уже реализованы стрессовые активы на сумму более 115,5 млрд тенге.
В рамках Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора, принятой в 2017 году, банкам помимо оказания поддержки в виде субординированных облигаций на льготных условиях. акционерами банков обеспечена докапитализация банков на сумму 401,5 млрд тенге, что позволило сформировать дополнительные провизии и улучшить качество активов.
В результате проведенной активной работы по списанию стрессовых активов, докапитализации банков и формированию дополнительных провизий уровень капитала банковского сектора существенно вырос и на протяжении последних 5 лет стабильно превышает 22% при минимальном нормативе в 8%.
Также были приняты меры по досрочному возврату ранее предоставленных средств государственной поддержки. В соответствии с поручением Главы Государства с 2022 года введены законодательные ограничения на выплату дивидендов банками, получившими государственную поддержку. В 2025 году Национальным Банком установлен повышенный норматив обязательных резервов (МРТ) в размере 10% от суммы государственной поддержки. В результате с 2023 по 2025 годы 6 банков вернули 738,2 млрд тенге государственной поддержки, при этом 3 банка полностью досрочно погасили свои обязательства.
Учитывая банковские кризисы и повторяющееся влияние макроэкономических шоков и финансовых дисбалансов Закон ориентирован не на реагирование в момент наступления кризиса, а на его раннее предупреждение. Одним из ключевых блоков нового Закона стало формирование современной системы урегулирования неплатежеспособных банков.
Ключевым элементом новой модели является переход к упорядоченной системе антикризисных режимов, применяемых последовательно в зависимости от степени ухудшения финансового положения банка. Закон предусматривает три режима: усиленный надзор, восстановление финансовой устойчивости и урегулирование. Такой подход обеспечивает пропорциональность надзорных мер, позволяет сохранять банк как действующий институт при наличии возможностей восстановления и, при необходимости, осуществлять упорядоченное разрешение кризисной ситуации с использованием инструментов, соответствующих международным стандартам, включая передачу активов и обязательств, реструктуризацию, принудительную реализацию акций и создание переходного банка.
Для предотвращения ухудшения финансового состояния банков вводятся новые инструменты - планы восстановления и планы урегулирования. Эти документы определяют конкретные меры по выводу банка из кризисной ситуации и предотвращению неплатежеспособности. Разработка и ежегодное обновление планов станет обязанностью как банков, так и регулятора.
Для системно значимых банков дополнительно вводится требование по поддержанию достаточного уровня способности к поглощению убытков (TLAC), что снижает вероятность использования внешней поддержки.
Государственная поддержка в рамках новой модели рассматривается как исключительная и крайняя мера, применяемая только после полного использования акционерного капитала и списания инструментов TLAC. Поддержка системно значимых банков осуществляется посредством временного и возмездного участия государства в капитале с последующей продажей банка и возвратом средств в бюджет.
Закон также четко разграничивает полномочия государственных органов. Агентство отвечает за применение антикризисных режимов и надзор за реализацией планов восстановления и урегулирования, Правительство и Национальный Банк - за решения по участию государства, при координирующей роли Совета по финансовой стабильности. В результате формируется современная институциональная система урегулирования, обеспечивающая баланс между финансовой устойчивостью и защитой интересов вкладчиков и клиентов.
2) Совершенствование банковского регулирования.
Новый Закон усиливает требования к корпоративному управлению, прозрачности структуры собственности и надзорным инструментам. В частности, расширяется перечень лиц, связанных с банком особыми отношениями, с учетом подходов, применяемых в международных стандартах финансовой отчетности, что позволяет более точно идентифицировать аффилированные связи, повысить прозрачность структуры собственности и усилить подотчетность банковской деятельности, включая контроль за операциями со связанными сторонами и внутригрупповыми транзакциями.
Одновременно расширяется применение механизма мотивированного суждения как ключевого элемента риск-ориентированного надзора. Мотивированное суждение применяется не только при оценке деятельности банков, но и при надзорной оценке качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля и внешнего аудита. В частности, надзорный орган получает возможность учитывать профессиональное суждение и поведенческие факторы при оценке независимости, объективности и качества работы аудиторских организаций, а также при анализе достоверности финансовой отчетности банков.
В целях повышения качества надзорного анализа вводятся дополнительные требования к отчетности банков, предусматривающие право регулятора формировать индивидуальные требования к витринам данных при наличии специфических рисков, при одновременном исключении дублирования с регуляторной отчетностью, предоставляемой в Национальный Банк.
На законодательном уровне устанавливаются единые требования к руководителям функций управления рисками, внутреннего аудита и комплаенса, что повышает качество управленческих и надзорных решений, усиливает роль контрольных функций и формирует устойчивую систему внутреннего контроля в финансовых организациях. Дополнительно ужесточаются критерии безупречной деловой репутации, включая внедрение механизма «серого списка», позволяющего учитывать репутационные и надзорные риски при допуске лиц к управлению и участию в капитале финансовых организаций.
Наряду с этим проводится систематизация финансового законодательства: из правового поля исключаются устаревшие и дублирующие нормы, а требования к акционерам, руководящим работникам и банковским холдингам унифицируются и переносятся в Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций». Такой подход обеспечивает единообразие регулирования, устраняет фрагментарность правового поля и формирует целостную, логичную архитектуру финансового законодательства, соответствующую международным стандартам надзора и корпоративного управления.
3) Важным направлением развития банковского сектора является повышение уровня конкуренции, как необходимое условие для расширения доступа к финансовым услугам, внедрения технологических решений и повышения качества обслуживания клиентов. В этой связи в рамках исполнения поручений Главы государства проводится работа по развитию банковского сектора, привлечению надежных зарубежных банков и формированию более конкурентной рыночной среды.
С 2022 года реализованы законодательные изменения, направленные на расширение институциональной базы рынка, включая создание условий для конвертации микрофинансовых организаций в банки. Введен поэтапный механизм, позволяющий МФО адаптироваться к требованиям банковского регулирования. В 2025 году данный механизм был успешно реализован на практике. Банковские лицензии получили Коммерческий банк БиЭнКей и KMF Банк, крупнейший участник микрофинансового сектора с активами свыше 395 млрд тенге, что подтвердило эффективность и практическую применимость данного подхода.
В 2024 году проведена масштабная либерализация банковского законодательства, ориентированная на снижение регуляторных барьеров для иностранных банков. Минимальный порог активов для выхода на рынок снижен с 20 до 10 млрд долларов США, существенно сокращен перечень документов для лицензирования, устранены устаревшие административные требования и ускорены процедуры допуска. Для банков с высокими международными рейтингами объем регуляторных требований был снижен более чем в два раза, что повысило инвестиционную привлекательность казахстанского финансового рынка.
В результате в 2024–2025 годах на рынок Казахстана вышли три крупные зарубежные банковские группы из Южной Кореи, ОАЭ и Катара, а также сохраняется устойчивый интерес со стороны банков Центральной и Восточной Европы. В настоящее время в стране функционируют 23 банка второго уровня, из которых 15 имеют иностранное участие, что способствует усилению конкуренции и внедрению лучших международных практик.
В рамках нового Закона о банках дополнительным инструментом развития конкуренции стало внедрение пропорционального регулирования через введение универсальной и базовой банковских лицензий. Базовая лицензия ориентирована на небольшие банки с ограниченным набором операций и сниженной регуляторной нагрузкой при сохранении надлежащего уровня надзора и защиты вкладчиков. Универсальная лицензия применяется к средним и крупным банкам с более строгими требованиями к капиталу, ликвидности и управлению. Ожидается, что данный подход создаст дополнительные стимулы для входа на рынок новых участников, включая крупные микрофинансовые организации, и обеспечит дальнейшее развитие конкурентной и устойчивой банковской среды.
4) Значимым направлением стала адаптация банковского регулирования к цифровой трансформации финансового сектора. В условиях цифровизации экономики банки последовательно эволюционируют от классических кредитно-депозитных институтов к технологическим компаниям и многофункциональным экосистемам. Современный банк выступает как цифровая платформа, интегрированная с финтех-сервисами, маркетплейсами и технологическими партнерами. Такая трансформация обусловлена ростом ожиданий клиентов в части скорости и удобства финансовых услуг, а также усилением конкуренции со стороны небанковских и технологических компаний.
На практике сформировались устойчивые модели функционирования банков в качестве финтех-компаний. Банки развивают участие в цифровых экосистемах и маркетплейсах, инвестируют в финтех- и технологические компании, а также используют модель Banking as a Service, предоставляя свою банковскую и технологическую инфраструктуру внешним участникам. При этом банки сохраняют ответственность за совершаемые операции и защиту интересов клиентов. Инвестиционная и технологическая активность банков осуществляется с учетом масштаба деятельности и вида лицензии, что позволяет соразмерять инновационное развитие с уровнем принимаемых рисков.
Новый Закон о банках и банковской деятельности впервые закрепляет данные финтех-модели на уровне законодательства. Формируется единая и прозрачная правовая рамка, определяющая допустимые виды технологической и платформенной активности банков, а также границы их участия в нефинансовом бизнесе. Это снижает правовую неопределенность, создает предсказуемые условия для инновационного развития и одновременно ограничивает избыточную диверсификацию, способную повлиять на устойчивость банковского сектора. Ключевым принципом является сохранение ответственности банка перед клиентом при оказании услуг через партнерские и технологические организации.
Важным направлением Закона о банках является установление правового режима регулирования цифровых финансовых активов, включая легализацию и надзор за оборотом необеспеченных цифровых активов, то есть криптовалют, с учетом международных подходов к развитию цифровых рынков и управления сопутствующими рисками.
В рамках Закона вводится классификация цифровых финансовых активов по трем категориям. К ним относятся стейблкоины как цифровые активы, обеспеченные денежными средствами, цифровые финансовые активы, базовым активом которых выступают финансовые инструменты или иное имущество, а также финансовые инструменты, выпускаемые в цифровой форме на специализированных цифровых платформах.
Агентство будет устанавливать требования к условиям выпуска, обращения и погашения цифровых финансовых активов, за исключением стейблкоинов, регулирование которых будет осуществлять Национальный Банк. Эмиссия цифровых финансовых активов будет осуществляться операторами цифровых платформ, формирующими новый сегмент финансового рынка, подлежащими лицензированию.
К цифровым финансовым активам будут применяться требования, по своему содержанию и уровню сопоставимые с регуляторными стандартами, установленными для традиционных финансовых инструментов, включая нормы по управлению рисками, раскрытию информации и защите прав инвесторов, что соответствует международной практике интеграции цифровых активов в регулируемую финансовую систему.
Также Закон предусматривает лицензирование и надзор за деятельностью криптообменников со стороны Национального Банка, а также установление перечня криптовалют, допущенных к обращению, лимитов и иных ограничений по операциям. Такой подход направлен на снижение финансовых и регуляторных рисков, защиту инвесторов и обеспечение финансовой стабильности при развитии цифровых рынков.
5) Одним из важных нововведений нового Закона о банках стало введение поведенческого надзора в качестве самостоятельного направления государственного регулирования и надзора. Поведенческий надзор ориентирован непосредственно на защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и по своей значимости будет сопоставим с пруденциальным надзором.
В отличие от традиционного подхода, при котором надзор был сосредоточен преимущественно на обеспечении финансовой устойчивости финансовых организаций, поведенческий надзор фокусируется на фактическом взаимодействии финансовых организаций с клиентами, качестве финансовых продуктов и практиках их продвижения.
За последние годы Агентством сформирована правовая и институциональная база защиты прав потребителей финансовых услуг. Установлены требования к раскрытию информации, расчету годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ), условиям договоров и взиманию комиссий, а также внедрен механизм досудебного урегулирования споров. Это создало необходимую основу для перехода к системной модели поведенческого надзора.
Цель внедрения поведенческого надзора состоит в переходе от регулирования отдельных норм к комплексной оценке взаимодействия финансовой организации с клиентом на всех этапах предоставления финансовых услуг. Данный подход основан на международных стандартах и рекомендациях G20 и ОЭСР, а также передовой регуляторной практике развитых финансовых рынков, и направлен на обеспечение справедливости, прозрачности и добросовестности бизнес-практик.
В рамках внедрения поведенческого надзора Агентство сосредоточивает усилия на формировании системы оценки поведенческих рисков, обеспечивающей комплексный анализ управления финансовыми продуктами, практик продаж, коммуникаций и обслуживания клиентов. Цель данного подхода заключается в выявлении факторов недобросовестного поведения и объективной оценке уровня защиты интересов потребителей.
В финансовых организациях выстраивается система управления поведенческими рисками при взаимодействии с потребителями, включающая стратегические ориентиры, внутренние процедуры контроля и наличие независимой функции, отвечающей за соблюдение стандартов этичного и ответственного поведения. Такой подход переносит фокус ответственности за защиту прав потребителей на уровень корпоративного управления и внутренних процессов, делая ее не внешним требованием, а элементом управленческой культуры.
Одновременно вводятся требования к управлению финансовыми продуктами и практикам их реализации с точки зрения соответствия целям, потребностям и возможностям клиентов. Финансовые организации обязаны оценивать соответствие предлагаемых продуктов финансовому положению потребителей и анализировать их влияние на платежеспособность и долговую нагрузку на всех этапах жизненного цикла продукта.
Существенным элементом поведенческого надзора является институционализация механизмов рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг как полноценного источника надзорной информации и инструмента превентивного воздействия на рыночные практики. В международной практике системы разрешения споров между финансовыми организациями и клиентами рассматриваются не только как механизм индивидуальной защиты прав, но и как один из ключевых каналов выявления системных поведенческих рисков и недобросовестных практик.
Новый Закон о банках предусматривает создание единого института финансового омбудсмана, охватывающего банковские, страховые и микрофинансовые услуги. Консолидация функций досудебного разрешения споров в рамках независимого органа и придание его решениям обязательной силы для финансовых организаций соответствует международным подходам и обеспечивает единообразие и предсказуемость защиты прав потребителей.
Также формируется многоуровневая система досудебного урегулирования споров. На первом уровне предусмотрено обязательное рассмотрение обращения непосредственно финансовой организацией, что стимулирует развитие эффективных внутренних процедур работы с жалобами. При отсутствии результата спор передается на рассмотрение финансового омбудсмана, а на завершающем этапе в процесс вовлекается регулятор, обладающий надзорными и корректирующими полномочиями.
Такая модель обеспечивает переход от реагирования на единичные обращения граждан к системному анализу поведенческих практик финансовых организаций на основе агрегированных данных по жалобам и результатам их рассмотрения, формируя устойчивую основу для проактивного поведенческого надзора.
6) В рамках расширения доступа к альтернативным финансовым инструментам Закон о банках предусматривает новые подходы к развитию исламского банкинга. В настоящее время исламское финансирование в Казахстане занимает незначительную долю финансового рынка и составляет менее 0,5% активов банковского сектора. Несмотря на то, что возможность создания исламских банков предусмотрена законодательством с 2009 года, развитие данного сегмента сдерживалось необходимостью учреждения отдельного специализированного банка, что существенно ограничивало доступность исламских финансовых продуктов для населения и бизнеса.
В международной практике применяются две основные модели развития исламского банкинга. Первая модель основана на создании отдельных специализированных исламских банков и используется в странах с высокой долей исламских финансов, включая Саудовскую Аравию, Кувейт и Катар. Вторая модель предусматривает совмещение традиционной и исламской деятельности в рамках одного банка через механизм «исламских окон» и применяется в Великобритании, Малайзии, Индонезии, Турции и ОАЭ.
В этой связи при разработке Закона о банках был использован международный опыт и предусмотрен новый подход к развитию исламского банкинга, основанный на разрешении универсальным банкам предоставлять исламские финансовые услуги в формате «исламских окон». Такой механизм позволяет совмещать традиционную и исламскую деятельность в рамках одной лицензии, существенно снижает входные барьеры и расширяет географию и линейку исламских финансовых продуктов.
Закон устанавливает четкие требования к организации «исламских окон». Предусматривается обязательное организационное обособление исламской деятельности, раздельный учет и управление активами и обязательствами, выделение специализированного персонала, а также создание совета по соответствию шариату, осуществляющего утверждение финансовых продуктов и контроль их соответствия принципам исламского финансирования.
Реализация данных норм формирует условия для масштабирования исламского банкинга, развития альтернативных механизмов финансирования и повышения финансовой инклюзии без необходимости создания отдельных исламских банков.
7) Завершающим элементом реформ является развитие механизмов саморегулирования и риск-ориентированного надзора в микрофинансовом и коллекторском рынках.
В этих целях предусмотрено внедрение института саморегулирования на основе обязательного членства. Наличие в Казахстане развитых профессиональных ассоциаций участников рынка свидетельствует о его институциональной зрелости и готовности к переходу на модель саморегулирования. Такой подход позволяет установить единые правила деятельности, повысить дисциплину участников, снизить количество нарушений и усилить доверие со стороны государства и потребителей, одновременно смещая фокус регулятора с повседневного надзора на развитие рынка и контроль системных рисков.
По аналогии с международной практикой саморегулируемые организации наделяются полномочиями по рассмотрению обращений заемщиков, проведению проверок своих членов и применению внутренних мер воздействия. При этом Агентство сохраняет надзорные функции и концентрируется на деятельности самих СРО и наиболее риск-ориентированных участников рынка. В результате формируется сбалансированная модель регулирования, сочетающая рыночную самодисциплину с государственным контролем.
Предусматривается внедрение полноценного риск-ориентированного надзора в микрофинансовом секторе через обязательное создание системы управления рисками. МФО обязаны выстроить целостную СУР, основанную на принципе «трех линий защиты», включающем бизнес-подразделения, независимые функции риск-менеджмента и комплаенса, а также внутренний аудит. Реализация данных требований направлена на формирование устойчивой риск-культуры, повышение качества управления, своевременное выявление рисков и укрепление надежности микрофинансового сектора в целом.
Новый Закон о банках закрепляет результаты институциональной трансформации системы банковского регулирования в Казахстане и формирует правовую основу для следующего этапа развития финансового сектора. Он систематизирует реформы, реализованные в последние годы, и переносит на уровень законодательства ключевые элементы надзорной модели и системы защиты прав потребителей финансовых услуг, обеспечивая их устойчивость, последовательность и преемственность.
В результате формируется современная модель банковского сектора, в рамках которой банки выступают как финансово устойчивые институты, активно интегрирующие цифровые технологии и экосистемные решения при одновременном повышении стандартов ответственности перед клиентами и обществом. Роль государства трансформируется от прямого участия и поддержки к функции независимого регулятора, обеспечивающего сбалансированное развитие рынка, добросовестную конкуренцию и защиту общественных интересов. Такой подход закладывает долгосрочные институциональные основы для устойчивого экономического роста, укрепления доверия к финансовой системе и дальнейшей интеграции Казахстана в глобальную финансовую архитектуру.
Источник: Капитал
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -






