О новом Законе о банках и банковской деятельности: Город Алматы, 25 Декабря 2025 года - новости на сайте gurk.kz

О новом Законе о банках и банковской деятельности

О новом Законе о банках и банковской деятельности

О новом Законе о банках и банковской деятельности

Статья Председателя Агентства Мадины Абылкасымовой

Новый Закон о банках и банковской деятельности стал логическим завершением пятилетней реформы банковского регулирования и надзора в Казахстане и закрепил переход к современным международным стандартам финансовой устойчивости, конкуренции, цифровизации и защиты прав потребителей. Закон отразил результаты институциональной трансформации банковского сектора, модернизации надзорной и регуляторной модели.

Закон разработан по поручению Главы государства и учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов.

Ключевыми целями Закона определены обеспечение финансовой стабильности банковской системы, сохранность вкладов населения и бизнеса, развитие добросовестной конкуренции и системная защита прав потребителей банковских услуг. Его ключевые принципы ориентированы на обеспечение непрерывности банковской деятельности, безопасность и надежность предоставления услуг населению и бизнесу, а также поддержание доверия к банковской системе.

В условиях цифровой трансформации банки выходят за рамки традиционной банковской модели, внедряя финтех-решения, платформенные подходы и экосистемы, интегрирующие финансовые и нефинансовые сервисы. Структурные изменения, связанные с изменением бизнес моделей банков, развитием цифровых финансовых активов и криптовалют, внедрением технологий искусственного интеллекта усложняют риск-профиль банков и требуют пересмотра регуляторной парадигмы на глобальном уровне.

В соответствии с Базельскими стандартами регулирование и надзор должны быть ориентированы на формирование комплексной и адекватной модели управления рисками, капиталом и ликвидностью, обеспечивающей устойчивость банков к макроэкономическим и финансовым шокам. Методологической основой такой модели выступают Основные принципы эффективного банковского надзора, являющиеся общепризнанным международным стандартом и одобренные Советом по финансовой стабильности стран G20.

В Казахстане с 2021 года в банковском секторе поэтапно внедрена риск-ориентированная модель надзора. В единый ежегодный надзорный цикл интегрированы ключевые инструменты – надзорная оценка (SREP), оценка качества активов (AQR) и надзорное стресс-тестирование, совместное применение которых обеспечивает комплексную оценку устойчивости банков.

Ключевым элементом модели является надзорная оценка SREP, предусматривающая ежегодную оценку бизнес модели, риск-профиля банков, качества корпоративного управления и достаточности капитала на основе надзорного суждения. Это позволило сместить фокус надзора от формального контроля нормативов к раннему выявлению и ограничению рисков. AQR дополняет модель за счет углубленной оценки качества кредитных портфелей банков на основе стандарта МСФО 9. Надзорное стресс-тестирование позволяет оценить влияние стрессовых сценариев на достаточность капитала и ликвидность банков.

Для перехода на стандарты Базель III в 2020–2024 годах в Казахстане были последовательно усилены пруденциальные требования к финансовой устойчивости банков и качеству корпоративного управления. Введены дополнительные буферы капитала и уточнены требования к его структуре и качеству. Повышены нормативы ликвидности, внедрен консолидированный надзор за банковскими группами и сформирована нормативная база для введения коэффициента левериджа.

По итогам Программы оценки финансового сектора (FSAP), проведенной Международным валютным фондом и Всемирным банком в 2023–2024 годах, подтверждено полное либо значительное соответствие банковского регулирования и надзора 22 из 29 Основных принципов Базельского комитета. Рекомендации FSAP были сосредоточены на дальнейшем углублении и институциональном укреплении риск-ориентированной надзорной модели. В рамках их реализации с 2024 года усилены требования к системам управления рисками и достаточности капитала на консолидированном уровне, внедрены процессы ICAAP и ILAAP, обеспечивающие внутреннюю оценку достаточности капитала и ликвидности, расширено определение неработающих кредитов, а также введены индивидуальные надзорные надбавки к капиталу, дифференцированные с учетом риск-профиля и системной значимости банков.

Институциональные реформы, реализованные в банковском секторе за последние пять лет, сформировали качественно новую модель регулирования и надзора и обусловили необходимость их системного закрепления на уровне базового Закона о банках и банковской деятельности. Действующий Закон о банках не в полной мере отражает современные процессы развития банковского сектора, его структура и понятийный аппарат значительной мере утратили актуальность.

Новый Закон о банках предусматривает комплексное обновление структуры и содержания правового регулирования банковской деятельности. В нем сформированы самостоятельные блоки по корпоративному управлению, поведенческому надзору и урегулированию неплатежеспособных банков, что обеспечивает внутреннюю целостность и логическую связанность надзорной и регуляторной архитектуры. Закон состоит из 9 разделов, 23 глав и 135 статей. Одновременно сопутствующим законом вносятся изменения в 7 кодексов и 40 законов для комплексной синхронизации смежного законодательства.

Основные направления реформ, реализованные в рамках нового Закона о банках, охватывают:

1) Введение нового механизма урегулирования неплатежеспособных банков;

2) Совершенствование банковского регулирования и усиление корпоративного управления;

3) Развитие конкуренции и внедрение пропорционального регулирования банковской деятельности;

4) Стимулирование развития финтех-сектора и регулирование цифровых финансовых активов;

5) Внедрение риск-ориентированной системы поведенческого надзора;

6) Развитие исламского банкинга;

7) Реформирование микрофинансового и коллекторского рынков с внедрением механизмов саморегулирования.

При подготовке нового Закона была использована экспертиза международных финансовых организаций, включая МВФ и ЕБРР, а также передовой опыт центральных банков и финансовых регуляторов, в том числе Европейского центрального банка, Банка Англии и регуляторов Объединенных Арабских Эмиратов. Закон также опирается на международные стандарты и рекомендации Совета по финансовой стабильности при G-20 (Financial Stability Board), а также на правовую и регуляторную рамку директив Европейского союза.

Новеллы, заложенные в рамках нового Законе о банках, продолжают реформы, начатые Агентством в таких сферах, как защита прав потребителей финансовых услуг, урегулирование неплатежеспособности банков, развитие конкуренции и доступ на рынок, а также развитие исламского финансирования.

1) Системным приоритетом реформы стало обновление механизма урегулирования неплатежеспособных банков. Необходимость его модернизации обусловлена цикличностью банковских кризисов и ограниченной эффективностью традиционных подходов, ориентированных преимущественно на ликвидацию банков уже после утраты ими финансовой устойчивости. В этой связи одним из базовых элементов нового Закона стало формирование современной системы урегулирования, смещающей акцент с экстренного реагирования на раннее выявление рисков и их превентивное ограничение.

Основой перехода к данной модели стал глобальный стандарт урегулирования банков, сформированный в ответ на мировой финансовый кризис 2008–2009 годов. В 2011 году Совет по финансовой стабильности при G-20 утвердил документ «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования для финансовых институтов», закрепивший единые международные принципы упорядоченного урегулирования финансовых институтов. В последующие годы данный стандарт был имплементирован в национальное законодательство большинства стран, став общепризнанной международной рамкой в сфере банковского урегулирования.

Предпосылкой для перехода к новой модели стала масштабная работа по очистке балансов банков и сокращению объема стрессовых активов. С 2022 по 2024 годы Агентством были приняты законодательные поправки, направленные на формирование и развитие рынка стрессовых активов. Был расширен круг инвесторов, выровнены условия налогообложения для резидентов и нерезидентов при покупке стрессовых активов, а также установлен предельный срок нахождения взысканного имущества на балансах банков не более 6 лет, включая дочерние компании по управлению стрессовыми активами.

В результате с 2017 года объем проблемных активов банков снизился с 7,7 трлн до 3,1 трлн тенге. Благодаря принятым мерам в экономический оборот возвращено имущество на сумму 821 млрд тенге, включая коммерческую недвижимость на 577 млрд тенге и земельные участки на 207 млрд тенге.

С 2024 года введено обязательное требование по реализации стрессовых активов через лицензируемые цифровые платформы. С октября 2024 года функционируют платформы DMAS и Debex, через которые уже реализованы стрессовые активы на сумму более 115,5 млрд тенге.

В рамках Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора, принятой в 2017 году, банкам помимо оказания поддержки в виде субординированных облигаций на льготных условиях. акционерами банков обеспечена докапитализация банков на сумму 401,5 млрд тенге, что позволило сформировать дополнительные провизии и улучшить качество активов.

В результате проведенной активной работы по списанию стрессовых активов, докапитализации банков и формированию дополнительных провизий уровень капитала банковского сектора существенно вырос и на протяжении последних 5 лет стабильно превышает 22% при минимальном нормативе в 8%.

Также были приняты меры по досрочному возврату ранее предоставленных средств государственной поддержки. В соответствии с поручением Главы Государства с 2022 года введены законодательные ограничения на выплату дивидендов банками, получившими государственную поддержку. В 2025 году Национальным Банком установлен повышенный норматив обязательных резервов (МРТ) в размере 10% от суммы государственной поддержки. В результате с 2023 по 2025 годы 6 банков вернули 738,2 млрд тенге государственной поддержки, при этом 3 банка полностью досрочно погасили свои обязательства.

Учитывая банковские кризисы и повторяющееся влияние макроэкономических шоков и финансовых дисбалансов Закон ориентирован не на реагирование в момент наступления кризиса, а на его раннее предупреждение. Одним из ключевых блоков нового Закона стало формирование современной системы урегулирования неплатежеспособных банков.

Ключевым элементом новой модели является переход к упорядоченной системе антикризисных режимов, применяемых последовательно в зависимости от степени ухудшения финансового положения банка. Закон предусматривает три режима: усиленный надзор, восстановление финансовой устойчивости и урегулирование. Такой подход обеспечивает пропорциональность надзорных мер, позволяет сохранять банк как действующий институт при наличии возможностей восстановления и, при необходимости, осуществлять упорядоченное разрешение кризисной ситуации с использованием инструментов, соответствующих международным стандартам, включая передачу активов и обязательств, реструктуризацию, принудительную реализацию акций и создание переходного банка.

Для предотвращения ухудшения финансового состояния банков вводятся новые инструменты - планы восстановления и планы урегулирования. Эти документы определяют конкретные меры по выводу банка из кризисной ситуации и предотвращению неплатежеспособности. Разработка и ежегодное обновление планов станет обязанностью как банков, так и регулятора.

Для системно значимых банков дополнительно вводится требование по поддержанию достаточного уровня способности к поглощению убытков (TLAC), что снижает вероятность использования внешней поддержки.

Государственная поддержка в рамках новой модели рассматривается как исключительная и крайняя мера, применяемая только после полного использования акционерного капитала и списания инструментов TLAC. Поддержка системно значимых банков осуществляется посредством временного и возмездного участия государства в капитале с последующей продажей банка и возвратом средств в бюджет.

Закон также четко разграничивает полномочия государственных органов. Агентство отвечает за применение антикризисных режимов и надзор за реализацией планов восстановления и урегулирования, Правительство и Национальный Банк - за решения по участию государства, при координирующей роли Совета по финансовой стабильности. В результате формируется современная институциональная система урегулирования, обеспечивающая баланс между финансовой устойчивостью и защитой интересов вкладчиков и клиентов.

2) Совершенствование банковского регулирования.

Новый Закон усиливает требования к корпоративному управлению, прозрачности структуры собственности и надзорным инструментам. В частности, расширяется перечень лиц, связанных с банком особыми отношениями, с учетом подходов, применяемых в международных стандартах финансовой отчетности, что позволяет более точно идентифицировать аффилированные связи, повысить прозрачность структуры собственности и усилить подотчетность банковской деятельности, включая контроль за операциями со связанными сторонами и внутригрупповыми транзакциями.

Одновременно расширяется применение механизма мотивированного суждения как ключевого элемента риск-ориентированного надзора. Мотивированное суждение применяется не только при оценке деятельности банков, но и при надзорной оценке качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля и внешнего аудита. В частности, надзорный орган получает возможность учитывать профессиональное суждение и поведенческие факторы при оценке независимости, объективности и качества работы аудиторских организаций, а также при анализе достоверности финансовой отчетности банков.

В целях повышения качества надзорного анализа вводятся дополнительные требования к отчетности банков, предусматривающие право регулятора формировать индивидуальные требования к витринам данных при наличии специфических рисков, при одновременном исключении дублирования с регуляторной отчетностью, предоставляемой в Национальный Банк.

На законодательном уровне устанавливаются единые требования к руководителям функций управления рисками, внутреннего аудита и комплаенса, что повышает качество управленческих и надзорных решений, усиливает роль контрольных функций и формирует устойчивую систему внутреннего контроля в финансовых организациях. Дополнительно ужесточаются критерии безупречной деловой репутации, включая внедрение механизма «серого списка», позволяющего учитывать репутационные и надзорные риски при допуске лиц к управлению и участию в капитале финансовых организаций.

Наряду с этим проводится систематизация финансового законодательства: из правового поля исключаются устаревшие и дублирующие нормы, а требования к акционерам, руководящим работникам и банковским холдингам унифицируются и переносятся в Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций». Такой подход обеспечивает единообразие регулирования, устраняет фрагментарность правового поля и формирует целостную, логичную архитектуру финансового законодательства, соответствующую международным стандартам надзора и корпоративного управления.

3) Важным направлением развития банковского сектора является повышение уровня конкуренции, как необходимое условие для расширения доступа к финансовым услугам, внедрения технологических решений и повышения качества обслуживания клиентов. В этой связи в рамках исполнения поручений Главы государства проводится работа по развитию банковского сектора, привлечению надежных зарубежных банков и формированию более конкурентной рыночной среды.

С 2022 года реализованы законодательные изменения, направленные на расширение институциональной базы рынка, включая создание условий для конвертации микрофинансовых организаций в банки. Введен поэтапный механизм, позволяющий МФО адаптироваться к требованиям банковского регулирования. В 2025 году данный механизм был успешно реализован на практике. Банковские лицензии получили Коммерческий банк БиЭнКей и KMF Банк, крупнейший участник микрофинансового сектора с активами свыше 395 млрд тенге, что подтвердило эффективность и практическую применимость данного подхода.

В 2024 году проведена масштабная либерализация банковского законодательства, ориентированная на снижение регуляторных барьеров для иностранных банков. Минимальный порог активов для выхода на рынок снижен с 20 до 10 млрд долларов США, существенно сокращен перечень документов для лицензирования, устранены устаревшие административные требования и ускорены процедуры допуска. Для банков с высокими международными рейтингами объем регуляторных требований был снижен более чем в два раза, что повысило инвестиционную привлекательность казахстанского финансового рынка.

В результате в 2024–2025 годах на рынок Казахстана вышли три крупные зарубежные банковские группы из Южной Кореи, ОАЭ и Катара, а также сохраняется устойчивый интерес со стороны банков Центральной и Восточной Европы. В настоящее время в стране функционируют 23 банка второго уровня, из которых 15 имеют иностранное участие, что способствует усилению конкуренции и внедрению лучших международных практик.

В рамках нового Закона о банках дополнительным инструментом развития конкуренции стало внедрение пропорционального регулирования через введение универсальной и базовой банковских лицензий. Базовая лицензия ориентирована на небольшие банки с ограниченным набором операций и сниженной регуляторной нагрузкой при сохранении надлежащего уровня надзора и защиты вкладчиков. Универсальная лицензия применяется к средним и крупным банкам с более строгими требованиями к капиталу, ликвидности и управлению. Ожидается, что данный подход создаст дополнительные стимулы для входа на рынок новых участников, включая крупные микрофинансовые организации, и обеспечит дальнейшее развитие конкурентной и устойчивой банковской среды.

4) Значимым направлением стала адаптация банковского регулирования к цифровой трансформации финансового сектора. В условиях цифровизации экономики банки последовательно эволюционируют от классических кредитно-депозитных институтов к технологическим компаниям и многофункциональным экосистемам. Современный банк выступает как цифровая платформа, интегрированная с финтех-сервисами, маркетплейсами и технологическими партнерами. Такая трансформация обусловлена ростом ожиданий клиентов в части скорости и удобства финансовых услуг, а также усилением конкуренции со стороны небанковских и технологических компаний.

На практике сформировались устойчивые модели функционирования банков в качестве финтех-компаний. Банки развивают участие в цифровых экосистемах и маркетплейсах, инвестируют в финтех- и технологические компании, а также используют модель Banking as a Service, предоставляя свою банковскую и технологическую инфраструктуру внешним участникам. При этом банки сохраняют ответственность за совершаемые операции и защиту интересов клиентов. Инвестиционная и технологическая активность банков осуществляется с учетом масштаба деятельности и вида лицензии, что позволяет соразмерять инновационное развитие с уровнем принимаемых рисков.

Новый Закон о банках и банковской деятельности впервые закрепляет данные финтех-модели на уровне законодательства. Формируется единая и прозрачная правовая рамка, определяющая допустимые виды технологической и платформенной активности банков, а также границы их участия в нефинансовом бизнесе. Это снижает правовую неопределенность, создает предсказуемые условия для инновационного развития и одновременно ограничивает избыточную диверсификацию, способную повлиять на устойчивость банковского сектора. Ключевым принципом является сохранение ответственности банка перед клиентом при оказании услуг через партнерские и технологические организации.

Важным направлением Закона о банках является установление правового режима регулирования цифровых финансовых активов, включая легализацию и надзор за оборотом необеспеченных цифровых активов, то есть криптовалют, с учетом международных подходов к развитию цифровых рынков и управления сопутствующими рисками.

В рамках Закона вводится классификация цифровых финансовых активов по трем категориям. К ним относятся стейблкоины как цифровые активы, обеспеченные денежными средствами, цифровые финансовые активы, базовым активом которых выступают финансовые инструменты или иное имущество, а также финансовые инструменты, выпускаемые в цифровой форме на специализированных цифровых платформах.

Агентство будет устанавливать требования к условиям выпуска, обращения и погашения цифровых финансовых активов, за исключением стейблкоинов, регулирование которых будет осуществлять Национальный Банк. Эмиссия цифровых финансовых активов будет осуществляться операторами цифровых платформ, формирующими новый сегмент финансового рынка, подлежащими лицензированию.

К цифровым финансовым активам будут применяться требования, по своему содержанию и уровню сопоставимые с регуляторными стандартами, установленными для традиционных финансовых инструментов, включая нормы по управлению рисками, раскрытию информации и защите прав инвесторов, что соответствует международной практике интеграции цифровых активов в регулируемую финансовую систему.

Также Закон предусматривает лицензирование и надзор за деятельностью криптообменников со стороны Национального Банка, а также установление перечня криптовалют, допущенных к обращению, лимитов и иных ограничений по операциям. Такой подход направлен на снижение финансовых и регуляторных рисков, защиту инвесторов и обеспечение финансовой стабильности при развитии цифровых рынков.

5) Одним из важных нововведений нового Закона о банках стало введение поведенческого надзора в качестве самостоятельного направления государственного регулирования и надзора. Поведенческий надзор ориентирован непосредственно на защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и по своей значимости будет сопоставим с пруденциальным надзором.

В отличие от традиционного подхода, при котором надзор был сосредоточен преимущественно на обеспечении финансовой устойчивости финансовых организаций, поведенческий надзор фокусируется на фактическом взаимодействии финансовых организаций с клиентами, качестве финансовых продуктов и практиках их продвижения.

За последние годы Агентством сформирована правовая и институциональная база защиты прав потребителей финансовых услуг. Установлены требования к раскрытию информации, расчету годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ), условиям договоров и взиманию комиссий, а также внедрен механизм досудебного урегулирования споров. Это создало необходимую основу для перехода к системной модели поведенческого надзора.

Цель внедрения поведенческого надзора состоит в переходе от регулирования отдельных норм к комплексной оценке взаимодействия финансовой организации с клиентом на всех этапах предоставления финансовых услуг. Данный подход основан на международных стандартах и рекомендациях G20 и ОЭСР, а также передовой регуляторной практике развитых финансовых рынков, и направлен на обеспечение справедливости, прозрачности и добросовестности бизнес-практик.

В рамках внедрения поведенческого надзора Агентство сосредоточивает усилия на формировании системы оценки поведенческих рисков, обеспечивающей комплексный анализ управления финансовыми продуктами, практик продаж, коммуникаций и обслуживания клиентов. Цель данного подхода заключается в выявлении факторов недобросовестного поведения и объективной оценке уровня защиты интересов потребителей.

В финансовых организациях выстраивается система управления поведенческими рисками при взаимодействии с потребителями, включающая стратегические ориентиры, внутренние процедуры контроля и наличие независимой функции, отвечающей за соблюдение стандартов этичного и ответственного поведения. Такой подход переносит фокус ответственности за защиту прав потребителей на уровень корпоративного управления и внутренних процессов, делая ее не внешним требованием, а элементом управленческой культуры.

Одновременно вводятся требования к управлению финансовыми продуктами и практикам их реализации с точки зрения соответствия целям, потребностям и возможностям клиентов. Финансовые организации обязаны оценивать соответствие предлагаемых продуктов финансовому положению потребителей и анализировать их влияние на платежеспособность и долговую нагрузку на всех этапах жизненного цикла продукта.

Существенным элементом поведенческого надзора является институционализация механизмов рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг как полноценного источника надзорной информации и инструмента превентивного воздействия на рыночные практики. В международной практике системы разрешения споров между финансовыми организациями и клиентами рассматриваются не только как механизм индивидуальной защиты прав, но и как один из ключевых каналов выявления системных поведенческих рисков и недобросовестных практик.

Новый Закон о банках предусматривает создание единого института финансового омбудсмана, охватывающего банковские, страховые и микрофинансовые услуги. Консолидация функций досудебного разрешения споров в рамках независимого органа и придание его решениям обязательной силы для финансовых организаций соответствует международным подходам и обеспечивает единообразие и предсказуемость защиты прав потребителей.

Также формируется многоуровневая система досудебного урегулирования споров. На первом уровне предусмотрено обязательное рассмотрение обращения непосредственно финансовой организацией, что стимулирует развитие эффективных внутренних процедур работы с жалобами. При отсутствии результата спор передается на рассмотрение финансового омбудсмана, а на завершающем этапе в процесс вовлекается регулятор, обладающий надзорными и корректирующими полномочиями.

Такая модель обеспечивает переход от реагирования на единичные обращения граждан к системному анализу поведенческих практик финансовых организаций на основе агрегированных данных по жалобам и результатам их рассмотрения, формируя устойчивую основу для проактивного поведенческого надзора.

6) В рамках расширения доступа к альтернативным финансовым инструментам Закон о банках предусматривает новые подходы к развитию исламского банкинга. В настоящее время исламское финансирование в Казахстане занимает незначительную долю финансового рынка и составляет менее 0,5% активов банковского сектора. Несмотря на то, что возможность создания исламских банков предусмотрена законодательством с 2009 года, развитие данного сегмента сдерживалось необходимостью учреждения отдельного специализированного банка, что существенно ограничивало доступность исламских финансовых продуктов для населения и бизнеса.

В международной практике применяются две основные модели развития исламского банкинга. Первая модель основана на создании отдельных специализированных исламских банков и используется в странах с высокой долей исламских финансов, включая Саудовскую Аравию, Кувейт и Катар. Вторая модель предусматривает совмещение традиционной и исламской деятельности в рамках одного банка через механизм «исламских окон» и применяется в Великобритании, Малайзии, Индонезии, Турции и ОАЭ.

В этой связи при разработке Закона о банках был использован международный опыт и предусмотрен новый подход к развитию исламского банкинга, основанный на разрешении универсальным банкам предоставлять исламские финансовые услуги в формате «исламских окон». Такой механизм позволяет совмещать традиционную и исламскую деятельность в рамках одной лицензии, существенно снижает входные барьеры и расширяет географию и линейку исламских финансовых продуктов.

Закон устанавливает четкие требования к организации «исламских окон». Предусматривается обязательное организационное обособление исламской деятельности, раздельный учет и управление активами и обязательствами, выделение специализированного персонала, а также создание совета по соответствию шариату, осуществляющего утверждение финансовых продуктов и контроль их соответствия принципам исламского финансирования.

Реализация данных норм формирует условия для масштабирования исламского банкинга, развития альтернативных механизмов финансирования и повышения финансовой инклюзии без необходимости создания отдельных исламских банков.

7) Завершающим элементом реформ является развитие механизмов саморегулирования и риск-ориентированного надзора в микрофинансовом и коллекторском рынках.

В этих целях предусмотрено внедрение института саморегулирования на основе обязательного членства. Наличие в Казахстане развитых профессиональных ассоциаций участников рынка свидетельствует о его институциональной зрелости и готовности к переходу на модель саморегулирования. Такой подход позволяет установить единые правила деятельности, повысить дисциплину участников, снизить количество нарушений и усилить доверие со стороны государства и потребителей, одновременно смещая фокус регулятора с повседневного надзора на развитие рынка и контроль системных рисков.

По аналогии с международной практикой саморегулируемые организации наделяются полномочиями по рассмотрению обращений заемщиков, проведению проверок своих членов и применению внутренних мер воздействия. При этом Агентство сохраняет надзорные функции и концентрируется на деятельности самих СРО и наиболее риск-ориентированных участников рынка. В результате формируется сбалансированная модель регулирования, сочетающая рыночную самодисциплину с государственным контролем.

Предусматривается внедрение полноценного риск-ориентированного надзора в микрофинансовом секторе через обязательное создание системы управления рисками. МФО обязаны выстроить целостную СУР, основанную на принципе «трех линий защиты», включающем бизнес-подразделения, независимые функции риск-менеджмента и комплаенса, а также внутренний аудит. Реализация данных требований направлена на формирование устойчивой риск-культуры, повышение качества управления, своевременное выявление рисков и укрепление надежности микрофинансового сектора в целом.

Новый Закон о банках закрепляет результаты институциональной трансформации системы банковского регулирования в Казахстане и формирует правовую основу для следующего этапа развития финансового сектора. Он систематизирует реформы, реализованные в последние годы, и переносит на уровень законодательства ключевые элементы надзорной модели и системы защиты прав потребителей финансовых услуг, обеспечивая их устойчивость, последовательность и преемственность.

В результате формируется современная модель банковского сектора, в рамках которой банки выступают как финансово устойчивые институты, активно интегрирующие цифровые технологии и экосистемные решения при одновременном повышении стандартов ответственности перед клиентами и обществом. Роль государства трансформируется от прямого участия и поддержки к функции независимого регулятора, обеспечивающего сбалансированное развитие рынка, добросовестную конкуренцию и защиту общественных интересов. Такой подход закладывает долгосрочные институциональные основы для устойчивого экономического роста, укрепления доверия к финансовой системе и дальнейшей интеграции Казахстана в глобальную финансовую архитектуру.

Источник: Капитал



Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p><strong>Статья Председателя Агентства Мадины Абылкасымовой</strong></p> <p>Новый Закон о банках и банковской деятельности стал логическим завершением пятилетней реформы банковского регулирования и надзора в Казахстане и закрепил переход к современным международным стандартам финансовой устойчивости, конкуренции, цифровизации и защиты прав потребителей. Закон отразил результаты институциональной трансформации банковского сектора, модернизации надзорной и регуляторной модели.</p> <p>Закон разработан по поручению Главы государства и учитывает технологические изменения, повышение роли банковского сектора в финансировании экономики, повышение конкуренции и привлечение на рынок новых участников, а также вопросы продвижения финтеха и либерализации оборота цифровых активов.</p> <p>Ключевыми целями Закона определены обеспечение <strong>финансовой стабильности</strong> банковской системы, <strong>сохранность вкладов </strong>населения и бизнеса, развитие <strong>добросовестной конкуренции</strong> и системная <strong>защита прав потребителей</strong> банковских услуг. Его ключевые принципы ориентированы на обеспечение непрерывности банковской деятельности, безопасность и надежность предоставления услуг населению и бизнесу, а также поддержание доверия к банковской системе.</p> <p>В условиях цифровой трансформации банки выходят за рамки традиционной банковской модели, внедряя финтех-решения, платформенные подходы и экосистемы, интегрирующие финансовые и нефинансовые сервисы. Структурные изменения, связанные с изменением бизнес моделей банков, развитием цифровых финансовых активов и криптовалют, внедрением технологий искусственного интеллекта усложняют риск-профиль банков и требуют пересмотра регуляторной парадигмы на глобальном уровне.</p> <p>В соответствии с Базельскими стандартами <strong>регулирование</strong> и <strong>надзор</strong> должны быть ориентированы на формирование комплексной и адекватной модели<strong> управления рисками, капиталом </strong>и<strong> ликвидностью,</strong> обеспечивающей устойчивость банков к макроэкономическим и финансовым шокам. Методологической основой такой модели выступают <strong>Основные принципы эффективного банковского надзора</strong>, являющиеся общепризнанным международным стандартом и одобренные Советом по финансовой стабильности стран G20.</p> <p>В Казахстане с 2021 года в банковском секторе поэтапно <strong>внедрена риск-ориентированная модель надзора</strong>. В единый ежегодный надзорный цикл интегрированы ключевые инструменты – <strong>надзорная оценка</strong> (SREP<strong>), оценка качества активов</strong> (AQR) и <strong>надзорное стресс-тестирование</strong>, совместное применение которых обеспечивает комплексную оценку устойчивости банков.</p> <p>Ключевым элементом модели является надзорная оценка <strong>SREP</strong>, предусматривающая ежегодную оценку бизнес модели, риск-профиля банков, качества корпоративного управления и достаточности капитала на основе надзорного суждения. Это позволило сместить фокус надзора от формального контроля нормативов к раннему выявлению и ограничению рисков. <strong>AQR</strong> дополняет модель за счет углубленной оценки качества кредитных портфелей банков на основе стандарта МСФО 9. <strong>Надзорное стресс-тестирование</strong> позволяет оценить влияние стрессовых сценариев на достаточность капитала и ликвидность банков.</p> <p>Для перехода на стандарты Базель III в 2020–2024 годах в Казахстане были последовательно усилены <strong>пруденциальные требования</strong> к финансовой устойчивости банков и качеству корпоративного управления. Введены дополнительные буферы капитала и уточнены требования к его структуре и качеству. Повышены <strong>нормативы ликвидности</strong>, внедрен <strong>консолидированный надзор</strong> за банковскими группами и сформирована нормативная база для введения <strong>коэффициента левериджа</strong>.</p> <p>По итогам <strong>Программы оценки финансового сектора</strong> (FSAP), проведенной Международным валютным фондом и Всемирным банком в 2023–2024 годах, подтверждено полное либо значительное соответствие банковского регулирования и надзора <strong>22</strong> из <strong>29</strong> Основных принципов Базельского комитета. Рекомендации FSAP были сосредоточены на дальнейшем углублении и институциональном укреплении риск-ориентированной надзорной модели. В рамках их реализации с 2024 года усилены требования к системам управления рисками и достаточности капитала на <strong>консолидированном уровне</strong>, внедрены процессы <strong>ICAAP и ILAAP</strong>, обеспечивающие внутреннюю оценку достаточности капитала и ликвидности, расширено определение<strong> неработающих кредитов,</strong> а также введены <strong>индивидуальные надзорные надбавки</strong> к капиталу, дифференцированные с учетом риск-профиля и системной значимости банков.</p> <p>Институциональные реформы, реализованные в банковском секторе за последние пять лет, сформировали качественно новую модель регулирования и надзора и обусловили необходимость их системного закрепления на уровне базового <strong>Закона о банках и банковской деятельности</strong>. Действующий Закон о банках не в полной мере отражает современные процессы развития банковского сектора, его структура и понятийный аппарат значительной мере утратили актуальность.</p> <p>Новый Закон о банках предусматривает комплексное обновление структуры и содержания правового регулирования банковской деятельности. В нем сформированы самостоятельные блоки по корпоративному управлению, поведенческому надзору и урегулированию неплатежеспособных банков, что обеспечивает внутреннюю целостность и логическую связанность надзорной и регуляторной архитектуры. Закон состоит из 9 разделов, 23 глав и 135 статей. Одновременно сопутствующим законом вносятся изменения в 7 кодексов и 40 законов для комплексной синхронизации смежного законодательства.</p> <p>Основные направления реформ, реализованные в рамках нового Закона о банках, охватывают:</p> <p>1) Введение нового механизма урегулирования неплатежеспособных банков;</p> <p>2) Совершенствование банковского регулирования и усиление корпоративного управления;</p> <p>3) Развитие конкуренции и внедрение пропорционального регулирования банковской деятельности;</p> <p>4) Стимулирование развития финтех-сектора и регулирование цифровых финансовых активов;</p> <p>5) Внедрение риск-ориентированной системы поведенческого надзора;</p> <p>6) Развитие исламского банкинга;</p> <p>7) Реформирование микрофинансового и коллекторского рынков с внедрением механизмов саморегулирования.</p> <p>При подготовке нового Закона была использована экспертиза международных финансовых организаций, включая МВФ и ЕБРР, а также передовой опыт центральных банков и финансовых регуляторов, в том числе Европейского центрального банка, Банка Англии и регуляторов Объединенных Арабских Эмиратов. Закон также опирается на международные стандарты и рекомендации Совета по финансовой стабильности при G-20 (Financial Stability Board), а также на правовую и регуляторную рамку директив Европейского союза.</p> <p>Новеллы, заложенные в рамках нового Законе о банках, продолжают реформы, начатые Агентством в таких сферах, как защита прав потребителей финансовых услуг, урегулирование неплатежеспособности банков, развитие конкуренции и доступ на рынок, а также развитие исламского финансирования.</p> <p><strong>1) Системным приоритетом реформы стало обновление механизма урегулирования неплатежеспособных банков.</strong> Необходимость его модернизации обусловлена цикличностью банковских кризисов и ограниченной эффективностью традиционных подходов, ориентированных преимущественно на ликвидацию банков уже после утраты ими финансовой устойчивости. В этой связи одним из базовых элементов нового Закона стало формирование современной системы урегулирования, смещающей акцент с экстренного реагирования на раннее выявление рисков и их превентивное ограничение.</p> <p>Основой перехода к данной модели стал глобальный стандарт урегулирования банков, сформированный в ответ на мировой финансовый кризис 2008–2009 годов. В 2011 году Совет по финансовой стабильности при G-20 утвердил документ «Ключевые атрибуты эффективных режимов урегулирования для финансовых институтов», закрепивший единые международные принципы упорядоченного урегулирования финансовых институтов. В последующие годы данный стандарт был имплементирован в национальное законодательство большинства стран, став общепризнанной международной рамкой в сфере банковского урегулирования.</p> <p>Предпосылкой для перехода к новой модели стала масштабная работа по очистке балансов банков и сокращению объема <strong>стрессовых активов</strong>. С 2022 по 2024 годы Агентством были приняты законодательные поправки, направленные на формирование и развитие рынка стрессовых активов. Был расширен круг инвесторов, выровнены условия налогообложения для резидентов и нерезидентов при покупке стрессовых активов, а также установлен предельный срок нахождения взысканного имущества на балансах банков не более 6 лет, включая дочерние компании по управлению стрессовыми активами.</p> <p>В результате с 2017 года объем проблемных активов банков снизился с <strong>7,7 трлн</strong> до <strong>3,1 трлн</strong> тенге. Благодаря принятым мерам в экономический оборот возвращено имущество на сумму <strong>821 млрд</strong> тенге, включая коммерческую недвижимость на <strong>577 млрд</strong> тенге и земельные участки на <strong>207 млрд</strong> тенге.</p> <p>С 2024 года введено обязательное требование по реализации стрессовых активов через лицензируемые цифровые платформы. С октября 2024 года функционируют платформы DMAS и Debex, через которые уже реализованы стрессовые активы на сумму более <strong>115,5 млрд</strong> тенге.</p> <p>В рамках <strong>Программы повышения финансовой устойчивости банковского сектора</strong>, принятой в 2017 году, банкам помимо оказания поддержки в виде субординированных облигаций на льготных условиях. акционерами банков обеспечена докапитализация банков на сумму <strong>401,5 млрд</strong> тенге, что позволило сформировать дополнительные провизии и улучшить качество активов.</p> <p>В результате проведенной активной работы по списанию стрессовых активов, докапитализации банков и формированию дополнительных провизий уровень <strong>капитала</strong> банковского сектора существенно вырос и на протяжении последних 5 лет стабильно превышает <strong>22%</strong> при минимальном нормативе в 8%.</p> <p>Также были приняты меры по <strong>досрочному возврату ранее предоставленных средств государственной поддержки.</strong> В соответствии с поручением Главы Государства с 2022 года введены законодательные ограничения на выплату дивидендов банками, получившими государственную поддержку. В 2025 году Национальным Банком установлен повышенный норматив обязательных резервов (МРТ) в размере 10% от суммы государственной поддержки. В результате с 2023 по 2025 годы <strong>6</strong> банков вернули <strong>738,2 млрд</strong> тенге государственной поддержки, при этом <strong>3</strong> банка полностью досрочно погасили свои обязательства.</p> <p>Учитывая банковские кризисы и повторяющееся влияние макроэкономических шоков и финансовых дисбалансов Закон ориентирован не на реагирование в момент наступления кризиса, а на его раннее предупреждение. Одним из ключевых блоков нового Закона стало формирование современной <strong>системы</strong> <strong>урегулирования неплатежеспособных банков</strong>.</p> <p>Ключевым элементом новой модели является переход к упорядоченной системе <strong>антикризисных режимов</strong>, применяемых последовательно в зависимости от степени ухудшения финансового положения банка. Закон предусматривает три режима: усиленный надзор, восстановление финансовой устойчивости и урегулирование. Такой подход обеспечивает пропорциональность надзорных мер, позволяет сохранять банк как действующий институт при наличии возможностей восстановления и, при необходимости, осуществлять упорядоченное разрешение кризисной ситуации с использованием инструментов, соответствующих международным стандартам, включая передачу активов и обязательств, реструктуризацию, принудительную реализацию акций и создание переходного банка.</p> <p>Для предотвращения ухудшения финансового состояния банков вводятся новые инструменты - <strong>планы восстановления</strong> и <strong>планы урегулирования</strong>. Эти документы определяют конкретные меры по выводу банка из кризисной ситуации и предотвращению неплатежеспособности. Разработка и ежегодное обновление планов станет обязанностью как банков, так и регулятора.</p> <p>Для системно значимых банков дополнительно вводится требование по поддержанию достаточного уровня способности к поглощению убытков (TLAC), что снижает вероятность использования внешней поддержки.</p> <p>Государственная поддержка в рамках новой модели рассматривается как исключительная и крайняя мера, применяемая только после полного использования акционерного капитала и списания инструментов TLAC. Поддержка системно значимых банков осуществляется посредством временного и возмездного участия государства в капитале с последующей продажей банка и возвратом средств в бюджет.</p> <p>Закон также четко разграничивает полномочия государственных органов. Агентство отвечает за применение антикризисных режимов и надзор за реализацией планов восстановления и урегулирования, Правительство и Национальный Банк - за решения по участию государства, при координирующей роли Совета по финансовой стабильности. В результате формируется современная институциональная система урегулирования, обеспечивающая баланс между финансовой устойчивостью и защитой интересов вкладчиков и клиентов.</p> <p><strong>2) Совершенствование банковского регулирования.</strong></p> <p><strong>Новый Закон</strong><strong> усиливает требования к корпоративному управлению, прозрачности структуры собственности и надзорным инструментам</strong>. В частности, расширяется перечень лиц, связанных с банком особыми отношениями, с учетом подходов, применяемых в международных стандартах финансовой отчетности, что позволяет более точно идентифицировать аффилированные связи, повысить прозрачность структуры собственности и усилить подотчетность банковской деятельности, включая контроль за операциями со связанными сторонами и внутригрупповыми транзакциями.</p> <p>Одновременно расширяется применение механизма <strong>мотивированного суждения</strong> как ключевого элемента риск-ориентированного надзора. Мотивированное суждение применяется не только при оценке деятельности банков, но и при надзорной оценке качества корпоративного управления, системы внутреннего контроля и внешнего аудита. В частности, надзорный орган получает возможность учитывать профессиональное суждение и поведенческие факторы при оценке независимости, объективности и качества работы аудиторских организаций, а также при анализе достоверности финансовой отчетности банков.</p> <p>В целях повышения качества надзорного анализа вводятся дополнительные требования к отчетности банков, предусматривающие право регулятора формировать индивидуальные требования к витринам данных при наличии специфических рисков, при одновременном исключении дублирования с регуляторной отчетностью, предоставляемой в Национальный Банк.</p> <p>На законодательном уровне устанавливаются единые требования к руководителям функций управления рисками, внутреннего аудита и комплаенса, что повышает качество управленческих и надзорных решений, усиливает роль контрольных функций и формирует устойчивую систему внутреннего контроля в финансовых организациях. Дополнительно ужесточаются критерии безупречной деловой репутации, включая внедрение механизма «серого списка», позволяющего учитывать репутационные и надзорные риски при допуске лиц к управлению и участию в капитале финансовых организаций.</p> <p>Наряду с этим проводится систематизация финансового законодательства: из правового поля исключаются устаревшие и дублирующие нормы, а требования к акционерам, руководящим работникам и банковским холдингам унифицируются и переносятся в Закон Республики Казахстан «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций». Такой подход обеспечивает единообразие регулирования, устраняет фрагментарность правового поля и формирует целостную, логичную архитектуру финансового законодательства, соответствующую международным стандартам надзора и корпоративного управления.</p> <p><strong>3) Важным</strong> <strong>направлением развития банковского сектора является</strong> <strong>повышение уровня конкуренции</strong>, как необходимое условие для расширения доступа к финансовым услугам, внедрения технологических решений и повышения качества обслуживания клиентов. В этой связи в рамках исполнения поручений Главы государства проводится работа по развитию банковского сектора, привлечению надежных зарубежных банков и формированию более конкурентной рыночной среды.</p> <p>С 2022 года реализованы законодательные изменения, направленные на расширение институциональной базы рынка, включая создание условий для конвертации микрофинансовых организаций в банки. Введен поэтапный механизм, позволяющий МФО адаптироваться к требованиям банковского регулирования. В 2025 году данный механизм был успешно реализован на практике. Банковские лицензии получили<strong> Коммерческий банк БиЭнКей </strong>и <strong>KMF Банк</strong>, крупнейший участник микрофинансового сектора с активами свыше <strong>395 млрд</strong> тенге, что подтвердило эффективность и практическую применимость данного подхода.</p> <p>В 2024 году проведена масштабная <strong>либерализация банковского законодательства</strong>, ориентированная на снижение регуляторных барьеров для иностранных банков. Минимальный порог активов для выхода на рынок снижен с 20 до 10 млрд долларов США, существенно сокращен перечень документов для лицензирования, устранены устаревшие административные требования и ускорены процедуры допуска. Для банков с высокими международными рейтингами объем регуляторных требований был снижен более чем в два раза, что повысило инвестиционную привлекательность казахстанского финансового рынка.</p> <p>В результате в 2024–2025 годах на рынок Казахстана вышли три крупные зарубежные банковские группы из Южной Кореи, ОАЭ и Катара, а также сохраняется устойчивый интерес со стороны банков Центральной и Восточной Европы. В настоящее время в стране функционируют <strong>23</strong> банка второго уровня, из которых <strong>15</strong> имеют иностранное участие, что способствует усилению конкуренции и внедрению лучших международных практик.</p> <p>В рамках нового Закона о банках дополнительным инструментом развития конкуренции стало внедрение <strong>пропорционального регулирования</strong> через введение универсальной и базовой банковских лицензий. <strong>Базовая лицензия</strong> ориентирована на небольшие банки с ограниченным набором операций и сниженной регуляторной нагрузкой при сохранении надлежащего уровня надзора и защиты вкладчиков. Универсальная лицензия применяется к средним и крупным банкам с более строгими требованиями к капиталу, ликвидности и управлению. Ожидается, что данный подход создаст дополнительные стимулы для входа на рынок новых участников, включая крупные микрофинансовые организации, и обеспечит дальнейшее развитие конкурентной и устойчивой банковской среды.</p> <p><strong>4) Значимым направлением стала адаптация банковского регулирования к цифровой трансформации финансового сектора.</strong> В условиях цифровизации экономики банки последовательно эволюционируют от классических кредитно-депозитных институтов к технологическим компаниям и многофункциональным экосистемам. Современный банк выступает как цифровая платформа, интегрированная с финтех-сервисами, маркетплейсами и технологическими партнерами. Такая трансформация обусловлена ростом ожиданий клиентов в части скорости и удобства финансовых услуг, а также усилением конкуренции со стороны небанковских и технологических компаний.</p> <p>На практике сформировались устойчивые модели функционирования банков в качестве финтех-компаний. Банки развивают участие в цифровых экосистемах и маркетплейсах, инвестируют в финтех- и технологические компании, а также используют модель Banking as a Service, предоставляя свою банковскую и технологическую инфраструктуру внешним участникам. При этом банки сохраняют ответственность за совершаемые операции и защиту интересов клиентов. Инвестиционная и технологическая активность банков осуществляется с учетом масштаба деятельности и вида лицензии, что позволяет соразмерять инновационное развитие с уровнем принимаемых рисков.</p> <p>Новый Закон о банках и банковской деятельности впервые закрепляет данные финтех-модели на уровне законодательства. Формируется единая и прозрачная правовая рамка, определяющая допустимые виды технологической и платформенной активности банков, а также границы их участия в нефинансовом бизнесе. Это снижает правовую неопределенность, создает предсказуемые условия для инновационного развития и одновременно ограничивает избыточную диверсификацию, способную повлиять на устойчивость банковского сектора. Ключевым принципом является сохранение ответственности банка перед клиентом при оказании услуг через партнерские и технологические организации.</p> <p>Важным направлением Закона о банках является установление правового режима регулирования <strong>цифровых финансовых активов</strong>, включая легализацию и надзор за оборотом <strong>необеспеченных цифровых активов</strong>, то есть <strong>криптовалют</strong>, с учетом международных подходов к развитию цифровых рынков и управления сопутствующими рисками.</p> <p>В рамках Закона вводится классификация цифровых финансовых активов по трем категориям. К ним относятся <strong>стейблкоины</strong> как цифровые активы, обеспеченные денежными средствами, <strong>цифровые финансовые активы</strong>, базовым активом которых выступают финансовые инструменты или иное имущество, а также <strong>финансовые инструменты</strong>, выпускаемые в цифровой форме на специализированных цифровых платформах.</p> <p>Агентство будет устанавливать требования к условиям выпуска, обращения и погашения цифровых финансовых активов, за исключением стейблкоинов, регулирование которых будет осуществлять Национальный Банк. Эмиссия цифровых финансовых активов будет осуществляться операторами цифровых платформ, формирующими новый сегмент финансового рынка, подлежащими лицензированию.</p> <p>К цифровым финансовым активам будут применяться требования, по своему содержанию и уровню сопоставимые с регуляторными стандартами, установленными для традиционных финансовых инструментов, включая нормы по управлению рисками, раскрытию информации и защите прав инвесторов, что соответствует международной практике интеграции цифровых активов в регулируемую финансовую систему.</p> <p>Также Закон предусматривает лицензирование и надзор за деятельностью <strong>криптообменников</strong> со стороны Национального Банка, а также установление перечня криптовалют, допущенных к обращению, лимитов и иных ограничений по операциям. Такой подход направлен на снижение финансовых и регуляторных рисков, защиту инвесторов и обеспечение финансовой стабильности при развитии цифровых рынков.</p> <p><strong>5) Одним из важных нововведений нового Закона о банках стало введение поведенческого надзора</strong> в качестве самостоятельного направления государственного регулирования и надзора. Поведенческий надзор ориентирован непосредственно на защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг и по своей значимости будет сопоставим с пруденциальным надзором.</p> <p>В отличие от традиционного подхода, при котором надзор был сосредоточен преимущественно на обеспечении финансовой устойчивости финансовых организаций, поведенческий надзор фокусируется на фактическом взаимодействии финансовых организаций с клиентами, качестве финансовых продуктов и практиках их продвижения.</p> <p>За последние годы Агентством сформирована правовая и институциональная база защиты прав потребителей финансовых услуг. Установлены требования к раскрытию информации, расчету годовой эффективной ставки вознаграждения (ГЭСВ), условиям договоров и взиманию комиссий, а также внедрен механизм досудебного урегулирования споров. Это создало необходимую основу для перехода к системной модели поведенческого надзора.</p> <p>Цель внедрения поведенческого надзора состоит в переходе от регулирования отдельных норм к комплексной оценке взаимодействия финансовой организации с клиентом на всех этапах предоставления финансовых услуг. Данный подход основан на международных стандартах и рекомендациях G20 и ОЭСР, а также передовой регуляторной практике развитых финансовых рынков, и направлен на обеспечение справедливости, прозрачности и добросовестности бизнес-практик.</p> <p>В рамках внедрения поведенческого надзора Агентство сосредоточивает усилия на формировании системы <strong>оценки</strong> <strong>поведенческих рисков</strong>, обеспечивающей комплексный анализ управления финансовыми продуктами, практик продаж, коммуникаций и обслуживания клиентов. Цель данного подхода заключается в выявлении факторов недобросовестного поведения и объективной оценке уровня защиты интересов потребителей.</p> <p>В финансовых организациях выстраивается система управления поведенческими рисками при взаимодействии с потребителями, включающая стратегические ориентиры, внутренние процедуры контроля и наличие независимой функции, отвечающей за соблюдение стандартов этичного и ответственного поведения. Такой подход переносит фокус ответственности за защиту прав потребителей на уровень корпоративного управления и внутренних процессов, делая ее не внешним требованием, а элементом управленческой культуры.</p> <p>Одновременно вводятся требования к <strong>управлению финансовыми продуктами</strong> и практикам их реализации с точки зрения соответствия целям, потребностям и возможностям клиентов. Финансовые организации обязаны оценивать соответствие предлагаемых продуктов финансовому положению потребителей и анализировать их влияние на платежеспособность и долговую нагрузку на всех этапах жизненного цикла продукта.</p> <p>Существенным элементом поведенческого надзора является институционализация механизмов рассмотрения<strong> обращений потребителей финансовых услуг </strong>как полноценного источника надзорной информации и инструмента превентивного воздействия на рыночные практики. В международной практике системы разрешения споров между финансовыми организациями и клиентами рассматриваются не только как механизм индивидуальной защиты прав, но и как один из ключевых каналов выявления системных поведенческих рисков и недобросовестных практик.</p> <p>Новый Закон о банках предусматривает создание <strong>единого института финансового омбудсмана</strong>, охватывающего банковские, страховые и микрофинансовые услуги. Консолидация функций досудебного разрешения споров в рамках независимого органа и придание его решениям обязательной силы для финансовых организаций соответствует международным подходам и обеспечивает единообразие и предсказуемость защиты прав потребителей.</p> <p>Также формируется многоуровневая система досудебного урегулирования споров. На первом уровне предусмотрено обязательное рассмотрение обращения непосредственно финансовой организацией, что стимулирует развитие эффективных внутренних процедур работы с жалобами. При отсутствии результата спор передается на рассмотрение финансового омбудсмана, а на завершающем этапе в процесс вовлекается регулятор, обладающий надзорными и корректирующими полномочиями.</p> <p>Такая модель обеспечивает переход от реагирования на единичные обращения граждан к системному анализу поведенческих практик финансовых организаций на основе агрегированных данных по жалобам и результатам их рассмотрения, формируя устойчивую основу для проактивного поведенческого надзора.</p> <p><strong>6) В рамках расширения доступа к альтернативным финансовым инструментам Закон о банках предусматривает новые подходы к развитию исламского банкинга</strong>. В настоящее время исламское финансирование в Казахстане занимает незначительную долю финансового рынка и составляет менее <strong>0,5%</strong> активов банковского сектора. Несмотря на то, что возможность создания исламских банков предусмотрена законодательством с 2009 года, развитие данного сегмента сдерживалось необходимостью учреждения отдельного специализированного банка, что существенно ограничивало доступность исламских финансовых продуктов для населения и бизнеса.</p> <p>В международной практике применяются две основные модели развития исламского банкинга. Первая модель основана на создании отдельных специализированных исламских банков и используется в странах с высокой долей исламских финансов, включая Саудовскую Аравию, Кувейт и Катар. Вторая модель предусматривает совмещение традиционной и исламской деятельности в рамках одного банка через механизм «исламских окон» и применяется в Великобритании, Малайзии, Индонезии, Турции и ОАЭ.</p> <p>В этой связи при разработке Закона о банках был использован международный опыт и предусмотрен новый подход к развитию исламского банкинга, основанный на разрешении универсальным банкам предоставлять исламские финансовые услуги в формате <strong>«исламских окон».</strong> Такой механизм позволяет совмещать традиционную и исламскую деятельность в рамках одной лицензии, существенно снижает входные барьеры и расширяет географию и линейку исламских финансовых продуктов.</p> <p>Закон устанавливает четкие требования к организации «исламских окон». Предусматривается обязательное организационное обособление исламской деятельности, раздельный учет и управление активами и обязательствами, выделение специализированного персонала, а также создание совета по соответствию шариату, осуществляющего утверждение финансовых продуктов и контроль их соответствия принципам исламского финансирования.</p> <p>Реализация данных норм формирует условия для масштабирования исламского банкинга, развития альтернативных механизмов финансирования и повышения финансовой инклюзии без необходимости создания отдельных исламских банков.</p> <p><strong>7) Завершающим элементом реформ является </strong><strong>развитие механизмов саморегулирования и риск-ориентированного надзора в микрофинансовом и коллекторском рынках. </strong></p> <p>В этих целях предусмотрено внедрение института саморегулирования на основе обязательного членства. Наличие в Казахстане развитых профессиональных ассоциаций участников рынка свидетельствует о его институциональной зрелости и готовности к переходу на модель саморегулирования. Такой подход позволяет установить единые правила деятельности, повысить дисциплину участников, снизить количество нарушений и усилить доверие со стороны государства и потребителей, одновременно смещая фокус регулятора с повседневного надзора на развитие рынка и контроль системных рисков.</p> <p>По аналогии с международной практикой саморегулируемые организации наделяются полномочиями по рассмотрению обращений заемщиков, проведению проверок своих членов и применению внутренних мер воздействия. При этом Агентство сохраняет надзорные функции и концентрируется на деятельности самих СРО и наиболее риск-ориентированных участников рынка. В результате формируется сбалансированная модель регулирования, сочетающая рыночную самодисциплину с государственным контролем.</p> <p>Предусматривается внедрение полноценного риск-ориентированного надзора в микрофинансовом секторе через обязательное создание системы управления рисками. МФО обязаны выстроить целостную СУР, основанную на принципе «трех линий защиты», включающем бизнес-подразделения, независимые функции риск-менеджмента и комплаенса, а также внутренний аудит. Реализация данных требований направлена на формирование устойчивой риск-культуры, повышение качества управления, своевременное выявление рисков и укрепление надежности микрофинансового сектора в целом.</p> <p>Новый Закон о банках закрепляет результаты институциональной трансформации системы банковского регулирования в Казахстане и формирует правовую основу для следующего этапа развития финансового сектора. Он систематизирует реформы, реализованные в последние годы, и переносит на уровень законодательства ключевые элементы надзорной модели и системы защиты прав потребителей финансовых услуг, обеспечивая их устойчивость, последовательность и преемственность.</p> <p>В результате формируется современная модель банковского сектора, в рамках которой банки выступают как финансово устойчивые институты, активно интегрирующие цифровые технологии и экосистемные решения при одновременном повышении стандартов ответственности перед клиентами и обществом. Роль государства трансформируется от прямого участия и поддержки к функции независимого регулятора, обеспечивающего сбалансированное развитие рынка, добросовестную конкуренцию и защиту общественных интересов. Такой подход закладывает долгосрочные институциональные основы для устойчивого экономического роста, укрепления доверия к финансовой системе и дальнейшей интеграции Казахстана в глобальную финансовую архитектуру.</p> <p align="right"><strong>Источник: Капитал</strong></p>

Еще новости региона