Ответственность за правонарушения должна отвечать конституционной гарантии защиты прав человека: Город Астана, 28 Октября 2023 года - новости на сайте gurk.kz

Ответственность за правонарушения должна отвечать конституционной гарантии защиты прав человека

Ответственность за правонарушения должна отвечать конституционной гарантии защиты прав человека

Ответственность за правонарушения должна отвечать конституционной гарантии защиты прав человека

В Конституционный Суд поступило обращение гражданина о рассмотрении на соответствие Конституции части первой статьи 608 Кодекс об административных правонарушениях.

Из обращения следует, что лишение гражданина права управления транспортным средством сроком на семь лет за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 608 КоАП (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения) является неоправданным и нарушает его право на свободный выбор вида деятельности и профессии.

Заявитель считает данное дополнительное взыскание несоразмерным в сравнении со случаем, когда за аналогичное правонарушение у гражданина, не имеющего права управления транспортным средством (часть шестая статьи 608 КоАП), сохраняется возможность получить водительское удостоверение, подтверждающее право управления.

По итогам проверки конституционности указанной нормы КоАП Конституционный Суд отметил следующее.

Конституция закрепляет право каждого, кто находится на законных основаниях в стране, на свободное передвижение по территории Республики Казахстан, кроме случаев, оговоренных законом. Личный и общественный транспорт – важное средство для реализации этого права человека. Вместе с тем, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Указанные положения Конституции актуальны для сферы дорожного движения с учетом рисков для жизни и здоровья людей (пассажиров, пешеходов и других), общественного порядка и общественной нравственности.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года также устанавливает, что каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Исходя из международной озабоченности по повышению безопасности на дорогах Конвенция ООН о дорожном движении, ратифицированная Казахстаном, закрепляет обязанности водителя и возможность государств-участников лишать водительского удостоверения в соответствии с национальным законодательством.

Закон Республики Казахстан «О дорожном движении» от 17 апреля 2014 года закрепляет в качестве принципов государственной политики в сфере дорожного движения приоритеты жизни и здоровья участников дорожного движения и ответственности государства, соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения. Руководствуясь данными принципами и с учетом анализа данных о правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством, а также последствий и рисков законодатель установил административную и уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения, предусмотрев как основные, так и дополнительные меры взыскания (наказания).

По данным Генеральной прокуратуры в период с 2014 года по сентябрь 2023 года в результате 158 тысяч дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) в Казахстане погибло более 22 тысяч человек, свыше 205 тысяч получили различные увечья, травмы. С участием водителей в состоянии опьянения совершены более 6400 ДТП, в которых погибли 1426 человек, 8607 получили различные увечья, травмы.

По результатам проверки Конституционный Суд пришел к выводу о том, что дополнительное административное взыскание в виде лишения на определенный срок права на управление транспортным средством не противоречит Конституции. Лишение указанного права является временным ограничением на уровне закона. За гражданином сохраняется возможность выбора иного рода деятельности и профессии.

Вместе с тем, часть шестая статьи 608 КоАП не отвечает государственной политике по профилактике (предупреждению) повторного совершения такого нарушения до получения указанного документа.

По итогам проверки Конституционный Суд признал соответствующей Конституции часть первую статьи 608 КоАП. Одновременно, с учетом выявленных правовых несоответствий рекомендовал Правительству рассмотреть вопрос о совершенствовании правового регулирования ответственности физических лиц за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и/или токсикоманического опьянения в целях эффективного обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, безопасности дорожного движения, а также повышения эффективности профилактики правонарушений.

С полным текстом нормативного постановления можно ознакомиться по ссылке https://www.gov.kz/memleket/entities/ksrk/documents/details/542602?lang=ru 



Источник: Конституционный Суд Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

Комментарии

gurk.kz
<p>В Конституционный Суд поступило обращение гражданина о рассмотрении на соответствие Конституции части первой статьи 608 Кодекс об административных правонарушениях.</p> <p>Из обращения следует, что лишение гражданина права управления транспортным средством сроком на семь лет за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью первой статьи 608 КоАП (Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения) является неоправданным и нарушает его право на свободный выбор вида деятельности и профессии.</p> <p>Заявитель считает данное дополнительное взыскание несоразмерным в сравнении со случаем, когда за аналогичное правонарушение у гражданина, не имеющего права управления транспортным средством (часть шестая статьи 608 КоАП), сохраняется возможность получить водительское удостоверение, подтверждающее право управления.</p> <p>По итогам проверки конституционности указанной нормы КоАП Конституционный Суд отметил следующее.</p> <p>Конституция закрепляет право каждого, кто находится на законных основаниях в стране, на свободное передвижение по территории Республики Казахстан, кроме случаев, оговоренных законом. Личный и общественный транспорт &ndash; важное средство для реализации этого права человека. Вместе с тем, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Указанные положения Конституции актуальны для сферы дорожного движения с учетом рисков для жизни и здоровья людей (пассажиров, пешеходов и других), общественного порядка и общественной нравственности.</p> <p>Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года также устанавливает, что каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.</p> <p>Исходя из международной озабоченности по повышению безопасности на дорогах Конвенция ООН о дорожном движении, ратифицированная Казахстаном, закрепляет обязанности водителя и возможность государств-участников лишать водительского удостоверения в соответствии с национальным законодательством.</p> <p>Закон Республики Казахстан &laquo;О дорожном движении&raquo; от 17 апреля 2014 года закрепляет в качестве принципов государственной политики в сфере дорожного движения приоритеты жизни и здоровья участников дорожного движения и ответственности государства, соблюдение интересов участников дорожного движения, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения и системный подход к обеспечению безопасности дорожного движения. Руководствуясь данными принципами и с учетом анализа данных о правонарушениях, связанных с управлением транспортным средством, а также последствий и рисков законодатель установил административную и уголовную ответственность за нарушения правил дорожного движения, предусмотрев как основные, так и дополнительные меры взыскания (наказания).</p> <p>По данным Генеральной прокуратуры в период с 2014 года по сентябрь 2023 года в результате 158 тысяч дорожно-транспортных происшествий (далее &ndash; ДТП) в Казахстане погибло более 22 тысяч человек, свыше 205 тысяч получили различные увечья, травмы. С участием водителей в состоянии опьянения совершены более 6400 ДТП, в которых погибли 1426 человек, 8607 получили различные увечья, травмы.</p> <p>По результатам проверки Конституционный Суд пришел к выводу о том, что дополнительное административное взыскание в виде лишения на определенный срок права на управление транспортным средством не противоречит Конституции. Лишение указанного права является временным ограничением на уровне закона. За гражданином сохраняется возможность выбора иного рода деятельности и профессии.</p> <p>Вместе с тем, часть шестая статьи 608 КоАП не отвечает государственной политике по профилактике (предупреждению) повторного совершения такого нарушения до получения указанного документа.</p> <p>По итогам проверки Конституционный Суд признал соответствующей Конституции часть первую статьи 608 КоАП. Одновременно, с учетом выявленных правовых несоответствий рекомендовал Правительству рассмотреть вопрос о совершенствовании правового регулирования ответственности физических лиц за управление транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического и/или токсикоманического опьянения в целях эффективного обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, безопасности дорожного движения, а также повышения эффективности профилактики правонарушений.</p> <p>С полным текстом нормативного постановления можно ознакомиться по ссылке <a href="https://www.gov.kz/memleket/entities/ksrk/documents/details/542602?lang=ru">https://www.gov.kz/memleket/entities/ksrk/documents/details/542602?lang=ru</a>&nbsp;</p>

Еще новости региона