Пенсионная система Казахстана укрепила позиции в рейтинге Глобального пенсионного индекса Mercer CFA 2025 года: Актюбинская область, 28 Ноября 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Пенсионная система Казахстана укрепила позиции в рейтинге Глобального пенсионного индекса Mercer CFA 2025 года

В 2025 году Институтом Mercer совместно с CFA Institute проведено ранжирование пенсионных систем 52 стран мира (для сравнения, в 2024 году – 48 стран), на долю которых приходится 65% мирового населения. По данным ежегодного отчёта Mercer CFA Institute Global Pension Index (MCGPI) пенсионная система Казахстана заняла 26-е место, опередив США, Испанию, Италию, Австрию, Японию, Южную Корею, Китай и другие страны.

Итоговый показатель Казахстана в Индексе MCGPI вырос с 64,0 баллов в 2024 году до 65,0 баллов в 2025 году, что в основном связано с обновлёнными данными о росте экономики, опубликованными Международным валютным фондом. Казахстан поднялся в группу «B», продвинувшись с уровня «C+» прошлого года, что отражает сбалансированность и последовательность пенсионной политики.  

Напомним, что исследование проводится на базе трех суб-индексов: «Адекватность», «Устойчивость» и «Целостность», включающих более, чем 50 индикаторов. Для всесторонней и объективной оценки пенсионных систем по данным индикаторам использовались в том числе сведения из открытых международных источников, включающих данные ОЭСР, Всемирного Банка, Международной организации труда, исследовательского и аналитического подразделения Economist Group и т.д.

Общий показатель Казахстана по итогам анализа пенсионной системы в 2025 году сложился путем суммирования взвешенных по удельному весу результатов суб-индексных оценок:

47,0 баллов по суб-индексу «Адекватность», для сравнения в 2024 г – 45,8 балла (40% удельного веса: Казахстан опередил Южную Корею, Индонезию, ЮАР и другие страны) 74,2 балла по суб-индексу «Устойчивость», для сравнения в 2024 г – 73,1 балла (35% удельного веса: Казахстан превзошел показатели Швейцарии, Японии, Китая, Новой Зеландии, Финляндии, Канады, Норвегии, Франции, США и многих других стран) 81,1 балла по суб-индексу «Целостность», для сравнения в 2024 г – 80,4 балла (25% удельного веса: показатель Казахстана выше, чем у Дании, Великобритании, США, Китая, Японии, Южной Кореи и других стран).

 

Рекомендации международных экспертов

 

Как и в предыдущие 2 года, эксперты Mercer CFA рекомендуют Казахстану продолжить совершенствование пенсионной системы по следующим направлениям:

повышение минимального уровня поддержки наиболее уязвимых категорий пенсионеров; стимулирование граждан к увеличению объёма добровольных пенсионных взносов; ограничение досрочного изъятия накоплений для сохранения долгосрочного потенциала системы; развитие механизмов продления активной трудовой деятельности пожилых граждан; внедрение практики информирования вкладчиков о прогнозных пенсионных выплатах в индивидуальных выписках.

Глобальный контекст

В рейтинге 2025 года первое место заняли Нидерланды (85,4 балла), за ними следуют Исландия (84,0) и Дания (82,3). Эти страны традиционно демонстрируют наивысшие результаты в рейтинге. В 2025 году в индекс впервые вошли пенсионные системы четырёх стран - Кувейта, Намибии, Омана и Панамы.

Средний показатель среди всех стран составил 64,5 баллов, что показывает постепенное укрепление устойчивости пенсионных систем на фоне демографических вызовов.

 

Важные аспекты инвестиционной деятельности, отмеченные в отчёте MCGPI

В отчёте Mercer CFA Global Pension Index 2025 года отмечено, что правительства по всему миру регулируют, ограничивают или иным образом влияют на инвестиции пенсионных фондов, стремясь обеспечить сохранность накоплений граждан и устойчивость национальных пенсионных систем. Существует два основных подхода к регулированию инвестиций:

принцип «разумного инвестора», когда управляющие действуют с осторожностью, руководствуясь установленными принципами управления активами, как если бы они управляли своими собственными средствами; принцип ограничений и определенных лимитов по инвестициям в конкретные классы активов и доле иностранных инвестиций. При этом страны с более гибким регулированием показали лучшие результаты в рейтинге. Из 52 проанализированных пенсионных систем лишь 12 не имеют строгих ограничений на инвестиции, 9 из них вошли в число лидеров рейтинга.

 

В отчёте подчёркивается, что ограничения на инвестиции пенсионных фондов имеют две цели:

обеспечение надежности пенсионной системы и сохранности средств вкладчиков - через диверсификацию активов, управление рисками и ограничение вложений в рискованные инструменты; поддержка развития внутренних финансовых рынков, что способствует укреплению местного рынка капитала, развитию инфраструктуры, повышению финансовой грамотности.

Чрезмерные ограничения, по мнению экспертов, могут снижать доходность и препятствовать диверсификации.

В отчете также приведены восемь принципов построения баланса между интересами участников пенсионной системы и национальными интересами страны при осуществлении инвестиционной деятельности:

обеспечение вкладчиков достойным пенсионным доходом; добросовестность доверительного управления пенсионными активами; надёжное и прозрачное инвестиционное управление с учетом соотношения доходности и рисков на длительном горизонте; полный доступ пенсионных фондов к финансовым рынкам и инвестиционным возможностям; стимулирование государством инвестирования в национальные проекты с учетом интересов участников пенсионной системы и решений пенсионных фондов; сотрудничество пенсионных фондов с государством для расширения инвестиционных возможностей; обеспечение государством прозрачности деятельности через публичное раскрытие информации о составе портфелей, доходности и рисках, не ограничивая инвестиционные возможности пенсионных фондов; учёт макроэкономической ситуации, т.е. при значительной роли пенсионных активов в экономике государства должна учитываться взаимосвязь между своей фискальной и социальной политикой с инвестициями пенсионных фондов и их влиянием на пенсионеров.

В отчёте отмечено, что по данным Всемирного экономического форума финансовая безопасность играет ключевую роль в решении демографических и экономических вызовов, связанных с глобальным старением населения и увеличением продолжительности жизни. На данном форуме обозначено 3 приоритетных направления, оказывающих наибольшее влияние на уровень пенсии граждан:

- обеспечение базовой (гарантированной) пенсии для всех;

- повышение доступности хорошо управляемых и экономически эффективных пенсионных планов;

- поддержка инициатив, направленных на увеличение размеров пенсионных взносов.



Источник: ГУ «Аппарат акима города Актобе»


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>В 2025 году Институтом Mercer совместно с CFA Institute проведено ранжирование пенсионных систем 52 стран мира (для сравнения, в 2024 году – 48 стран), на долю которых приходится 65% мирового населения. По данным ежегодного отчёта Mercer CFA Institute Global Pension Index (MCGPI) пенсионная система Казахстана заняла 26-е место, опередив США, Испанию, Италию, Австрию, Японию, Южную Корею, Китай и другие страны.</p> <p>Итоговый показатель Казахстана в Индексе MCGPI вырос с 64,0 баллов в 2024 году до <strong>65,0</strong> баллов в 2025 году, что в основном связано с обновлёнными данными о росте экономики, опубликованными Международным валютным фондом. Казахстан поднялся в группу «B», продвинувшись с уровня «C+» прошлого года, что отражает сбалансированность и последовательность пенсионной политики.  </p> <p>Напомним, что исследование проводится на базе трех суб-индексов: «Адекватность», «Устойчивость» и «Целостность», включающих более, чем 50 индикаторов. Для всесторонней и объективной оценки пенсионных систем по данным индикаторам использовались в том числе сведения из открытых международных источников, включающих данные ОЭСР, Всемирного Банка, Международной организации труда, исследовательского и аналитического подразделения Economist Group и т.д.</p> <p>Общий показатель Казахстана по итогам анализа пенсионной системы в 2025 году сложился путем суммирования взвешенных по удельному весу результатов суб-индексных оценок:</p> 47,0 баллов по суб-индексу «Адекватность», для сравнения в 2024 г – 45,8 балла (40% удельного веса: Казахстан опередил Южную Корею, Индонезию, ЮАР и другие страны) 74,2 балла по суб-индексу «Устойчивость», для сравнения в 2024 г – 73,1 балла (35% удельного веса: Казахстан превзошел показатели Швейцарии, Японии, Китая, Новой Зеландии, Финляндии, Канады, Норвегии, Франции, США и многих других стран) 81,1 балла по суб-индексу «Целостность», для сравнения в 2024 г – 80,4 балла (25% удельного веса: показатель Казахстана выше, чем у Дании, Великобритании, США, Китая, Японии, Южной Кореи и других стран). <p> </p> <p><strong>Рекомендации международных экспертов</strong></p> <p> </p> <p>Как и в предыдущие 2 года, эксперты Mercer CFA рекомендуют Казахстану продолжить совершенствование пенсионной системы по следующим направлениям:</p> повышение минимального уровня поддержки наиболее уязвимых категорий пенсионеров; стимулирование граждан к увеличению объёма добровольных пенсионных взносов; ограничение досрочного изъятия накоплений для сохранения долгосрочного потенциала системы; развитие механизмов продления активной трудовой деятельности пожилых граждан; внедрение практики информирования вкладчиков о прогнозных пенсионных выплатах в индивидуальных выписках. <p><strong>Глобальный контекст</strong></p> <p>В рейтинге 2025 года первое место заняли <strong>Нидерланды</strong> (85,4 балла), за ними следуют <strong>Исландия</strong> (84,0) и <strong>Дания</strong> (82,3). Эти страны традиционно демонстрируют наивысшие результаты в рейтинге. В 2025 году в индекс впервые вошли пенсионные системы четырёх стран - Кувейта, Намибии, Омана и Панамы.</p> <p>Средний показатель среди всех стран составил <strong>64,5 баллов</strong>, что показывает постепенное укрепление устойчивости пенсионных систем на фоне демографических вызовов.</p> <p> </p> <p><strong>Важные аспекты инвестиционной деятельности, отмеченные в отчёте MCGPI</strong></p> <p>В отчёте Mercer CFA Global Pension Index 2025 года отмечено, что правительства по всему миру регулируют, ограничивают или иным образом влияют на инвестиции пенсионных фондов, стремясь обеспечить сохранность накоплений граждан и устойчивость национальных пенсионных систем. Существует два основных подхода к регулированию инвестиций:</p> <strong>принцип «разумного инвестора»</strong>, когда управляющие действуют с осторожностью, руководствуясь установленными принципами управления активами, как если бы они управляли своими собственными средствами; <strong>принцип </strong><strong>ограничени</strong><strong>й </strong>и определенных лимитов по инвестициям в конкретные классы активов и доле иностранных инвестиций. При этом страны с более гибким регулированием<strong> </strong>показали лучшие результаты в рейтинге. Из 52 проанализированных пенсионных систем лишь 12 не имеют строгих ограничений на инвестиции, 9 из них вошли в число лидеров рейтинга. <p> </p> <p>В отчёте подчёркивается, что ограничения на инвестиции пенсионных фондов имеют две цели:</p> обеспечение надежности пенсионной системы и сохранности средств вкладчиков - через диверсификацию активов, управление рисками и ограничение вложений в рискованные инструменты; поддержка развития внутренних финансовых рынков, что способствует укреплению местного рынка капитала, развитию инфраструктуры, повышению финансовой грамотности. <p>Чрезмерные ограничения, по мнению экспертов, могут снижать доходность и препятствовать диверсификации.</p> <p>В отчете также приведены восемь принципов построения баланса между интересами участников пенсионной системы и национальными интересами страны при осуществлении инвестиционной деятельности:</p> обеспечение вкладчиков достойным пенсионным доходом; добросовестность доверительного управления пенсионными активами; надёжное и прозрачное инвестиционное управление с учетом соотношения доходности и рисков на длительном горизонте; полный доступ пенсионных фондов к финансовым рынкам и инвестиционным возможностям; стимулирование государством инвестирования в национальные проекты с учетом интересов участников пенсионной системы и решений пенсионных фондов; сотрудничество пенсионных фондов с государством для расширения инвестиционных возможностей; обеспечение государством прозрачности деятельности через публичное раскрытие информации о составе портфелей, доходности и рисках, не ограничивая инвестиционные возможности пенсионных фондов; учёт макроэкономической ситуации, т.е. при значительной роли пенсионных активов в экономике государства должна учитываться взаимосвязь между своей фискальной и социальной политикой с инвестициями пенсионных фондов и их влиянием на пенсионеров. <p>В отчёте отмечено, что по данным Всемирного экономического форума финансовая безопасность играет ключевую роль в решении демографических и экономических вызовов, связанных с глобальным старением населения и увеличением продолжительности жизни. На данном форуме обозначено 3 приоритетных направления, оказывающих наибольшее влияние на уровень пенсии граждан:</p> <p>- обеспечение базовой (гарантированной) пенсии для всех;</p> <p>- повышение доступности хорошо управляемых и экономически эффективных пенсионных планов;</p> <p>- поддержка инициатив, направленных на увеличение размеров пенсионных взносов.</p>

Еще новости региона