ПОВЫШЕНИЕ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАСЕЛЕНИЯ-ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
Повышение благосостояния населения-главная цель государственной политики. Тем не менее, повышение благосостояния не может быть рассчитано с увеличением объема различных социальных выплат и пособий. Это наблюдается при стабильной и высокодоходной занятости населения, освоении востребованных на рынке профессий, начале занятий и уменьшении числа семей, получающих адресную социальную помощь. В этом направлении в нашем государстве ежегодно реализуются различные программы, ведется плодотворная работа.Сегодня предпринимаются меры социальной защиты малообеспеченных граждан. Так, с 2025 года будут внедрены новые подходы к назначению адресной социальной помощи (АСП). То есть в этом году семьям со среднедушевым доходом ниже черты бедности будут предоставлены АСП, направленные на оказание комплексной поддержки для выхода граждан из трудной жизненной ситуации.
АСП предусматривает:- денежная выплата, предоставляемая ежеквартально на безусловной и условной основе. Семьи, не имеющие трудоспособных членов, получают безусловную помощь, а семьи, содержащие хотя бы одного трудоспособного члена, способного трудоустроиться, получают условную помощь;- меры содействия занятости. На весь период назначения АСП с семьей заключается социальный контракт. Расторжение контракта является основанием для прекращения выплаты социальной помощи и отказа в назначении АСП в течение следующих 6 месяцев;- каждому из детей малообеспеченных семей, достигших возраста от 1 до 6 лет, предоставляется ежемесячная доплата в размере 1,5 МРП (5 538 тенге).
В Шымкенте по состоянию на 1 января 2025 года назначены АСП на сумму 5,4 млрд тенге для 45,9 тыс. человек из 8,8 тыс. семей. 16,3 тыс. детей дошкольного возраста получателей АСП получат доплату в размере 625,3 млн тенге.В соответствии с поручением Главы государства, в 2019 году механизм предоставления АСП был пересмотрен для обеспечения прозрачности, справедливости, стимулирования труда. В результате в 2023 году 12,7 тыс. семей или 65,9 тыс. человек получили 6,3 млрд. тенге. В 2024 году количество получателей АСП составило 45,9 тыс. человек или 8,8 тыс. семей. На них из казны государства поступило 5,4 млрд. тенге.
Что касается районов, получателей АСП в Шымкенте, то установлено, что АСП получают 31% жителей Абайского района, 20% Аль – Фарабийского района, 18,5% Каратауского района, 17% Туранского района и 13% населения Енбекшинского района.В зависимости от социального статуса большая часть получателей АСП-дети. Их доля составляет 31 тыс. человек, то есть 67,5%. Также установлено, что в числе получателей помощи на момент обращения были граждане, имеющие работу – 16,8%, лица, осуществляющие уход за детьми, лицами с инвалидностью, пожилыми людьми – 11,1%, студенты – 2,6%, безработные – 0,12% и другие категории лиц – 0,9%.
Главная цель государства в назначении АСП-стимулирование населения к труду и содействие занятости трудоспособных граждан, тем самым исключая малообеспеченные семьи из состояния бедности.По итогам 2024 года число выходцев из состояния бедности составило 13,5 тыс. человек.Так, в 2024 году из числа получателей адресной социальной помощи 12 926 граждан трудоспособны, из них 7 738 граждан имеют работу на момент обращения. В целях содействия их постоянной занятости в мерах продуктивной занятости приняли участие 480 человек. В частности, 308 граждан приняли участие в постоянных рабочих местах, 48 граждан - в общественных работах, 18 специалистов-в «молодежной практике», 17 специалистов-в социальных рабочих местах, 43-по продвижению предпринимательских инициатив, 46-по повышению квалификации.В 2023 году запущена цифровая карта семьи (далее – ЦЦК), которая определяет уровень благосостояния семей в стране на основе 84 параметров. На основе данных ЦЦК государственные органы и акимы могут анализировать ситуацию в регионах для разработки программ социально-экономического развития.Внедрены KPI акимов по сокращению числа семей, отнесенных к категориям D и E. Акимы совместно с заинтересованными государственными органами принимают меры по переводу семей из кризисных и членских категорий в более благоприятные. По состоянию на 19 декабря 2024 года численность данного контингента уменьшилась на 17,9%.
В этом году, с 1 января 2025 года, в соответствии с Социальным кодексом РК черта бедности для назначения АСП определяется из медианного дохода населения.Министерством труда и социальной защиты населения совместно с Национальным статистическим бюро проведен ежеквартальный расчет размера медианного дохода по данным ЦТК. По его результатам черта бедности определяется на уровне 35% медианного дохода, но не ниже нынешнего уровня, то есть на уровне 70% регионального прожиточного минимума.В 2025 году на основе изучения материального положения будет осуществлена цифровизация деятельности участковых комиссий, выносящих заключения о нуждаемости семей в оказании АСП. Для этих комиссий было разработано мобильное приложение FSM Social. Его преимущества:- определение геолокации (точное географическое положение заявителя);- упрощение процедуры принятия оперативного решения и подведения итогов;- исключить формальный подход при проведении исследований и вынесении решений.Мобильное приложение было протестировано в пилотном режиме в городе Кунаев Алматинской области. С января 2025 года планируется ввести в действие приложение FSM Social в масштабах республики.
С 1 января 2025 года планируется запуск пилотного проекта по апробации механизма учета расходов граждан, претендующих на АСП, с получением их согласия.При назначении АСП осуществляется алгоритм получения сведений о доходах и расходах граждан от банков второго уровня.Для получения АСП заявитель обращается в уполномоченный орган и подает заявление на участие в пилотном проекте. После этого всем совершеннолетним лицам в семье заявителя на личные телефонные номера направляется sms-сообщение с номера 1414, на которое они должны ответить в течение одного рабочего дня.Сбор информации о движении денежных средств осуществляется только после получения согласия заявителя и членов его семьи в совокупности через информационные системы государственных органов и банков второго уровня. Если размер расходных операций по банковским счетам не превышает черты бедности, то АСП назначается в соответствии с действующим законодательством.
Ожидается, что в 2025 году в Шымкенте будет создано 24721 новых рабочих мест, что приведет к большим изменениям как в производственно-экономической, так и в социальной обстановке города.
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -