Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков: Город Алматы, 08 Октября 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Представители регуляторов и банков обсудили новый механизм урегулирования неплатежеспособных банков

Агентством по регулированию и развитию финансового рынка организован круглый стол по обсуждению с участниками рынка нового механизма по урегулированию неплатежеспособных банков в рамках проекта нового Закона о банках и банковской деятельности, разработанного по поручению Главы государства.

В мероприятии приняли участие руководство Агентства, Национального Банка, Ассоциации финансистов Казахстана, банков второго уровня, международных организаций и эксперты.

В ходе приветственного слова Первый заместитель Председателя Агентства Тимур Абилкасымов отметил, что новый Закон о банках вводит современную систему урегулирования неплатежеспособных банков, которая соответствует международным стандартам и учитывает особенности финансового рынка Казахстана. Данная реформа направлена на защиту интересов вкладчиков, снижение системных рисков и минимизацию использования бюджетных средств в кризисных ситуациях.

В новом проекте Закона закрепляется трехуровневая архитектура управления кризисами, направленная на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение финансовой стабильности.

«Основное бремя восстановления банка ложится на акционеров, что создает справедливую и более устойчивую модель. Чтобы эти принципы работали на практике, в законе улучшена система раннего реагирования. Это значит, что регулятор получает больше инструментов для работы с банком еще на стадии первых трудностей. Если показатели начинают ухудшаться, усиливается надзор и банк обязан принять меры для исправления ситуации. Каждый банк обязан иметь согласованный с регулятором план восстановления, где ясно указано, какие меры акционеры и руководство примут для укрепления финансовой устойчивости. Если они не смогут выполнить взятые обязательства по восстановлению устойчивости, то будет запущен механизм урегулирования, чтобы защитить интересы вкладчиков», - сказал Т.Абилкасымов.

Он подчеркнул, что такой механизм снижает риск внезапных кризисов и повышает предсказуемость для всего рынка.

В своем докладе заместитель Председателя Агентства Даурен Салимбаев представил инструменты урегулирования. Для системно значимых банков закрепляется требование по формированию запаса прочности – механизма TLAC (Total Loss Absorbing Capacity). Это означает, что банк должен иметь достаточный объем капитала и долговых инструментов, заранее подготовленных к возможному списанию или преобразованию в капитал в случае серьезных убытков. Таким образом, потери в первую очередь покрываются за счет акционеров и инвесторов без привлечения средств бюджета.

Прямое участие государства в урегулировании станет возможным только в самых крайних случаях – если использование всех рыночных инструментов оказалось недостаточным, а банк несет системный риск для финансовой стабильности страны. Причем даже в таких случаях государственная помощь допускается только при соблюдении строгих условий. Должна быть обеспечена прозрачность решений, минимальное вмешательство в рыночные механизмы и обязательное соблюдение принципа NCWO – No Creditor Worse Off. Это означает, что ни один кредитор не должен понести убытков в процессе урегулирования больше, чем понес бы при обычной процедуре банкротства. Тем самым исключается возможность произвольного перераспределения убытков и гарантируется защита прав добросовестных кредиторов.

«Новая система полностью исключает автоматическое или политически мотивированное предоставление государственной помощи. Подход к урегулированию стал предсказуемым, экономически обоснованным и справедливым. Это фундаментальное изменение направлено на устранение морального риска, повышение ответственности собственников банков и защиту интересов вкладчиков и налогоплательщиков», - подчеркнул Д.Салимбаев. 

При разработке данных механизмов, учитывался опыт таких юрисдикций как Европейский союз, Великобритания, Южная Корея, Канада и др., в основе которых лежат единые международные принципы, закрепленные в документах G20 и Базельского комитета.

В свою очередь, международные эксперты поделились опытом возмещения участия государства в процессе урегулирования неплатежеспособного банка. В частности, они отметили, что в ряде стран применяется модель, при которой государственные средства могут быть использованы лишь как крайняя мера, при этом обязательным условием является их последующее возмещение за счет акционеров и самой банковской системы. Такой подход позволяет минимизировать нагрузку на бюджет и сохранить доверие общества к финансовым институтам.

Эксперты подчеркнули, что внедрение аналогичных механизмов в Казахстане повысит устойчивость финансового сектора и обеспечит баланс между интересами государства, вкладчиков и инвесторов.

 

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz  



Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>Агентством по регулированию и развитию финансового рынка организован круглый стол по обсуждению с участниками рынка нового механизма по<strong> урегулированию неплатежеспособных банков </strong>в рамках проекта нового Закона о банках и банковской деятельности, разработанного по поручению Главы государства.</p> <p>В мероприятии приняли участие руководство Агентства, Национального Банка, Ассоциации финансистов Казахстана, банков второго уровня, международных организаций и эксперты.</p> <p>В ходе приветственного слова Первый заместитель Председателя Агентства Тимур Абилкасымов отметил, что <strong>новый Закон о банках вводит современную систему урегулирования неплатежеспособных банков, которая соответствует международным стандартам и учитывает особенности финансового рынка Казахстана. Данная реформа направлена на защиту интересов вкладчиков, снижение системных рисков и минимизацию использования бюджетных средств в кризисных ситуациях.</strong></p> <p>В новом проекте Закона закрепляется <strong>трехуровневая архитектура управления кризисами</strong>, направленная на повышение устойчивости банковского сектора и обеспечение финансовой стабильности.</p> <p>«<strong>Основное бремя восстановления банка ложится на акционеров, что создает справедливую и более устойчивую модель.</strong> Чтобы эти принципы работали на практике, в законе улучшена система раннего реагирования. Это значит, что регулятор получает больше инструментов для работы с банком еще на стадии первых трудностей. Если показатели начинают ухудшаться, усиливается надзор и банк обязан принять меры для исправления ситуации. Каждый банк обязан иметь согласованный с регулятором план восстановления, где ясно указано, какие меры акционеры и руководство примут для укрепления финансовой устойчивости. Если они не смогут выполнить взятые обязательства по восстановлению устойчивости, то будет запущен механизм урегулирования, чтобы защитить интересы вкладчиков», - сказал Т.Абилкасымов. </p> <p>Он подчеркнул, что такой механизм снижает риск внезапных кризисов и повышает предсказуемость для всего рынка.</p> <p>В своем докладе заместитель Председателя Агентства Даурен Салимбаев представил <strong>инструменты урегулирования</strong>. Для <strong>системно значимых банков</strong> закрепляется требование по формированию запаса прочности – механизма TLAC (Total Loss Absorbing Capacity). Это означает, что банк должен иметь достаточный объем капитала и долговых инструментов, заранее подготовленных к возможному списанию или преобразованию в капитал в случае серьезных убытков. Таким образом, <strong>потери в первую очередь покрываются за счет акционеров и инвесторов без привлечения средств бюджета</strong>.</p> <p>Прямое участие государства в урегулировании станет возможным <strong>только в самых крайних случаях</strong> – если использование всех рыночных инструментов оказалось недостаточным, а банк несет системный риск для финансовой стабильности страны. Причем даже в таких случаях государственная помощь допускается только при соблюдении строгих условий. Должна быть обеспечена прозрачность решений, минимальное вмешательство в рыночные механизмы и обязательное соблюдение принципа NCWO – No Creditor Worse Off. Это означает, что ни один кредитор не должен понести убытков в процессе урегулирования больше, чем понес бы при обычной процедуре банкротства. Тем самым исключается возможность произвольного перераспределения убытков и гарантируется защита прав добросовестных кредиторов.</p> <p>«Новая система полностью исключает автоматическое или политически мотивированное предоставление государственной помощи. Подход к урегулированию стал предсказуемым, экономически обоснованным и справедливым. Это фундаментальное изменение направлено на устранение морального риска, повышение ответственности собственников банков и защиту интересов вкладчиков и налогоплательщиков», - подчеркнул Д.Салимбаев.  </p> <p>При разработке данных механизмов, учитывался опыт таких юрисдикций как Европейский союз, Великобритания, Южная Корея, Канада и др., в основе которых лежат единые международные принципы, закрепленные в документах G20 и Базельского комитета.</p> <p>В свою очередь, международные эксперты поделились опытом возмещения участия государства в процессе урегулирования неплатежеспособного банка. В частности, они отметили, что в ряде стран применяется модель, при которой государственные средства могут быть использованы лишь как крайняя мера, при этом обязательным условием является их последующее возмещение за счет акционеров и самой банковской системы. Такой подход позволяет минимизировать нагрузку на бюджет и сохранить доверие общества к финансовым институтам.</p> <p>Эксперты подчеркнули, что внедрение аналогичных механизмов в Казахстане повысит устойчивость финансового сектора и обеспечит баланс между интересами государства, вкладчиков и инвесторов.</p> <p><strong> </strong></p> <p><strong>Управление внешних коммуникаций</strong></p> <p><strong><a href="mailto:press@finreg.kz">press@finreg.kz</a></strong> <strong> </strong></p>

Еще новости региона