Состоялся круглый стол по обсуждению проекта нового Закона о банках: Город Алматы, 15 Апреля 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Состоялся круглый стол по обсуждению проекта нового Закона о банках

Состоялся круглый стол по обсуждению проекта нового Закона о банках

Состоялся круглый стол по обсуждению проекта нового Закона о банках

Агентством по регулированию и развитию финансового рынка организован круглый стол по обсуждению проекта нового Закона Республики Казахстан о банках.

В мероприятии приняли участие руководство Агентства, Национального Банка, Ассоциации финансистов Казахстана, банков второго уровня, представители министерств, международных организаций и эксперты.

Разработка нового законодательства осуществляется в рамках поручения Главы государства, озвученного в Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» от 2 сентября 2024 года. Закон призван способствовать укреплению устойчивости банковского сектора, развитию инноваций и стимулировать повышение роли банков в финансировании реального сектора экономики.

В ходе приветственного слова Председатель Агентства Мадина Абылкасымова отметила, что принятый в 1995 году Закон о банках и банковской деятельности нуждался в пересмотре.

«Существенные изменения в бизнес-моделях банков, распространение цифровых сервисов, появление новых участников и изменение потребительских ожиданий требуют глубокой и всесторонней модернизации нормативной базы. Новый закон учитывает эти трансформации и закладывает фундамент для устойчивого развития банковского сектора в текущих условиях», – подчеркнула Глава Агентства.

На сегодня банковский сектор является крупнейшим сегментом финансового рынка. По итогам 2024 года активы сектора выросли на 19,7% достигнув 61,6 трлн тенге. В целом, среднегодовой прирост активов сектора за последние 5 лет составил 18%.  Позитивные изменения произошли в структуре депозитной базы банков, отмечается ее стабильный рост в 2 раза (с 2020 года), что подтверждает высокий уровень доверия к банковской системе.

«За последние годы в банковском секторе Агентством реализован ряд ключевых реформ. К числу значимых направлений трансформации относятся полноценное внедрение риск-ориентированного надзора, включая ежегодное проведение оценки качества активов (AQR), надзорное стресс- тестирование, надзорную оценку SREP (Supervisory review and evaluation process). С января 2025 года завершена реализация принципов ICAAP и ILAAP, переход к консолидированному надзору, внедрение надзорной надбавки к капиталу, обеспечено формирование провизий в соответствии с МСФО 9, а также интеграция требований в сфере устойчивого развития (ESG). Эти шаги способствовали формированию сбалансированной и современной регуляторной среды», – отметила Глава Агентства.

М.Абылкасымова подчеркнула, что банковская система вступила в новый этап развития. Широкое внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта предоставляет новые возможности для повышения точности оценки рисков, усовершенствования кредитных скорингов, усиления защиты данных и механизмов противодействия мошенничеству.

С учетом трансформации финансового сектора и новых тенденций в регулировании, Агентством совместно с Национальным Банком подготовлен проект нового закона.

Закон разработан при активном участии экспертов, представителей международных организаций, таких как ЕБРР, МВФ, участников финансового рынка, а также использована передовая практика Европейского Центрального Банка, Банка Англии, Центрального Банка Российской Федерации и Центрального Банка ОАЭ. В результате удалось не только отразить актуальные вызовы и учесть мнение участников рынка, но и внедрить передовые международные подходы к регулированию банковской деятельности. Проект нового Закона о банках включает семь ключевых направлений.

Первое направление касается модернизации системы лицензирования и регулирования доступа на банковский рынок, в том числе предусматривает введение базовой банковской лицензии.

«Вводится базовая банковская лицензия, которая упрощает выход новых участников на рынок и способствующая усилению конкуренции. В отличие от универсальной лицензии базовая предусматривает ограничения по размерам активов, а также снижает требования к минимальному капиталу до 10 млрд тенге, системе управления рисками и надзорной нагрузке, что создает более гибкие условия регулирования при сохранении устойчивости системы. При этом будут запрещены отдельные высокорисковые операции и сделки со связанными лицами. Новый подход особенно актуален для МФО, активно работающих с малым и средним бизнесом, в том числе в регионах, которые уже выразили заинтересованность в получении банковской лицензии», – сообщила М.Абылкасымова.

Кроме того, усиливаются требования к небанковским организациям, предоставляющим финансовые услуги населению,  а также создаются условия для развития исламского банкинга.

Второе направление связано с развитием поведенческого надзора и усилением защиты прав потребителей. Будет выстроена комплексная система надзора, сопоставимая по значимости с пруденциальным надзором. В основе регулирования заложен подход, который интегрирует принципы ответственности при управлении финансовыми продуктами, включая их разработку, рекламу, предоставление и мониторинг.

Третье направление касается механизмов урегулирования неплатежеспособных банков. Предполагается внедрение трехступенчатой системы, включающей усиленный надзор, режим восстановления финансовой устойчивости и режим урегулирования.

«При первых признаках ухудшения финансового состояния банк будет переведен под усиленный надзор с актуализацией планов восстановления. В случае дальнейшего ухудшения запускается режим восстановления устойчивости с применением стабилизационных мер, а если банк признается неплатежеспособным, реализуется механизм урегулирования, предусматривающий назначение временной администрации и проведение оценки жизнеспособности. Основная цель состоит в минимизации применения государственной поддержки, которая ограничивается только исключительными случаями для системно значимых банков, с минимальными рисками для финансовой системы», – добавила Председатель Агентства.

Четвертое направление охватывает совершенствование банковского регулирования. Основой для данных изменений стали рекомендации по итогам оценки финансового сектора Казахстана (FSAP), проведенной МВФ и Всемирным банком в 2023 году. Планируется расширение инструментов макропруденциального регулирования, а также установление квалификационных стандартов для руководителей ключевых блоков, расширение сфер применения мотивированного суждения регулятора, ужесточение требований к сделкам со связанными лицами и другие.

Пятое направление посвящено стимулированию кредитования и деловой активности в экономике. Будут созданы условия для дальнейшего развития синдицированных кредитов, создания гарантийного фонда для МСБ с участием банков, формирования условий для продвижения факторинга с целью расширения доступа к финансированию для субъектов МСБ и стимулирования деловой активности в экономике.

Шестое направление связано с оптимизацией структуры банковского законодательства.

«Новый закон будет логически структурирован в соответствии с жизненным циклом банка — от его создания и лицензирования до процедур ликвидации, при этом исключены устаревшие и дублирующие нормы. Требования к акционерам и руководящему составу будут систематизированы и перенесены в отдельный закон «О государственном регулировании, контроле и надзоре», что повысит юридическую ясность и удобство применения норм для участников рынка», – добавила Председатель Агентства.

Седьмое направление касается развития национальной цифровой финансовой инфраструктуры. Данный блок нацелен на формирование технологически продвинутой и устойчивой финансовой системы, предоставляющей правовую и техническую базу для дальнейшей цифровизации.

В ходе круглого стола представители Агентства подробно остановились на каждом направлении, представили цели и задачи, а также международный опыт.

Представители Национального Банка озвучили инициативы по развитию национальной цифровой финансовой инфраструктуры.

В ходе обсуждения со стороны банков второго уровня отмечена необходимость сохранения баланса между регулированием и развитием финансового рынка, предотвращения регуляторного арбитража между банками и небанковскими игроками, а также соблюдения принципов банковской тайны.

Эксперты озвучили свои вопросы и предложения, а также концептуально поддержали проект нового Закона. М. Темирхановым предложено законодательно закрепить принцип пропорционального регулирования в зависимости от уровня рисков банков, принять меры по предотвращению конкуренции квазигосударственного сектора с банками второго уровня, разделить микро- и макропруденциальное регулирование, а также распространить новый механизм урегулирования неплатежеспособности на весь финансовый сектор.

В связи с разработкой нового Закона о банках, экспертом Ф.Карагусовым предложено внести поправки в другие законодательные акты, в частности пересмотреть соотношение норм Гражданского кодекса и банковского законодательства с целью обеспечения надлежащей защиты имущественных прав участников финансового рынка. 

Проект нового Закона будет представлен на всеобщее обсуждение в апреле, внесение – в Мажилис Парламента запланировано на август 2025 года.

  

Управление внешних коммуникаций

press@finreg.kz



Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>Агентством по регулированию и развитию финансового рынка организован круглый стол по обсуждению проекта нового Закона Республики Казахстан <strong>о</strong><strong> банках</strong>.</p> <p>В мероприятии приняли участие руководство Агентства, Национального Банка, Ассоциации финансистов Казахстана, банков второго уровня, представители министерств, международных организаций и эксперты.</p> <p>Разработка нового законодательства осуществляется в рамках <strong>поручения Главы государства</strong>, озвученного в Послании народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» от 2 сентября 2024 года. Закон призван способствовать укреплению устойчивости банковского сектора, развитию инноваций и стимулировать повышение роли банков в финансировании реального сектора экономики.</p> <p>В ходе приветственного слова Председатель Агентства Мадина Абылкасымова отметила, что принятый в 1995 году Закон о банках и банковской деятельности нуждался в пересмотре.</p> <p>«Существенные <strong>изменения в бизнес-моделях</strong> банков, распространение цифровых сервисов, появление новых участников и изменение потребительских ожиданий требуют глубокой и всесторонней модернизации нормативной базы. Новый закон учитывает эти трансформации и <strong>закладывает фундамент</strong> для устойчивого развития банковского сектора в текущих условиях», – подчеркнула Глава Агентства.</p> <p>На сегодня банковский сектор является крупнейшим сегментом финансового рынка. По итогам 2024 года <strong>активы</strong> сектора выросли на 19,7% достигнув <strong>61,6 трлн</strong> тенге. В целом, <strong>среднегодовой прирост активов</strong> сектора за последние 5 лет составил <strong>18%</strong>.  Позитивные изменения произошли в структуре <strong>депозитной базы</strong> банков, отмечается ее стабильный рост в 2 раза (с 2020 года), что подтверждает высокий уровень <strong>доверия</strong> к банковской системе.</p> <p>«За последние годы в банковском секторе Агентством реализован ряд ключевых реформ. К числу значимых направлений трансформации относятся полноценное внедрение риск-ориентированного надзора, включая ежегодное проведение оценки качества активов (AQR), надзорное стресс- тестирование, надзорную оценку SREP (Supervisory review and evaluation process). С января 2025 года завершена реализация принципов ICAAP и ILAAP, переход к консолидированному надзору, внедрение надзорной надбавки к капиталу, обеспечено формирование провизий в соответствии с МСФО 9, а также интеграция требований в сфере устойчивого развития (ESG). Эти шаги способствовали формированию сбалансированной и современной регуляторной среды», – отметила Глава Агентства.</p> <p>М.Абылкасымова подчеркнула, что банковская система вступила в <strong>новый этап</strong> развития. Широкое внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта предоставляет новые возможности для повышения точности оценки рисков, усовершенствования кредитных скорингов, усиления защиты данных и механизмов противодействия мошенничеству.</p> <p>С учетом трансформации финансового сектора и новых тенденций в регулировании, Агентством совместно с Национальным Банком подготовлен проект нового закона.</p> <p>Закон разработан при активном участии экспертов, представителей международных организаций, таких как ЕБРР, МВФ, участников финансового рынка, а также использована передовая практика Европейского Центрального Банка, Банка Англии, Центрального Банка Российской Федерации и Центрального Банка ОАЭ. В результате удалось не только отразить актуальные вызовы и учесть мнение участников рынка, но и внедрить передовые международные подходы к регулированию банковской деятельности. Проект нового Закона о банках включает <strong>семь</strong> ключевых направлений.</p> <p><strong>Первое направление</strong> касается модернизации системы лицензирования и регулирования доступа на банковский рынок, в том числе предусматривает введение базовой банковской лицензии.</p> <p>«Вводится <strong>базовая</strong> банковская лицензия, которая упрощает выход новых участников на рынок и способствующая усилению конкуренции. В отличие от <strong>универсальной</strong> лицензии базовая предусматривает ограничения по размерам активов, а также снижает требования к минимальному капиталу до 10 млрд тенге, системе управления рисками и надзорной нагрузке, что создает более гибкие условия регулирования при сохранении устойчивости системы. При этом будут запрещены отдельные высокорисковые операции и сделки со связанными лицами. Новый подход особенно актуален для МФО, активно работающих с малым и средним бизнесом, в том числе в регионах, которые уже выразили заинтересованность в получении банковской лицензии», – сообщила М.Абылкасымова.</p> <p>Кроме того, усиливаются требования к <strong>небанковским</strong> <strong>организациям</strong>, предоставляющим <strong>финансовые услуги населению</strong>,  а также создаются условия для развития <strong>исламского банкинга</strong>.</p> <p><strong>Второе направление</strong> связано с развитием поведенческого надзора и усилением защиты прав потребителей. Будет выстроена комплексная система надзора, сопоставимая по значимости с пруденциальным надзором. В основе регулирования заложен подход, который интегрирует принципы ответственности при управлении финансовыми продуктами, включая их разработку, рекламу, предоставление и мониторинг.</p> <p><strong>Третье направление</strong> касается механизмов урегулирования неплатежеспособных банков. Предполагается внедрение трехступенчатой системы, включающей усиленный надзор, режим восстановления финансовой устойчивости и режим урегулирования.</p> <p>«При первых признаках ухудшения финансового состояния банк будет переведен под усиленный надзор с актуализацией планов восстановления. В случае дальнейшего ухудшения запускается режим восстановления устойчивости с применением стабилизационных мер, а если банк признается неплатежеспособным, реализуется механизм урегулирования, предусматривающий назначение временной администрации и проведение оценки жизнеспособности. Основная цель состоит <strong>в минимизации применения государственной поддержки</strong>, которая ограничивается только исключительными случаями для системно значимых банков, с минимальными рисками для финансовой системы», – добавила Председатель Агентства.</p> <p><strong>Четвертое направление </strong>охватывает совершенствование банковского регулирования. Основой для данных изменений стали рекомендации по итогам оценки финансового сектора Казахстана (FSAP), проведенной МВФ и Всемирным банком в 2023 году. Планируется расширение инструментов макропруденциального регулирования, а также установление квалификационных стандартов для руководителей ключевых блоков, расширение сфер применения мотивированного суждения регулятора, ужесточение требований к сделкам со связанными лицами и другие.</p> <p><strong>Пятое направление</strong> посвящено стимулированию кредитования и деловой активности в экономике. Будут созданы условия для дальнейшего развития синдицированных кредитов, создания гарантийного фонда для МСБ с участием банков, формирования условий для продвижения факторинга с целью расширения доступа к финансированию для субъектов МСБ и стимулирования деловой активности в экономике.</p> <p><strong>Шестое направление</strong> связано с оптимизацией структуры банковского законодательства.</p> <p>«Новый закон будет логически структурирован в соответствии с жизненным циклом банка — от его создания и лицензирования до процедур ликвидации, при этом исключены устаревшие и дублирующие нормы. Требования к акционерам и руководящему составу будут систематизированы и перенесены в отдельный закон «О государственном регулировании, контроле и надзоре», что повысит юридическую ясность и удобство применения норм для участников рынка», – добавила Председатель Агентства.</p> <p><strong>Седьмое направление</strong> касается развития национальной цифровой финансовой инфраструктуры. Данный блок нацелен на формирование технологически продвинутой и устойчивой финансовой системы, предоставляющей правовую и техническую базу для дальнейшей цифровизации.</p> <p>В ходе круглого стола представители Агентства подробно остановились на каждом направлении, представили цели и задачи, а также международный опыт.</p> <p>Представители Национального Банка озвучили инициативы по развитию национальной цифровой финансовой инфраструктуры.</p> <p>В ходе обсуждения со стороны банков второго уровня отмечена необходимость сохранения баланса между регулированием и развитием финансового рынка, предотвращения регуляторного арбитража между банками и небанковскими игроками, а также соблюдения принципов банковской тайны.</p> <p>Эксперты озвучили свои вопросы и предложения, а также концептуально поддержали проект нового Закона. М. Темирхановым предложено законодательно закрепить принцип пропорционального регулирования в зависимости от уровня рисков банков, принять меры по предотвращению конкуренции квазигосударственного сектора с банками второго уровня, разделить микро- и макропруденциальное регулирование, а также распространить новый механизм урегулирования неплатежеспособности на весь финансовый сектор.</p> <p>В связи с разработкой нового Закона о банках, экспертом Ф.Карагусовым предложено внести поправки в другие законодательные акты, в частности пересмотреть соотношение норм Гражданского кодекса и банковского законодательства с целью обеспечения надлежащей защиты имущественных прав участников финансового рынка. </p> <p>Проект нового Закона будет представлен на всеобщее обсуждение в апреле, внесение – в Мажилис Парламента запланировано на август 2025 года.</p> <p><strong> </strong><strong> </strong></p> <p><strong>Управление внешних коммуникаций</strong></p> <p><a href="mailto:press@finreg.kz"><strong>press@finreg.kz</strong></a></p>

Еще новости региона