- Алтай Сейдирович, предлагаю начать сразу с LRT. Что будет с проектом?
- Этот вопрос волнует не только жителей города. Проект капиталоемкий, с историей. После поручения Президента мы дополнительно проанализировали со специалистами, что делать дальше, рассмотрели несколько вариантов.
Один из них - вариант демонтажа. Каждая опора весит 220 тонн, таких опор построено свыше 500. Много денег потрачено на строительно-монтажные работы, которые, кстати, получены в заем. Его мы погашаем из республиканского и местного бюджетов, около 475 миллионов долларов. Если демонтировать, то государственные деньги будут потрачены неэффективно.
Второе, рассмотрели урбанистический проект - общественное или пешеходное пространство. Пришли к тому, что с учетом потраченных средств это будет супердорогой проект. А учитывая наши климатические условия, будет работать только в летнее время. Следует отметить, что при реализации данного варианта мы бы не смогли реализовать его на всей протяженности - 22 километра.
Следующий вариант - альтернативный вид транспорта - запуск электроавтобусов на эстакаде. Но наши партнеры - консорциум китайских компаний - не согласились с данным вариантом, аргументируя, что инженерные конструкции изначально спроектированы только под легкорельсовый транспорт, поэтому этот вариант тоже отпадает.
Вернулись к первоначальному проекту LRT. Посмотрели и учли ежегодную динамику роста числа жителей, увеличение автотранспорта. Сейчас видим заторы на основных магистральных артериях города. Например, аэропорт, выезд из Косшы, проспекты Кабанбай батыра, Туран, улицы Сыганак, Туркестан. Также учитывая, что этот район активно развивается, в том числе построена новая мечеть на 30 тысяч человек, ТРЦ Mega Silk Way, спортивные и медицинские объекты ("Алау", "Астана-Арена", велотрек, Дворец единоборств "Жекпе-жек", Национальный научный центр материнства и детства, Национальный центр нейрохирургии и другие). Далее по улице Сыганак - ТРЦ "Абу-Даби Плаза", башня "Казахстан", вся аллея "Мынжылдык", которая в течение 5-7 лет будет застроена до нового вокзала. Учитывая вышесказанное, данная линия легкорельсового транспорта будет востребована уже в ближайшей перспективе.
Теперь расскажу в цифрах: по условиям договора все расчеты осуществляются в иностранной валюте, первоначально по этому проекту заем от Китайского банка развития на 20 лет был под 4,9 процента в долларах. В целях экономии в 2019 году мы перевели заем из иностранного банка в наши, казахстанские, тем самым снизили процент до 3,25. Если бы мы платили 20 лет, то проект обошелся бы в 2,6 миллиарда долларов. Теперь мы перешли на внутренний заем.
В Центр урбанистики поступило свыше 400 предложений от общественности и экспертов. Свыше 51 процента - за завершение проекта, 42 процента - за альтернативные варианты, 7 процентов - за полный снос. Получили предложения также от международных транспортных организаций.
Следует отметить, что с момента подписания контракта Казахстан выдал аванс китайскому консорциуму в размере 377 миллионов долларов. Этот аванс должен быть задействован, когда 60 процентов объема работ будут выполнены, сейчас аванс не задействован.
Если мы расторгаем договор, это грозит нам международным арбитражем. Это международные договоры, и они должны выполняться. Еще мы должны китайскому консорциуму за выполненные строительно-монтажные работы 116 миллионов долларов, но еще не отдали этот долг. Порядка 1 миллиарда уже потрачено с учетом займа, аванса, проделанной работы. Точку невозврата мы прошли, целесообразно достроить проект LRT.
Мы также изучили международный опыт. Например, в европейских городах также в начале строительства аналогичного вида транспорта была критика, а как построили, стал пользоваться спросом.
- Значит, достраивать будут?
- Из всех этих вариантов целесообразно достроить с учетом финансовых обязательств и потраченных средств.
- Достраивать будут первоначальный вариант?
- Нет. Проект оптимизировали, из 18 станций оставляем 8. Из 19 запланированных подвижных составов (один состав состоит из 4 вагонов) на первом этапе достаточно 5 составов. Интервал составит 15 минут.
Чтобы достроить первоначальный проект, нужно было свыше 1 миллиарда долларов. С учетом оптимизации нужно 577 миллионов долларов на завершение - экономия в два раза. Китайские партнеры говорят, если мы будем обеспечивать непрерывное финансирование, то с момента начала строительства в течение двух лет достроят и сдадут в эксплуатацию.
- Когда был последний разговор с партнерами, в каком году?
- В этом месяце. Но теперь самый главный вопрос - источник финансирования. Я рассказывал, что из китайского банка перешли на внутренние банки, весь 2020 год пандемии все банки приостановили переговоры. В 2021 году пошло оживление, с несколькими международными банками вели переговоры в течение года, в итоге все отказались даже при правительственной гарантии. Отказались как международные, так и внутренние банки. Остается один вариант финансирования - из бюджета, все равно выплаты по заемным средствам осуществляем из бюджета с процентами.
- Во сколько обойдется содержание легкорельсового транспорта после ввода в эксплуатацию и будут ли его субсидировать?
Субсидирование LRT обойдется, по предварительным расчетам, в 3 миллиарда тенге на обслуживание каждый год. Для сравнения: ежегодно на субсидирование общественного транспорта в Нур-Султане из местного бюджета выделяем 13 миллиардов тенге.
- Это вообще окупится или такой вопрос не стоит?
- Общественный транспорт не бизнес, а социальный проект. В международной практике общественный транспорт мало где окупается. Самым целесообразным и логическим вариантом остается достроить LRT.
- Будет ежегодно выделяться по 3 миллиарда тенге. Есть такие деньги в местном бюджете?
- Есть. Общественный транспорт нам нужен. Пассажиропоток в автобусах ежедневно составляет 700 тысяч человек.
- Сколько человек будут пользоваться LRT?
- По первоначальным расчетам, каждый день 25-30 тысяч человек. Когда линия будет полностью задействована, количество пассажиропотока будет увеличиваться. Как вариант, "Абу-Даби Плаза" в будущем можно будет рассматривать как накопитель, чтобы напрямую попасть в аэропорт.
- Кто в числе тех, кто за продолжение и против строительства?
- За в основном эксперты, которые занимаются транспортом, в том числе казахстанские и международные. Часть жителей также выступает за проект. Мы подсчитали и показали все цифры, почему целесообразно достроить легкорельсовый транспорт.
- А те, кто предлагал снести, как вы думаете, какие у них мотивы?
- Такие предложения были, но, подсчитав смету, отказались от идеи, так как на демонтаж потребовалось бы порядка 20 миллиардов тенге. Мы понимаем, что проект имеет негативную историю, но когда видишь цифры и учитываешь обязательства по договору, понимаешь, что проект в перспективе необходим городу и его целесообразно реализовать.
- История с LRT началась не при вас, но вы можете стать акимом, который его достроил...
- Самое главное – достроить проект. Проблему надо решать.
- Не будет вагоны снегом зимой заметать?
- Хороший вопрос, жители тоже задают его. Над инженерной конструкцией проектировщики поработали, есть специальный состав, который будет обслуживать линии, в проекте это предусмотрено.
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz