Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха: Город Алматы, 29 Ноября 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

Алматы усиливает меры по снижению загрязнения воздуха

В Алматы объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2024 году составлял 189 тыс. тонн. Из них 60 % пришлось на автотранспорт, включая въезжающие машины, и остальное на промышленные предприятия, частный сектор и бани, использующие твердое топливо. Эти цифры стали ключевым основанием для пересмотра всей городской политики в сфере охраны атмосферного воздуха и запуска реформ, которые продолжаются уже несколько лет. Об этом сообщили в управлении экологии и окружающей среды Алматы.Центральным элементом нового этапа работы стал проект правил охраны атмосферного воздуха «О введении специальных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха на территории города Алматы», который был разработан в этом году и в настоящее время проходит процедуру согласования. Документ создает правовую базу для внедрения мер поддержки населения и бизнеса, стимулирующих переход на более экологичные технологии и обновление автопарка. Он также открывает возможности для развития новых инструментов мониторинга качества воздуха, совершенствования процедур технического осмотра с акцентом на фактические выбросы автомобилей, а также для закрепления мер ответственности за нарушения. Таким образом, даже при своей рамочной природе, проект уже содержит важные положения, без которых невозможно двигаться дальше к формированию целостной системы экологической политики города в части охраны атмосферного воздуха.Впервые в Алматы планируется системно охватить все основные источники загрязнения и создать механизмы, которых в казахстанском регулировании не существовало. Задача правил – задать архитектуру, на которую в ближайшие годы будут последовательно добавляться конкретные инструменты: контроль выбросов автотранспорта, экологическая классификация машин, усиление роли техосмотра, регулирование предприятий, создание зоны пониженных выбросов, единая система мониторинга и порядок действий в периоды НМУ (неблагоприятных метеорологических условий). Эффект после принятия Правил будет многоплановым. Автопарк, как главный источник загрязнения, впервые окажется под реальным экологическим контролем: оценки фактических выбросов, учет экологического класса и надзор за техосмотром позволят постепенно вытеснять наиболее загрязняющие машины и стимулировать обновление транспорта. К слову, автомобили экокласса ЕВРО-0 дают до 84 % всех транспортных выбросов.Предприятия III категории, которые раньше фактически работали вне полноценного экологического надзора, должны будут соблюдать новые требования и проходить регулярную проверку, что снизит их совокупный вклад в формирование смога. Создание зоны пониженных выбросов (LEZ – зоны) позволит устранить локальные очаги загрязнения в наиболее уязвимых районах города. А единая система мониторинга обеспечит оперативное управление качеством воздуха и прозрачность данных для жителей.Параллельно по инициативным предложениям акимата города Алматы уже несколько лет обновляется законодательство, на базе которого эти Правила смогут заработать. В 2023-2025 годах приняты важные поправки: от расширения полномочий маслихата по утверждению экологических правил до реформы техосмотра и ужесточения ответственности за превышение выбросов. С апреля 2025 года станции техосмотра работают в разрешительном порядке, под онлайн-контролем и с обязательным экологическим оборудованием. За нарушения предусмотрены крупные штрафы и лишение разрешениz.Последовательно ведется и работа с крупными источниками загрязнения. Газификация частного сектора выходит на финальный этап. Доля газификации частного сектора в Алматы составляет 99,4 %, 907 частных домов пока не подключены к газоснабжению. До конца этого года к газу будут подключены 126 домов.Перевод ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 на природный газ позволит к 2027 году снизить их выбросы почти в 15 раз. Отметим, что на ТЭЦ-2 завершены подготовительные работы, и сейчас активно идут строительно-монтажные работы на основных объектах станции. Уже установлены две газовые турбины с генераторами, третья будет смонтирована в ближайшие месяцы. На пункте подготовки газа идет монтаж оборудования, а на водоподготовке – возведение основных конструкций. На ТЭЦ-3 продолжаются работы по установке первого комплекта газовой турбины и генератора. Переход обеих станций на газ станет важным шагом в улучшении качества воздуха в городе. В сфере транспорта проводится масштабная модернизация: с 2024 года в Алматы запрещены закупы дизельных автобусов, парк общественного транспорта обновляется газовыми и электрическими моделями. Ожидается, что концу 2025 года доля экологичного транспорта – коммунальных автобусов - достигнет практически 100 %. Вдвое увеличивается количество электрозарядных станций, что помогает горожанам переходить на электромобили.Особое внимание уделяется зеленому фонду – важному элементу городской экосистемы. Благодаря внедрению новых стандартов посадки, в том числе крупномерных деревьев, систем автополива в Алматы реализуется программа высадки 2,5 млн зеленых насаждений до 2030 года. За два года отпад саженцев удалось снизить втрое – с 30 % до 10. Работы проводятся в рамках статуса «Алматы – город-сад».Таким образом, работа, проводимая на протяжении последних лет, постепенно складывается в комплексную экологическую политику. Принятие правил охраны атмосферного воздуха станет ключевым шагом, который объединит разрозненные меры в единую систему и позволит городу перейти от локальных решений к устойчивому снижению загрязнения. Эти изменения рассчитаны на долгосрочный эффект, а выполнение всех запланированных мер позволит Алматы сделать воздух чище уже в ближайшие годы и закрепить результат в перспективе.



Источник: КГУ «Аппарат акима города Алматы»


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>В Алматы объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в 2024 году составлял 189 тыс. тонн. Из них 60 % пришлось на автотранспорт, включая въезжающие машины, и остальное на промышленные предприятия, частный сектор и бани, использующие твердое топливо. Эти цифры стали ключевым основанием для пересмотра всей городской политики в сфере охраны атмосферного воздуха и запуска реформ, которые продолжаются уже несколько лет. Об этом сообщили в управлении экологии и окружающей среды Алматы.Центральным элементом нового этапа работы стал проект правил охраны атмосферного воздуха «О введении специальных экологических требований в области охраны атмосферного воздуха на территории города Алматы», который был разработан в этом году и в настоящее время проходит процедуру согласования. Документ создает правовую базу для внедрения мер поддержки населения и бизнеса, стимулирующих переход на более экологичные технологии и обновление автопарка. Он также открывает возможности для развития новых инструментов мониторинга качества воздуха, совершенствования процедур технического осмотра с акцентом на фактические выбросы автомобилей, а также для закрепления мер ответственности за нарушения. Таким образом, даже при своей рамочной природе, проект уже содержит важные положения, без которых невозможно двигаться дальше к формированию целостной системы экологической политики города в части охраны атмосферного воздуха.Впервые в Алматы планируется системно охватить все основные источники загрязнения и создать механизмы, которых в казахстанском регулировании не существовало. Задача правил – задать архитектуру, на которую в ближайшие годы будут последовательно добавляться конкретные инструменты: контроль выбросов автотранспорта, экологическая классификация машин, усиление роли техосмотра, регулирование предприятий, создание зоны пониженных выбросов, единая система мониторинга и порядок действий в периоды НМУ (неблагоприятных метеорологических условий). Эффект после принятия Правил будет многоплановым. Автопарк, как главный источник загрязнения, впервые окажется под реальным экологическим контролем: оценки фактических выбросов, учет экологического класса и надзор за техосмотром позволят постепенно вытеснять наиболее загрязняющие машины и стимулировать обновление транспорта. К слову, автомобили экокласса ЕВРО-0 дают до 84 % всех транспортных выбросов.Предприятия III категории, которые раньше фактически работали вне полноценного экологического надзора, должны будут соблюдать новые требования и проходить регулярную проверку, что снизит их совокупный вклад в формирование смога. Создание зоны пониженных выбросов (LEZ – зоны) позволит устранить локальные очаги загрязнения в наиболее уязвимых районах города. А единая система мониторинга обеспечит оперативное управление качеством воздуха и прозрачность данных для жителей.Параллельно по инициативным предложениям акимата города Алматы уже несколько лет обновляется законодательство, на базе которого эти Правила смогут заработать. В 2023-2025 годах приняты важные поправки: от расширения полномочий маслихата по утверждению экологических правил до реформы техосмотра и ужесточения ответственности за превышение выбросов. С апреля 2025 года станции техосмотра работают в разрешительном порядке, под онлайн-контролем и с обязательным экологическим оборудованием. За нарушения предусмотрены крупные штрафы и лишение разрешениz.Последовательно ведется и работа с крупными источниками загрязнения. Газификация частного сектора выходит на финальный этап. Доля газификации частного сектора в Алматы составляет 99,4 %, 907 частных домов пока не подключены к газоснабжению. До конца этого года к газу будут подключены 126 домов.Перевод ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 на природный газ позволит к 2027 году снизить их выбросы почти в 15 раз. Отметим, что на ТЭЦ-2 завершены подготовительные работы, и сейчас активно идут строительно-монтажные работы на основных объектах станции. Уже установлены две газовые турбины с генераторами, третья будет смонтирована в ближайшие месяцы. На пункте подготовки газа идет монтаж оборудования, а на водоподготовке – возведение основных конструкций. На ТЭЦ-3 продолжаются работы по установке первого комплекта газовой турбины и генератора. Переход обеих станций на газ станет важным шагом в улучшении качества воздуха в городе. В сфере транспорта проводится масштабная модернизация: с 2024 года в Алматы запрещены закупы дизельных автобусов, парк общественного транспорта обновляется газовыми и электрическими моделями. Ожидается, что концу 2025 года доля экологичного транспорта – коммунальных автобусов - достигнет практически 100 %. Вдвое увеличивается количество электрозарядных станций, что помогает горожанам переходить на электромобили.Особое внимание уделяется зеленому фонду – важному элементу городской экосистемы. Благодаря внедрению новых стандартов посадки, в том числе крупномерных деревьев, систем автополива в Алматы реализуется программа высадки 2,5 млн зеленых насаждений до 2030 года. За два года отпад саженцев удалось снизить втрое – с 30 % до 10. Работы проводятся в рамках статуса «Алматы – город-сад».Таким образом, работа, проводимая на протяжении последних лет, постепенно складывается в комплексную экологическую политику. Принятие правил охраны атмосферного воздуха станет ключевым шагом, который объединит разрозненные меры в единую систему и позволит городу перейти от локальных решений к устойчивому снижению загрязнения. Эти изменения рассчитаны на долгосрочный эффект, а выполнение всех запланированных мер позволит Алматы сделать воздух чище уже в ближайшие годы и закрепить результат в перспективе.</p>

Еще новости региона