Государственной регистрации нормативных правовых актов 31 год
Правовая реформа является одной из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успех всех намеченных общественных преобразований.
В этом аспекте стоит отметить, что ведомственное и региональное нормотворчество занимает значительное место в правовой системе, поскольку именно на подзаконном уровне реализуется большинство норм законодательных актов, которые впоследствии являются регулятором правоотношений субъектов государственной власти, граждан и юридических лиц.
На протяжении более тридцати лет органы юстиции защищают права и свободы граждан путем проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов (далее – НПА) на соответствие Конституции и вышестоящему законодательству.
В настоящее время, данная функция возложена на Департамент государственной регистрации НПА Министерства юстиции Республики Казахстан и на отделы регистрации НПА территориальных органов юстиции, которые осуществляют юридическую экспертизу на акты центральных государственных органов и местных органов госуправления соответственно.
Следует отметить, что начало истории образования института государственной регистрации НПА было положено Указом Президента Республики Казахстан от 16 июня 1993 года № 1228.
Так, с момента создания института государственной регистрации НПА органами юстиции зарегистрировано более ста тысяч ведомственных и региональных НПА.
Необходимо отметить, что значительную роль в формировании национального законодательства приходится на органы юстиции, которые являются своеобразным «фильтром» законности, проводя юридическую экспертизу, и служат «препятствием» на заключительном этапе нормотворческого процесса при введении в действие НПА, не соответствующих действующему законодательству республики.
Вместе с тем за последние пять лет Министерством юстиции проведена масштабная реформа в сфере государственной регистрации НПА, которая существенно изменила его порядок, действовавший на протяжении трех десятилетий, т.е. с момента создания в 1993 году данного института.
Так, в июле 2018 года в рамках реализации Государственной программы «Цифровой Казахстан» осуществлен полный переход к электронной процедуре государственной регистрации ведомственных и региональных НПА посредством интранет-портала государственных органов.
С октября 2018 года введена процедура предрегистрационного согласования с органами юстиции НПА в проектном виде.
Следует отметить, что своевременность внедрения электронной регистрации НПА позволила в период пандемии и введения в республике с 16 марта по 11 мая 2020 года режима чрезвычайного положения оперативно регистрировать НПА государственных органов, принятые в целях бесперебойного жизнеобеспечения населения, направленные на защиту их жизни и здоровья и стабилизации экономики страны.
Наряду с изложенным проведена работа по интеграции системы ИПГО с Эталонным контрольным банком НПА РК, которая позволила органам юстиции автоматически направлять зарегистрированные НПА на официальное опубликование.
В текущем году впервые внедрен порядок государственной регистрации НПА в формате «Agile», что позволил госорганам ускоренно прорабатывать проекты НПА в тесном взаимодействии с органами юстиции.
Департамент также реализует ряд иных функций, в числе которых осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях», а также оказание методической помощи центральным государственным органам и местным органам госуправления, а также территориальным органам юстиции по вопросам государственной регистрации НПА.
В соответствии с новыми реалиями Департамент осуществляет работу по дальнейшему совершенствованию процедуры государственной регистрации НПА, внедрению передовых методов обработки данных, используются методики ВРMN, а также различные приложения. Эти современные приложения играют ключевую роль в улучшении эффективности и точности работы по нормотворчеству. Использование ВРMN позволяет оптимизировать бизнес-процессы и структурировать вводимые регулирования, а аналитические возможности статистических программ помогают проводить глубокий анализ данных для написания направленного на результат четкого порядка в тексте НПА. Интеллект-карты и другие инструменты также используются для визуализации и анализа данных, что позволяет принимать более обоснованные решения на основе фактических данных.
Департамент стремится обеспечивать стейкхолдеров наилучшими результатами и решениями, чтобы ведомственное регулирование было разумным, прозрачным, доказательным и результативным.
Поздравляем всех, кто трудился и продолжает трудиться в сфере государственной регистрации НПА с днем создания института государственной регистрации!
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -