МОНОПОЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ ОПЕРАТОРА ЗЕРНОВОЗОВ – ПРИЧИНА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТ ПРИВАТИЗАЦИИ АКТИВОВ КТЖ: Город Астана, 15 Января 2024 года - новости на сайте gurk.kz

МОНОПОЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА УСЛУГ ОПЕРАТОРА ЗЕРНОВОЗОВ – ПРИЧИНА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ И РЕЗУЛЬТАТ ПРИВАТИЗАЦИИ АКТИВОВ КТЖ

Агентством по защите и развитию конкуренции РК проведены анализы на рынках транспортно-экспедиторских услуг и услуг оператора вагонами-зерновозами за период 2022 год и январь – май 2023 года соответственно.

По результатам анализа рынков установлены их высокая концентрация и доминирующее положение АО «Астык Транс» на рынке транспортно-экспедиторских услуг оператора вагонами-зерновозами с долей в 2022 году - 53,0%, в 2023 году - 89,5%.

На сегодняшний день, общий парк вагонов – зерновозов данного акционерного общества составляет 10,5 тыс. единиц, из которых половина или 5,1 тыс. принадлежит одной компании.

Отметим, что АО «Астык Транс» создано как совместное предприятие АО «Казтемиртранс» (дочерняя организация АО «КТЖ») и АО «Русагротранс» с передачей вагонного парка КТЖ в количестве 3 тыс. единиц. В 2016 году 50% акций АО «Астык Транс», принадлежавших АО «Казтемиртранс», приватизированы.

В ходе анализа в действиях данного акционерного общества выявлены факты навязывания транспортно- экспедиторских услуг, необоснованного отказа от заключения договоров, создания дискриминационных условий. Антимонопольное уведомление о прекращении указанных признаков нарушения было исполнено добровольно.

Также выявлены барьеры, препятствующие развитию конкуренции. Это отсутствие повышенная нагрузка на железнодорожно-транспортную инфраструктуру; нехватка маневровых и магистральных локомотивов, сниженная пропускная способность.

В целом, по мнению антимонопольного органа, монопольное состояние рынка грузовых железнодорожных перевозок и отсутствие доступа к нему частных перевозчиков снижает инвестиционную привлекательность не только основного рынка грузовых ж/д перевозок, но и смежных с ним товарных рынков (оперирование вагонами, экспедиторские услуги и пр.), обновление и расширение вагонного парка и локомотивов, что отражается на качестве и стоимости услуг.

По выявленным барьерам Агентством совместно с Министерством транспорта будут приняты Дорожная карта по развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках и направлены государственным органам рекомендации для проведения дальнейшей работы. В части процесса приватизации также будут даны рекомендации по дроблению реализуемых активов с целью недопущения создания частных монополий.

С анализом более подробно можно ознакомиться здесь: https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/584093?lang=ru   



Источник: Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

Комментарии

gurk.kz
<p>Агентством по защите и развитию конкуренции РК проведены анализы на рынках транспортно-экспедиторских услуг и услуг оператора вагонами-зерновозами за период <strong>2022 год и январь &ndash; май 2023 года</strong> соответственно.</p> <p>По результатам анализа рынков установлены их высокая концентрация и<strong> доминирующее положение АО &laquo;Астык Транс&raquo; </strong>на рынке транспортно-экспедиторских услуг оператора вагонами-зерновозами с долей в 2022 году - <strong>53,0%</strong>, в 2023 году - <strong>89,5%</strong>.</p> <p>На сегодняшний день, общий парк вагонов &ndash; зерновозов данного акционерного общества составляет <strong>10,5 тыс</strong>. единиц, из которых половина или <strong>5,1 тыс. </strong>принадлежит одной компании.</p> <p>Отметим, что <strong>АО &laquo;Астык Транс&raquo;</strong> создано как совместное предприятие АО &laquo;Казтемиртранс&raquo; (дочерняя организация АО &laquo;КТЖ&raquo;) и АО &laquo;Русагротранс&raquo; с передачей вагонного парка КТЖ в количестве <strong>3 тыс. единиц.</strong> В 2016 году <strong>50% акций</strong> <strong>АО &laquo;Астык Транс&raquo;</strong>, принадлежавших АО &laquo;Казтемиртранс&raquo;, <strong>приватизированы.</strong></p> <p>В ходе анализа в действиях данного акционерного общества выявлены факты навязывания <strong>транспортно- экспедиторских услуг</strong>, <strong>необоснованного отказа от заключения договоров, создания дискриминационных условий.</strong> Антимонопольное уведомление о прекращении указанных признаков нарушения было исполнено добровольно.</p> <p>Также <strong>выявлены барьеры, препятствующие развитию конкуренции. </strong>Это отсутствие повышенная нагрузка на железнодорожно-транспортную инфраструктуру; нехватка маневровых и магистральных локомотивов, сниженная пропускная способность.</p> <p>В целом, <strong>по мнению антимонопольного органа</strong>, монопольное состояние рынка грузовых железнодорожных перевозок и отсутствие доступа к нему частных перевозчиков снижает инвестиционную привлекательность не только основного рынка грузовых ж/д перевозок, но и смежных с ним товарных рынков (оперирование вагонами, экспедиторские услуги и пр.), обновление и расширение вагонного парка и локомотивов, что отражается на качестве и стоимости услуг.</p> <p>По выявленным барьерам Агентством совместно с Министерством транспорта будут приняты Дорожная карта по развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках и направлены государственным органам рекомендации для проведения дальнейшей работы. В части процесса приватизации также будут даны рекомендации по дроблению реализуемых активов с целью недопущения создания частных монополий.</p> <p>С анализом более подробно можно ознакомиться&nbsp;здесь: <a href="https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/584093?lang=ru">https://www.gov.kz/memleket/entities/zk/documents/details/584093?lang=ru</a> &nbsp;&nbsp;</p>

Еще новости региона