Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе: Город Астана, 02 Июня 2025 года - новости на сайте gurk.kz

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

Новую методику определения трансфертов общего характера обсудили на Правительственном часе в Мажилисе

2 июня, Астана, Дом Мажилиса. На Правительственном часе в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Дании Еспаевой обсудили новые подходы по определению трансфертов общего характера (ТОХ). О совершенствовании системы межбюджетных отношений депутатам рассказал заместитель Премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин.

В заседании наряду с депутатами приняли участие члены Высшей аудиторской палаты, вице-министры отраслевых министерств, заместители акимов областей и городов республиканского значения.

Предваряя обсуждение, Дания Еспаева сообщила, что в настоящее время Правительство разрабатывает новую методику определения трансфертов общего характера, то есть субвенций, направляемых из республиканского в региональные бюджеты. В нашей стране донорами признаны Атырауская область, города Астана и Алматы. Остальные 17 регионов являются субвенционными, они получают значительные объёмы ТОХ из республиканского бюджета на покрытие своих расходов.

– В 2024 году от названных трёх регионов-доноров в республиканский бюджет поступили 470 млрд тенге, а из республиканского бюджета регионам в виде субвенций выделены более 5,3 трлн тенге. Разница очевидна. По сути, все регионы включены в республиканский бюджет. Здесь следует отметить, что, несмотря на трехкратный рост доходов местных бюджетов за последние 6 лет, объёмы субвенций, предоставляемых республикой регионам, также увеличиваются. Например, если в 2014 году объём субвенций составлял 978 млрд тенге, то в 2024 году он достиг 5,3 трлн тенге. То есть за 10 лет он увеличился более чем в 5 раз, – рассказала Дания Еспаева.

При этом, по её словам, из республиканского бюджета выделяются целевые трансферты на развитие регионов, однако уровень их обеспеченности инфраструктурой и услугами остаётся разный. Вместе с тем разрыв по валовому региональному продукту на душу населения между регионами превышает 10 раз.

В своём докладе заместитель Премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин отметил, что основными задачами межбюджетных трансфертов являются выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, обеспечение равного доступа к базовой инфраструктуре, недопущение разрывов.

– Несмотря на то, что последние несколько лет были кризисными для бюджета: начиная с 2020 года, пандемия коронавирусной инфекции, геополитический кризис и введение санкций в отношении отдельных стран ЕАЭС значительно повлияли на доходы бюджета, тем не менее, доходы местных бюджетов показывали рост. В кризис оказывалась поддержка населению и бизнесу: увеличение заработных плат работникам бюджетной сферы, выплаты единовременных пособий, мораторий на проверки МСБ и другие меры, – сообщил Серик Жумангарин.

По его информации, с 2026 года в новом Бюджетном кодексе дополнительно предусмотрена передача доходов на сумму более 100 млрд тенге ежегодно. Около 40% стабильных доходов будут аккумулированы за местным бюджетом. В базу местных бюджетов будут включены направления расходов республиканского бюджета, которые ранее финансировались за счёт целевых трансфертов на развитие и текущих трансфертов. Это объекты водоснабжения и водоотведения, инженерно-коммуникационная и транспортная инфраструктура.

Выступая с содокладом, председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Савельева заявила, что новая методика определения ТОХ учитывает поручения Президента по усилению социальной направленности, внедрению элементов выравнивания по обеспеченности, расширению охвата до районного уровня, назвав это позитивными шагами, однако ряд принципиальных задач остаётся не до конца решённым.

Среди основных проблем глава профильного комитета выделила значительное перевыполнение доходов, при котором остатки превышают 850 млрд тенге, что сигнализирует о недостаточной увязке бюджетных решений с долгосрочными приоритетами развития. По её мнению, необходимы привязка расходов к картам обеспеченности и цифровой платформе, отчётность об остатках и неосвоении.

Кроме того, по словам мажилисвумен, методика не учитывает реальный доходный потенциал регионов при расчёте ТОХ. Также существуют риски разбалансировки бюджета между районами и областями.

– Одним из ключевых вызовов при внедрении новой методики расчёта трансфертов общего характера остаётся отсутствие надёжной статистической базы, на которой строятся все расчёты. Официальная и ведомственная статистика не интегрированы и часто противоречат друг другу. Нереалистичная статистика напрямую мешает формированию обоснованных трансфертов. В рамках подготовки к Правительственному часу этот вопрос был предметом отдельного обсуждения с Высшей аудиторской палатой. Комитет полностью поддерживает предложение ВАП о необходимости пересмотра методологий формирования статистических баз данных, а также перехода от простой отчётной статистики к аналитике, основанной на цифровых инструментах и современных подходах к управлению данными, – отметила Татьяна Савельева.

В этой связи, по её мнению, будет обоснованным включить в рекомендации предложение о проведении аудита Бюро национальной статистики – не только на предмет соответствия методик расчёта текущей экономической ситуации, но и в части готовности Бюро к переходу на расширенную аналитическую функцию, соответствующую потребностям бюджетного планирования и территориального выравнивания, с оценкой конечных эффектов госполитики.

На заседании также выступили первый заместитель акима Кызылординской области Данияр Жаналинов и заместитель акима области Улытау Жанибек Нупиров. Они проинформировали депутатов о том, какие проблемы есть у регионов и каким они видят их решение, как реализуются нормы нового Бюджетного кодекса на местах.

В ходе обсуждения депутаты подняли такие актуальные вопросы, как рост зависимости регионов от республиканского бюджета, диспропорциональность в их финансировании, учёт уровня изношенности инфраструктуры регионов при распределении средств, децентрализация трансфертов и передача акимам полной ответственности за развитие своих областей, внедрение цифровой карты регионов в систему бюджетного планирования, и другие.

Подводя итоги заседания, Дания Еспаева отметила, что методика определения прогноза расходов регионов, который берётся для расчёта субвенций, должна учитывать затраты регионов на выполнение долговых обязательств.

– Мы сегодня на цифрах увидели, что имеется перекос доходов и расходов между областью и районами после передачи ряда налогов на районный уровень. Особенно эта проблема касается сферы образования. Очевидно, что срочно нужно исправлять эту ситуацию путём перераспределения затрат и налогов, – подчеркнула вице-спикер Палаты.

Кроме того, Мажилис рекомендовал Министерству нацэкономики доработать методику определения трансфертов общего характера с учётом введения коэффициента налогового потенциала региона, а также закрепления порядка применения выводов бюджетных обзоров при расчёте ТОХ и внедрения пошаговой формулы распределения трансфертов на развитие.

Все поступившие вопросы и предложения мажилисменов будут обобщены в итоговых рекомендациях и направлены в Правительство.



Источник: Министерство национальной экономики Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>2 июня, Астана, Дом Мажилиса. <strong>На <a href="https://www.youtube.com/watch?v=IxyKMrpIeBU">Правительственном часе</a> в Мажилисе под председательством вице-спикера Палаты Дании Еспаевой обсудили новые подходы по определению трансфертов общего характера (ТОХ). О совершенствовании системы межбюджетных отношений депутатам рассказал заместитель Премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин.</strong></p> <p>В заседании наряду с депутатами приняли участие члены Высшей аудиторской палаты, вице-министры отраслевых министерств, заместители акимов областей и городов республиканского значения.</p> <p>Предваряя обсуждение, Дания Еспаева сообщила, что в настоящее время Правительство разрабатывает новую методику определения трансфертов общего характера, то есть субвенций, направляемых из республиканского в региональные бюджеты. В нашей стране донорами признаны Атырауская область, города Астана и Алматы. Остальные 17 регионов являются субвенционными, они получают значительные объёмы ТОХ из республиканского бюджета на покрытие своих расходов.</p> <p>– В 2024 году от названных трёх регионов-доноров в республиканский бюджет поступили 470 млрд тенге, а из республиканского бюджета регионам в виде субвенций выделены более 5,3 трлн тенге. Разница очевидна. По сути, все регионы включены в республиканский бюджет. Здесь следует отметить, что, несмотря на трехкратный рост доходов местных бюджетов за последние 6 лет, объёмы субвенций, предоставляемых республикой регионам, также увеличиваются. Например, если в 2014 году объём субвенций составлял 978 млрд тенге, то в 2024 году он достиг 5,3 трлн тенге. То есть за 10 лет он увеличился более чем в 5 раз, – рассказала Дания Еспаева.</p> <p>При этом, по её словам, из республиканского бюджета выделяются целевые трансферты на развитие регионов, однако уровень их обеспеченности инфраструктурой и услугами остаётся разный. Вместе с тем разрыв по валовому региональному продукту на душу населения между регионами превышает 10 раз.</p> <p>В своём докладе заместитель Премьер-министра – министр национальной экономики Серик Жумангарин отметил, что основными задачами межбюджетных трансфертов являются выравнивание бюджетной обеспеченности регионов, обеспечение равного доступа к базовой инфраструктуре, недопущение разрывов.</p> <p>– Несмотря на то, что последние несколько лет были кризисными для бюджета: начиная с 2020 года, пандемия коронавирусной инфекции, геополитический кризис и введение санкций в отношении отдельных стран ЕАЭС значительно повлияли на доходы бюджета, тем не менее, доходы местных бюджетов показывали рост. В кризис оказывалась поддержка населению и бизнесу: увеличение заработных плат работникам бюджетной сферы, выплаты единовременных пособий, мораторий на проверки МСБ и другие меры, – сообщил Серик Жумангарин.</p> <p>По его информации, с 2026 года в новом Бюджетном кодексе дополнительно предусмотрена передача доходов на сумму более 100 млрд тенге ежегодно. Около 40% стабильных доходов будут аккумулированы за местным бюджетом. В базу местных бюджетов будут включены направления расходов республиканского бюджета, которые ранее финансировались за счёт целевых трансфертов на развитие и текущих трансфертов. Это объекты водоснабжения и водоотведения, инженерно-коммуникационная и транспортная инфраструктура.</p> <p>Выступая с содокладом, председатель Комитета Мажилиса по финансам и бюджету Татьяна Савельева заявила, что новая методика определения ТОХ учитывает поручения Президента по усилению социальной направленности, внедрению элементов выравнивания по обеспеченности, расширению охвата до районного уровня, назвав это позитивными шагами, однако ряд принципиальных задач остаётся не до конца решённым.</p> <p>Среди основных проблем глава профильного комитета выделила значительное перевыполнение доходов, при котором остатки превышают 850 млрд тенге, что сигнализирует о недостаточной увязке бюджетных решений с долгосрочными приоритетами развития. По её мнению, необходимы привязка расходов к картам обеспеченности и цифровой платформе, отчётность об остатках и неосвоении.</p> <p>Кроме того, по словам мажилисвумен, методика не учитывает реальный доходный потенциал регионов при расчёте ТОХ. Также существуют риски разбалансировки бюджета между районами и областями.</p> <p>– Одним из ключевых вызовов при внедрении новой методики расчёта трансфертов общего характера остаётся отсутствие надёжной статистической базы, на которой строятся все расчёты. Официальная и ведомственная статистика не интегрированы и часто противоречат друг другу. Нереалистичная статистика напрямую мешает формированию обоснованных трансфертов. В рамках подготовки к Правительственному часу этот вопрос был предметом отдельного обсуждения с Высшей аудиторской палатой. Комитет полностью поддерживает предложение ВАП о необходимости пересмотра методологий формирования статистических баз данных, а также перехода от простой отчётной статистики к аналитике, основанной на цифровых инструментах и современных подходах к управлению данными, – отметила Татьяна Савельева.</p> <p>В этой связи, по её мнению, будет обоснованным включить в рекомендации предложение о проведении аудита Бюро национальной статистики – не только на предмет соответствия методик расчёта текущей экономической ситуации, но и в части готовности Бюро к переходу на расширенную аналитическую функцию, соответствующую потребностям бюджетного планирования и территориального выравнивания, с оценкой конечных эффектов госполитики.</p> <p>На заседании также выступили первый заместитель акима Кызылординской области Данияр Жаналинов и заместитель акима области Улытау Жанибек Нупиров. Они проинформировали депутатов о том, какие проблемы есть у регионов и каким они видят их решение, как реализуются нормы нового Бюджетного кодекса на местах.</p> <p>В ходе обсуждения депутаты подняли такие актуальные вопросы, как рост зависимости регионов от республиканского бюджета, диспропорциональность в их финансировании, учёт уровня изношенности инфраструктуры регионов при распределении средств, децентрализация трансфертов и передача акимам полной ответственности за развитие своих областей, внедрение цифровой карты регионов в систему бюджетного планирования, и другие.</p> <p>Подводя итоги заседания, Дания Еспаева отметила, что методика определения прогноза расходов регионов, который берётся для расчёта субвенций, должна учитывать затраты регионов на выполнение долговых обязательств.</p> <p>– Мы сегодня на цифрах увидели, что имеется перекос доходов и расходов между областью и районами после передачи ряда налогов на районный уровень. Особенно эта проблема касается сферы образования. Очевидно, что срочно нужно исправлять эту ситуацию путём перераспределения затрат и налогов, – подчеркнула вице-спикер Палаты.</p> <p>Кроме того, Мажилис рекомендовал Министерству нацэкономики доработать методику определения трансфертов общего характера с учётом введения коэффициента налогового потенциала региона, а также закрепления порядка применения выводов бюджетных обзоров при расчёте ТОХ и внедрения пошаговой формулы распределения трансфертов на развитие.</p> <p>Все поступившие вопросы и предложения мажилисменов будут обобщены в итоговых рекомендациях и направлены в Правительство.</p>

Еще новости региона