О деятельности Высшего Судебного Совета Республики Казахстан
Сегодня в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК на пресс-конференции члены Высшего Судебного Совета Нурия СИСЕНОВА и Шаров Гафур Хамзеұлы рассказали о деятельности Совета.
«Высший Судебный Совет является конституционным органом, главным предназначением которого является обеспечение реализации конституционных полномочий Главы государства по формированию судов, обеспечению гарантий независимостисудей и их неприкосновенности.
Становление и развитие ВСС как государственного института состоит из нескольких последовательных этапов.
Первый этап (1995 – 2007 годы) – ВСС обладал статусом консультативно-совещательного органа при Президенте Республики Казахстан.
Второй этап (2007 – 2014 годы) – ВСС обрел статус учреждения без образования юридического лица, состоящего из председателя и других лиц, назначаемых Главой государства.
Третий этап (2015 – 2017 годы) – Совет преобразован в автономное государственное учреждение со статусом юридического лица.
Четвертый этап (с 2018 года и по настоящее время) – работа по институциональномуукреплению ВСС и модернизации системы отбора судей последовательно продолжается.
Не менее половины состава ВСС составляют действующие судьи.
В целях обеспечения необходимой преемственности в работе Совета введен ротационный порядок замены половины избранных членов Совета через каждые полтора года.
В настоящее время Совет состоит из Председателя и других лиц, назначаемых Президентом.
По должности в состав Совета входят Председатель Верховного Суда, Генеральный Прокурор, председатели соответствующих комитетов Сената и Мажилиса Парламента, а также постоянные члены в лице судей, адвокатов и ученых.
К основным функциям Высшего Судебного Совета относятся:
проведение квалификационного экзамена; конкурсный и внеконкурсный отбор судей; формирование кадрового резерва на руководящие и вышестоящие судейские должности; рассмотрение вопросов привлечения судей к дисциплинарной ответственности. подготовка кандидантов в судьи, повышение квалификации действующих судей и освобождений судей.Главой государства в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года отмечено о необходимости усиления роли и статуса Высшего Судебного Совета как полноценного института с четкими кадровыми функциями и в реализацию указанного поручения в марте 2023 года приняты законодательные поправки.
Последние годы для Высшего Судебного Совета являются временем модернизации и реформирования. В настоящее время Высший Судебный Совет претерпевает этап дальнейшего совершенствования и усиления своей роли вследствие расширения его компетенции и полномочий.
В реализацию поручений Главы государства в марте 2023 года приняты законодательные поправки, являющиеся логическим продолжением мероприятий, реализуемых Советом в этом направлении в последние годы.
Так, Высшему Судебному Совету переданы вопросы подготовки кандидатов в судьи, повышения их квалификации, продления предельного возраста, приостановления и прекращения полномочий действующих судей.
Действующим законодательством вопросы дальнейшего пребывания в должности судьи по достижении им пенсионного возраста переданы в ведение Высшего Судебного Совета. Ранее Высший Судебный Совет рассматривал эти вопросы по представлению Председателя Верховного Суда.
Теперь судьи вправе обращаться с заявлением о продлении срока полномочий в должности после достижения пенсионного возраста напрямую в Совет, минуя руководство Верховного Суда. Такой же механизм предусмотрен и при продлении предельного возраста судей.
Данные меры позволят усилить независимость судей.
В компетенцию Председателя Высшего Судебного Совета переданы также вопросы приостановления полномочий действующих судей. Ранее решение данных вопросов осуществлялось Председателем Верховного Суда.
Также, в соответствии с принятыми поправками, у Председателя Верховного Суда исключено право вносить в Высший Судебный Совет представления по вопросам прекращения полномочий действующих судей. Если ранее судьи обращались с заявлением на имя Председателя Верховного Суда, то теперь они самостоятельно обращаются в Совет.
В компетенцию Высшего Судебного Совета переданы полномочия по приостановлению отставки судьи.
Кроме того, у Председателя Верховного Суда исключены полномочия по внесению представлений по вопросам внеконкурсного назначения судей.
Ранее функции по внеконкурсному назначению реализовывались по представлению Председателя Верховного Суда.
Такое назначение допускается в случаях реорганизации или упразднения суда, уменьшения числа судей соответствующего суда, а также истечения сроков полномочий председателей судов. Теперь вопросы внеконкурсного назначения рассматривает непосредственно Совет.
Вышеперечисленные процедуры направлены на усиление гарантий независимости судей и укрепление статуса Совета как независимого коллегиального органа.
Процедура конкурсного отбора судей постепенно модернизировалась и в настоящее время состоит из двух групп основных критериев отбора: цифровых и оценочных.
Высший Судебный Совет стремится обеспечить качественный и прозрачный отбор судей, соответствующих высоким стандартам профессионализма.
Для обеспечения прозрачности конкурсного отбора на официальном сайте Высшего Судебного Совета по мере необходимости публикуются результаты этапов конкурса.
Перед Высшим Судебным Советом ежегодно ставятся масштабные задачи. В 2022 году в Послании народу Казахстана «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» Главой государства поручено усилить роль и статус Высшего Судебного Совета как полноценного института с кадровыми функциями.
Концепцией правовой политики до 2030 года определены основные задачи по совершенствованию отбора судейских кадров посредством отхода от исключительно рекрутинга судейских кадров в сторону обеспечения более полного использования всех компонентов системы HR-менеджмента.
В реализацию указанных задач с 15 июля 2024 года Академия правосудия из ведения Верховного Суда передана в ведение Высшего Судебного Совета.
В настоящее время проводится определенная работа по привлечению новых кадров в судебную систему в следующих направлениях:
Создаются условия для привлечения на судейские должности высококвалифицированных юристов и узких специалистов в отдельных отраслях права.
Одним из позитивных изменений стало закрепление права прохождения кандидатами стажировки после получения рекомендации Совета.
Так, ранее стажировку в судах проходили кандидаты, успешно сдавшие квалификационный экзамен, а после стажировки кандидаты допускались к участию в конкурсном отборе на судейские должности.
При этом стажировка осуществлялась с отрывом от основного места работы, что являлось одной из причин отказа от ее прохождения, поскольку кандидат рисковал остаться без работы, не имея никаких гарантий получить рекомендацию о назначении судьей.
Теперь же кандидаты наделены правом проходить стажировку после получения соответствующей рекомендации Совета.
Это сделано для удобства кандидатов и более оперативного прохождения ими этапов конкурсного отбора, а также привлечения новых высококвалифицированных кадров в судебную систему.
Так, в 2021 году Советом впервые рекомендованы на судейские должности 103 кандидата, в 2022 году – 121 кандидат, 2023 году – 146, в 2024 году после принятия поправки количество рекомендованных кандидатов составило 156 человек.
Также на предстоящий год планируется проводить до 6 конкурсов на занятие вакантной судейской должности, что позволит сократить имеющиеся на сегодняшний день вакансии.
Кроме того, ранее собеседование с членами Квалификационной комиссии проводилось один раз в месяц, где рассматривались всего лишь около 15 кандидатов.
В 2025 году собеседование с членами Квалификационной комиссии будет проводиться 4 раза в месяц. В этой связи сократив сроки, мы сможем увеличить количество потенциальных претендентов на судейские должности.
Согласно законодательству РК судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в случае грубого нарушения законности при рассмотрении судебных дел и материалов а также за нарушение норм Кодекса Судейской этики.
В рамках реализации Послания от 1 сентября 2022 года с 1 октября текущего года внедрен новый механизм проверки Судебным жюри Совете каждого отмененного судебного акта, при вынесении которого судьей было допущено грубое нарушение законности.
Новый механизм предусматривает, что по каждому факту грубого нарушения закона со стороны судей нижестоящих инстанций суды апелляции и кассации будут выносить соответствующие представления, которые затем станут предметом рассмотрения Судебного жюри.
Для учета мнения судейского сообщества предполагается предварительное получение рекомендации пленарного заседания Верховного Суда или областного суда о привлечении или непривлечении судьи к дисциплинарной ответственности.
Окончательное решение о наказании судьи будет приниматься Судебным жюри по итогам всестороннего и объективного рассмотрения дела и только при наличии в действиях судьи состава дисциплинарного проступка.
Для реализации нового механизма ВСС в Конституционный закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» внесены ряд поправок.
В частности, в число оснований дисциплинарной ответственности включено представление вышестоящего суда с указанием о грубом нарушении законности. Состав Судебного жюри расширен с 9 до 15 членов, из его состава выведен член ВСС.
Исключено право Председателя Верховного Суда вносить представления в Судебное жюри по грубым нарушениям законности с сохранением такого полномочия по другим проступкам.
Разграничена компетенция пленарных заседаний Верховного и областных судов по вынесению рекомендаций и по инициированию дисциплинарного производства.
Таким образом, осуществляемые в Республике Казахстан за отчетный год реформы послужили основанием для усиления гарантий прав и свобод человека и гражданина, а также институтов подготовки, отбора, назначения, повышения квалификации и независимости судей в частности.
Пресс-служба ВСС РК
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -