О мерах по расширению кредитования реального сектора экономики: Город Алматы, 18 Ноября 2024 года - новости на сайте gurk.kz

О мерах по расширению кредитования реального сектора экономики

О мерах по расширению кредитования реального сектора экономики

О мерах по расширению кредитования реального сектора экономики

В соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) совместно с Национальным Банком и Правительством принимает меры для обеспечения ежегодного роста выдачи новых кредитов предпринимателям на уровне не менее 20%.

По итогам 9 месяцев 2024 года банки выдали субъектам бизнеса новых займов на сумму 12,8 трлн тенге, что на 19,6% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Важной тенденцией является рост выдачи бизнесу беззалоговых займов, которые за 9 месяцев т.г. увеличились на 37% до 2,6 трлн тенге.

Портфель кредитов бизнесу с начала текущего года вырос на 7,4% до 12,1 трлн тенге. Основным драйвером роста корпоративного портфеля в текущим году являются кредиты индивидуальным предпринимателям, которые увеличились на 34,2% до 2,1 трлн тенге.

В структуре кредитов бизнесу основная доля приходится на займы субъектам МСБ, которые за 9 месяцев 2024 года увеличились на 3,0% до 5,9 трлн тенге.

Кредиты крупному бизнесу выросли на 3,2% до 4,1 трлн тенге. На динамику данного показателя в текущем году оказывали влияние досрочные погашения крупными заемщиками в сфере телекоммуникации и сухопутного транспорта за счет привлеченных средств на внешнем рынке и внутреннем фондовом рынке. Помимо этого, на фоне постепенного смягчения денежно-кредитных условий среди крупных заемщиков наблюдалась практика рефинансирования действующих займов в банках по более низким ставкам. Так, средневзвешенная ставка по кредитам субъектов крупного бизнеса в национальной валюте снизилась с 18,2% в декабре 2023 года до 16,9% по итогам сентября т.г.

По итогам 9 месяцев т.г. рост кредитования бизнеса наблюдается во всех отраслях экономики, за исключением транспорта и связи. Наибольшие темпы роста кредитования отмечаются в промышленности – на 17,3%, сельском хозяйстве – на 10,2%, торговле – на 8,3%, строительстве – на 7,4%. Снижение портфеля в отраслях информации и связи на 36,8%, транспорта на 2,9% обусловлено досрочными погашениями кредитов отдельными крупными заемщиками.

Качество кредитов бизнесу сохраняется на высоком уровне. Так, на 1 октября 2024 года доля кредитов бизнеса с просроченной задолженностью свыше 90 дней в общем объеме корпоративного кредитного портфеля составила 2,3% или 315 млрд тенге (на 01.01.2024г. – 2,3% или 289 млрд тенге).

Важной тенденцией на рынке является дальнейшее расширение охвата субъектов бизнеса банковским кредитованием. С начала года количество субъектов бизнеса, имеющих кредиты в банках, увеличилось на 17% – с 444,1 тыс. субъектов до 519,6 тыс. субъектов, из которых 95,6% – индивидуальные предприниматели. В результате доля заемщиков ИП в общем количестве действующих ИП увеличилась с 31,0% до 34,8%.

По поручению Главы государства для дальнейшего расширения кредитования реального сектора экономики в текущем году Агентством реализованы меры по пруденциальному стимулированию кредитования, расширению базы фондирования банков и развитию синдицированного кредитования и софинансирования.

Ключевым условием расширения банковского кредитования является наличие у банков достаточного объема капитала и ликвидности. В этой связи до 1 января 2026 года для снижения нагрузки на капитал коэффициенты риск-взвешивания по займам субъектам МСБ понижены с 75% до 50%, по синдицированным займам – со 100% до 50%.

В целях уменьшения давления на ликвидность банков в условиях краткосрочной базы фондирования и направления высвобожденной ликвидности на кредитование до 1 января 2026 года значения коэффициентов покрытия ликвидности (LCR) и нетто стабильного фондирования (NSFR) понижены до 0,9 (Базельский стандарт – 1,0).

Смягчены требования к порядку расчета коэффициентов ликвидности (LCR, NSFR). Так, в части расчета LCR снижены коэффициенты оттока по вкладам нефинансовых организаций с 40% до 20%, по обязательствам, привлеченным в рамках государственных программ до 0%. При расчете NSFR повышен коэффициент доступного стабильного фондирования до 50% по вкладам нефинансовых организаций с возможностью безусловного досрочного изъятия.

В целях сокращения размера провизий, создаваемых банками, пересмотрены требования к их расчету в части критериев вынужденной реструктуризации. В частности, к критериям вынужденной реструктуризации теперь не относят случаи предоставления отсрочки или продления льготного периода на срок более 60 дней, не приводящие к снижению NPV в результате данной реструктуризации более чем на 10%.

Для обеспечения оперативности принятия решения о кредитовании требования по сверке и описанию значительных расхождений между финансовой отчетностью и налоговой декларацией перенесены до 1 января 2026 года. Также смягчены требования к процедурам оценки кредитного риска, в том числе требования к проведению осмотра залога в рамках принятия залога и выдачи займа, обеспечению объективности оценки стоимости залогового обеспечения со стороны независимых оценщиков.

Принятые Агентством пруденциальные меры будут способствовать дальнейшему расширению кредитования реального сектора экономики в условиях сохранения геополитических рисков.

Для расширения возможностей долгосрочного кредитования инвестиционных проектов бизнеса в приоритетных отраслях экономики Агентством совместно с Национальным Банком принят механизм инвестирования активов ЕНПФ в облигации банков до 500 млрд тенге на срок до 7 лет по рыночным ставкам.

В настоящее время в рамках механизма банками второго уровня привлечено 119 млрд тенге для последующего кредитования приоритетных бизнес-проектов реального сектора экономики.

В целях расширения возможностей банков по финансированию крупных бизнес проектов в рамках Закона, принятого в июне 2024 года[1], реализованы меры по развитию синдицированного кредитования и софинансирования, которые включают расширение состава участников синдиката за счет привлечения банков-нерезидентов и участников МФЦА, введение понятия «организатор синдицированного займа» с определением его основных функций, конвертацию договора займа в синдицированный займ, уточнение процедур работ с залогами в рамках синдицированных сделок, включая определение прав управляющего залогом и уточнение оснований для обращения взыскания на заложенное имущество.

В целях практической реализации синдицированного финансирования и софинансирования с мая 2023 года с участием холдинга «Байтерек», банков второго уровня, АФК, фонда «Самрук-Казына» функционирует соответствующий Проектный офис. С момента создания Проектного офиса к финансированию на принципах синдицированного кредитования и софинансирования одобрены 5 проектов стоимостью 835 млрд тенге, при этом доля участия банков составляет около 35%. В настоящее время на рассмотрении Проектного офиса находятся проекты общей стоимостью более 6,5 трлн тенге.

[1] Закон РК от 19 июня 2024 года № 97-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства».

 

Управление внешних коммуникаций

+7 (727) 237 10 89

press@finreg.kz



Источник: Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p>В соответствии с поручением Главы государства, озвученным в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство) совместно с Национальным Банком и Правительством принимает меры для обеспечения ежегодного роста выдачи новых кредитов предпринимателям на уровне <strong>не менее 20%</strong>.</p> <p>По итогам 9 месяцев 2024 года банки выдали субъектам бизнеса <strong>новых займов</strong> на сумму <strong>12,8 трлн</strong> тенге, что на <strong>19,6%</strong> больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Важной тенденцией является рост выдачи бизнесу<strong> беззалоговых займов</strong>, которые за 9 месяцев т.г. увеличились на <strong>37%</strong> до <strong>2,6 трлн</strong> тенге.</p> <p>Портфель <strong>кредитов бизнесу</strong> с начала текущего года вырос на <strong>7,4%</strong> до <strong>12,1 трлн</strong> тенге. Основным драйвером роста корпоративного портфеля в текущим году являются кредиты индивидуальным предпринимателям, которые увеличились на <strong>34,2%</strong> до <strong>2,1 трлн</strong> тенге.</p> <p>В структуре кредитов бизнесу основная доля приходится на займы субъектам МСБ, которые за 9 месяцев 2024 года увеличились на <strong>3,0%</strong> до <strong>5,9 трлн</strong> тенге.</p> <p>Кредиты <strong>крупному бизнесу</strong> выросли на <strong>3,2%</strong> до <strong>4,1 трлн</strong> тенге. На динамику данного показателя в текущем году оказывали влияние досрочные погашения крупными заемщиками в сфере телекоммуникации и сухопутного транспорта за счет привлеченных средств на внешнем рынке и внутреннем фондовом рынке. Помимо этого, на фоне постепенного смягчения денежно-кредитных условий среди крупных заемщиков наблюдалась практика рефинансирования действующих займов в банках по более низким ставкам. Так, средневзвешенная ставка по кредитам субъектов крупного бизнеса в национальной валюте снизилась с 18,2% в декабре 2023 года <strong>до 16,9%</strong> по итогам сентября т.г.</p> <p>По итогам 9 месяцев т.г. рост кредитования бизнеса наблюдается во всех отраслях экономики, за исключением транспорта и связи. Наибольшие темпы роста кредитования отмечаются в промышленности – на <strong>17,3%</strong>, сельском хозяйстве – на <strong>10,2%</strong>, торговле – на <strong>8,3%</strong>, строительстве – на <strong>7,4%</strong>. Снижение портфеля в отраслях информации и связи на 36,8%, транспорта на 2,9% обусловлено досрочными погашениями кредитов отдельными крупными заемщиками.</p> <p><strong>Качество кредитов бизнесу</strong> сохраняется на высоком уровне. Так, на 1 октября 2024 года доля кредитов бизнеса с просроченной задолженностью свыше 90 дней в общем объеме корпоративного кредитного портфеля составила <strong>2,3%</strong> или 315 млрд тенге (на 01.01.2024г. – 2,3% или 289 млрд тенге).</p> <p>Важной тенденцией на рынке является дальнейшее расширение охвата субъектов бизнеса банковским кредитованием. С начала года количество субъектов бизнеса, имеющих кредиты в банках, увеличилось на <strong>17%</strong> – с 444,1 тыс. субъектов до <strong>519,6 тыс.</strong> субъектов, из которых 95,6% – индивидуальные предприниматели. В результате доля заемщиков ИП в общем количестве действующих ИП увеличилась с 31,0% до <strong>34,8%</strong>.</p> <p>По поручению Главы государства для дальнейшего расширения кредитования реального сектора экономики в текущем году Агентством <strong>реализованы меры по пруденциальному стимулированию кредитования, </strong>расширению <strong>базы фондирования</strong> банков и развитию <strong>синдицированного кредитования</strong> и софинансирования.</p> Ключевым условием расширения банковского кредитования является наличие у банков достаточного объема капитала и ликвидности. В этой связи до 1 января 2026 года для снижения нагрузки на капитал <strong>коэффициенты риск-взвешивания</strong> по займам субъектам МСБ понижены с 75% до 50%, по синдицированным займам – со 100% до 50%. <p>В целях уменьшения давления на ликвидность банков в условиях краткосрочной базы фондирования и направления высвобожденной ликвидности на кредитование до 1 января 2026 года значения <strong>коэффициентов покрытия ликвидности</strong> (LCR) и <strong>нетто стабильного фондирования</strong> (NSFR) понижены до <strong>0,9</strong> (Базельский стандарт – 1,0).</p> <p><strong>Смягчены</strong> требования к порядку <strong>расчета коэффициентов ликвидности</strong> (LCR, NSFR). Так, в части расчета LCR снижены коэффициенты оттока по вкладам нефинансовых организаций с 40% до 20%, по обязательствам, привлеченным в рамках государственных программ до 0%. При расчете NSFR повышен коэффициент доступного стабильного фондирования до 50% по вкладам нефинансовых организаций с возможностью безусловного досрочного изъятия.</p> <p>В целях <strong>сокращения размера провизий</strong>, создаваемых банками, пересмотрены требования к их расчету в части критериев вынужденной реструктуризации. В частности, к критериям вынужденной реструктуризации теперь не относят случаи предоставления отсрочки или продления льготного периода на срок более 60 дней, не приводящие к снижению NPV в результате данной реструктуризации более чем на 10%.</p> <p>Для обеспечения <strong>оперативности</strong> принятия <strong>решения о кредитовании</strong> требования по сверке и описанию значительных расхождений между финансовой отчетностью и налоговой декларацией перенесены <strong>до 1 января 2026 года</strong>. Также смягчены требования к процедурам оценки кредитного риска, в том числе требования к проведению осмотра залога в рамках принятия залога и выдачи займа, обеспечению <strong>объективности оценки</strong> стоимости <strong>залогового обеспечения</strong> со стороны независимых оценщиков.</p> <p>Принятые Агентством пруденциальные меры будут способствовать дальнейшему расширению кредитования реального сектора экономики в условиях сохранения геополитических рисков.</p> Для расширения возможностей <strong>долгосрочного</strong> <strong>кредитования </strong>инвестиционных проектов бизнеса в приоритетных отраслях экономики Агентством совместно с Национальным Банком принят <strong>механизм инвестирования активов ЕНПФ в облигации банков</strong> до <strong>500 млрд</strong> тенге на срок до 7 лет по рыночным ставкам. <p>В настоящее время в рамках механизма банками второго уровня привлечено <strong>119 млрд</strong> тенге для последующего кредитования приоритетных бизнес-проектов реального сектора экономики.</p> В целях расширения возможностей банков по <strong>финансированию крупных бизнес проектов </strong>в рамках Закона, принятого в июне 2024 года<a href="#_ftn1" name="_ftnref1">[1]</a>, реализованы меры по развитию <strong>синдицированного кредитования и софинансирования,</strong> которые включают расширение состава участников синдиката за счет привлечения банков-нерезидентов и участников МФЦА, введение понятия «организатор синдицированного займа» с определением его основных функций, конвертацию договора займа в синдицированный займ, уточнение процедур работ с залогами в рамках синдицированных сделок, включая определение прав управляющего залогом и уточнение оснований для обращения взыскания на заложенное имущество. <p>В целях практической реализации синдицированного финансирования и софинансирования с мая 2023 года с участием холдинга «Байтерек», банков второго уровня, АФК, фонда «Самрук-Казына» функционирует соответствующий Проектный офис. С момента создания Проектного офиса к финансированию на принципах синдицированного кредитования и софинансирования одобрены <strong>5</strong> проектов стоимостью <strong>835 млрд</strong> тенге, при этом доля участия банков составляет около 35%. В настоящее время на рассмотрении Проектного офиса находятся проекты общей стоимостью более 6,5 трлн тенге.</p> <p><a href="#_ftnref1" name="_ftn1"><strong>[1]</strong></a> Закон РК от 19 июня 2024 года № 97-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации рисков при кредитовании, защиты прав заемщиков, совершенствования регулирования финансового рынка и исполнительного производства».</p> <p> </p> <p><strong>Управление внешних коммуникаций</strong></p> <p><strong>+7 (727) 237 10 89</strong></p> <p><a href="mailto:press@finreg.kz"><strong>press@finreg.kz</strong></a></p>

Еще новости региона