Основные приоритеты надзорной политики страхового сектора на 2024 год
21 февраля 2024 года Председатель Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова провела встречу с участниками страхового рынка по обсуждению приоритетов надзорной политики в страховом секторе на 2024 год.
Встреча прошла при участии представителей Ассоциации финансистов Казахстана, руководителей страховых организаций и Фонда гарантирования страховых выплат, а также страхового омбудсмана.
Подводя итоги 2023 года Агентством было отмечено, что страховой сектор демонстрирует рост по всем основным показателям и имеет большой запас прочности как по капитализации, так и по показателям ликвидности.
На начало 2024 года активы страховых организаций составили 2,49 трлн тенге, увеличившись за год на 20,7%. Обязательства увеличились до 1,59 трлн тенге, что на 23,2% превышает показатели прошлого года. Размер страховых премий достиг 1 трлн тенге. Объем страховых выплат за 2023 год составил 274 млрд тенге, увеличившись по сравнению с прошлым годом на 43,7%.
Используя методологию SRES (Supervisory risk evaluation system), включающую качественную и количественную оценку рисков, регулятор установил уровень надзорного внимания в отношении страховых организаций. В частности, за 2 страховыми организациями установлен экстремальный надзор, 3 - интенсивный надзор, 7 - детальный надзор, 5 - наблюдение, 8 - стандартный надзор.
Исходя из данной оценки в 2024 году будет определяться вид и интенсивность надзора за страховыми организациями. В надзорном процессе активно будут использоваться результаты рассмотрения жалоб и обращений потребителей страховых услуг, поступающих к страховому омбудсману и в Агентство, а также методы сбора данных с открытых источников (Open Source Intelligence), включая анализ судебного кабинета, отзывов страхователей и новостных порталов.
В 2024 году Агентством будет продолжена работа по совершенствованию модели риск-ориентированного надзора с акцентом на поведенческие компоненты деятельности участников страхового рынка. Это позволит обеспечить должный контроль за разнообразными аспектами их деятельности, включая отношения с клиентами, контрагентами и конкурентами.
В 2023 году Всемирным банком в рамках Программы совместных экономических исследований в Казахстане (JERP) была проведена оценка казахстанского законодательства на соответствие основным принципам страхования (ICP), установленным Международной ассоциацией страховых надзоров (IAIS).
Согласно данной оценке соблюдаются 14 из 25 принципов. Исходя из этого в 2024 году Агентством будет проведена работа по исполнению рекомендаций экспертов в части внедрения принципов справедливого отношения к клиентам, разработки страховых продуктов с учетом интересов различных категорий потребителей и установлению ответственности руководителей страховых организаций по урегулированию жалоб потребителей.
Для обеспечения финансовой устойчивости страховых организаций Агентством будет продолжена системная работа по внедрению международного стандарта Solvency II. Планируется проведение тестовых расчетов для разработки новых требований к капиталу (SCR) и собственным средствам страховых организаций.
Контроль за предоставлением финансовой отчетности по МСФО 17 также является приоритетом надзорной политики Агентства. На сегодня у страховщиков отсутствует автоматизация финансовой отчетности по МСФО 17, а для внедрения индивидуальных IT решений требуются большие расходы. Поэтому в текущем году Агентство совместно со страховыми организациями рассмотрит возможность внедрения единой автоматизированной системы по МСФО 17, предусматривающей, в том числе, облачные вычисления для моделирования и расчета набора показателей, необходимых для удовлетворения требований МСФО 17.
Это облегчит финансовую нагрузку на каждого участника рынка и обеспечит прозрачность и достоверность финансовой отчетности.
Цифровизация страхового сектора по-прежнему остается главным приоритетом для регулятора.
С 2024 года было внедрено онлайн-урегулирование страховых случаев по всем обязательным классам страхования и упрощенный порядок урегулирования страхового случая по обязательному автострахованию (Европротокол).
Потребитель может подать заявление и документы для получения страховой выплаты через сайт страховой организации, не посещая офис. Все этапы процесса урегулирования страхового случая, от заявления до выплаты, отражаются в личном кабинете потребителя и фиксируются в Единой страховой базе данных.
Посредством мобильного приложения (Европротокол) граждане могут подать заявление на получение страховой выплаты в ускоренном режиме. Только за первый месяц текущего года уже оформлено 423 случая Европротокола, произведено 223 страховые выплаты на общую сумму 41,6 млн тенге. Средняя выплата составляет 187 550 тенге, средний срок урегулирования – 5 дней.
В 2024 году Агентство совместно с участниками рынка рассмотрит варианты создания электронных площадок (маркетплейс) для предложения потребителям всего спектра страховых услуг. Это повысит осведомленность клиентов о предложениях страховых организаций, а страховым организациям позволит учитывать индивидуальные интересы клиентов при разработке страховых продуктов.
Важным приоритетом на ближайшую перспективу является внедрение в Казахстане страхования от катастрофических рисков.
В 2024 году будет проведена работа по определению механизмов имущественной защиты населения при наступлении катастрофических событий с привлечением международных экспертов (определение модели страхования, разработка дорожной карты и законодательных поправок).
Участники встречи обсудили актуальные вопросы по совершенствованию пруденциального регулирования страховых организаций, развитию цифровизации страховых услуг, автоматизации в рамках стандарта МСФО 17.
По инициативе Агентства на площадке Ассоциации финансистов Казахстана будет создана рабочая группа для разработки предложений по развитию страхового рынка и обсуждению приоритетных вопросов, обозначенных регулятором.
Полный текст Основных приоритетов надзорной политики страхового сектора на 2024 год будет опубликован на официальном Интернет-ресурсе Агентства.
Управление внешних коммуникаций Агентства
+7 (727) 237-10-89, press@finreg.kz
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -