Перспективы и Тенденции Развития Автомобильной Промышленности: Открытия и Вызовы
В Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» Глава Государства подчеркнул необходимость создания кластеров высокого передала и сфокусироваться на ряде направлений, включая производство автокомпонентов.
В связи с этим, Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан информирует о следующем.
Условия применения промышленной сборки
в странах ЕАЭС приняты решением Высшего Евразийского экономического совета
в 2014 году, где от автопроизводителей требовалось освоить полный цикл производства не менее одной модели методом мелкоузловой сборки (CKD).
Полный пакет мер государственной поддержки в виде утилизационного сбора
(с 2016 года), специального инвестиционного контракта
(с 2017 года), освобождения от НДС
(с 2018 года)
действует
в течение шести лет. До 2018 года крупные инвесторы
отказывались входить на рынок Казахстана в качестве производителей.
С 2021 года согласно Закону РК «О промышленной политике» осуществлен переход
на новый этап, в рамках которого произошло ужесточение требований и при заключении новых соглашений от отечественных производителей требуется запустить
не менее двух моделей методом
CKD, а в случае выпуска нескольких марок - освоить мелкоузловое производство
по каждой производимой марке. Мощность оборудования по сварке и окраске кузова должна составлять не менее двадцати пяти тысяч в год, которая
подтверждается технической экспертизой.
Справочно:
GM
с брендом
Chevrolet
запущен весной 2020 года, завод
Hyundai
запущен осенью 2020 года, производство
Kia
запущено летом 2021 года, а в 2025 году завершается строительство отдельного завода
Kia,
Volkswagen
Group
с брендом
Skoda
организуют производство в начале 2024 года, в 1 квартале 2025 года будет запущен мультибрендовый завод по производству китайских автомобилей
Chery,
Haval,
Changan.
Развитие автомобильной промышленности продвигается согласно международному опыту, передаваемому стратегическими партнерами. В Южной Корее первый этап развития автомобильной промышленности проходил
в течение 20 лет
с 1955 по 1975 годы. Сочетание мелкоузлового и крупноузлового производства также применяет и Республика Узбекистан, которая развивает автопром уже
более 30 лет
- с 1992 года. При этом, изготовление комплектующих требует высокой квалификации, в этой связи вопрос с подготовкой инженерных кадров оказался достаточно сложным.
Учитывая опыт партнеров, в Казахстане автопроизводителями проводится работа по
расширению образовательной базы: создание инжинирингового центра, отраслевого центра профессиональных компетенций, организовано обучение на базе корпоративных университетов, внедрены системы дуального обучения, а также готовится инфраструктура для студентов и работников предприятий в виде строительства кампусов и общежитий. Срок подготовки высококвалифицированного специалиста в автопроме
составляет не менее 6 лет
(среднее специальное, высшее образование, практика и повышение квалификации).
Кроме того, на текущий момент прорабатываются изменения в законодательство в части введения
новых дополнительных обязательств
по поэтапному увеличению доли производства методом CKD до 50% от общего объема производства к 2027 году.
Введение данного требования позволит создать условия для организации производства
автокомпонентной базы.
В 2024 году планируется запуск
комплекса заводов
по производству автомобильных сидений, полиуретановых ковриков, подкрылков, брызговиков и мультимедийных систем в г. Алматы, а также на примере запущенного локализационного центра по производству компонентов для сельскохозяйственной техники в г. Костанай, планируется запуск
двух локализационных центров для малого и среднего бизнеса
по производству автокомпонентов в городах Костанай и Сарань, Карагандинская область, где планируется выпускать пластиковые детали, выхлопные системы, техно-сэндвичи и сидения.
Кроме того, в конце текущего года в г. Костанай готовится запуск
чугунолитейного завода
KamLitKZ мощностью 45 тыс. тонн отливок в год, где будут выпускаться блоки цилиндров и головки блоков цилиндров для двигателей грузовых автомобилей, а также литые балки мостов.
Заводом KamaTyresKZ в г. Сарань, Карагандинской области, мощность которого составляет 3,5 млн. единиц в год, проводится процедура регистрации товарных знаков, под которыми будут выпускаться казахстанские шины, а также сертификация на соответствие техническому регламенту ЕАЭС. Завершение всех процедур планируется в 1 квартале 2024 года.
В 3 квартале 2025 года будет KamLitKZ запустит
производство главных передач ведущих мостов
мощностью 75 тыс. единиц в год.
Требования, предъявляемые к производителям в части локализации транспортных средств и компонентов, смогли выдержать не все автопроизводители. Так, компании АО «Азия Авто», АО «Азия Авто Казахстан», АО «Саур» не выполнили свои обязательства, что повлекло расторжение соглашений о промышленной сборке.
Таким образом, к казахстанским автопроизводителям
предъявляются четкие требования по локализации, соответствующие международным стандартам, а исполнение обязательств в рамках соглашений о промышленной сборке и соблюдение автопроизводителями налогового и таможенного законодательства
на постоянной основе контролируется
Министерством промышленности и строительства РК, Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК и другими уполномоченными органами.
Источник:
Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка -