Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее: Карагандинская область, 06 Марта 2024 года - новости на сайте gurk.kz

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Символ материнства: История казахского женского головного убора на выставке в карагандинском музее

Белоснежные головные уборы казахских женщин, пройдя через столетия, стали олицетворением благородства, мудрости и чистоты помыслов: в Карагандинском областном историко-краеведческом музее открылась художественно-этнографическая выставка «Кимешек – как великий символ материнства». Этот убор женщины надевали только после рождения ребёнка, подчеркивали и свой социальный статус, и возраст.

История появления кимешека относится к X–ХI векам. Со временем головной убор приобрёл сакральный смысл.

– На выставке представлено более 10 кимешеков из фондов музея, которые были собраны начиная с 30-х годов.

Одни из старейших кимешеков датируются концом XIX века. Их нам подарила жительница нашего региона, они принадлежали её бабушке из рода Тобыкты Семипалатинской губернии. Эти кимешеки для молодой женщины. Женщина надевала кимешек после рождения первого ребенка. А до рождения детей она носила свой свадебный головной убор – саукеле. Все кимешеки были белого цвета. Даже будучи в трауре, казашки всегда носили белые головные уборы. Белый цвет – сакральный, это цвет материнского молока, чистоты. Кимешеки были предназначены и для того, чтобы оберегать волосы, прикрывать шею и плечи, но лицо у женщин всегда было открыто, – рассказала заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Карагандинского историко-краеведческого музея Зауреш Тебаева.

Головные уборы делились по возрастным категориям. Когда женщина становилась уже более взрослой, почтенной, все украшения убирались с кимешека, он был просто белого цвета и его могли украсить лишь машинной строчкой. Также неукрашенный кимешек мог свидетельствовать о том, что женщина потеряла своего мужа. Вдовы вообще не носили на головных уборах никаких украшений. Могли вывернуть кимешек и надеть его наизнанку, чтобы не было видно ярких орнаментов и украшений. Когда у женщины уже были внуки и правнуки, на кимешек надевались тюрбаны. Чем выше тюрбан, тем выше положение женщины, её авторитет, статус.

Все представленные на выставке кимешеки типичны для Центрального Казахстана. Они шились из нескольких отрезов белой ткани, расшивалась передняя часть, сзади головной убор иногда доходил до пола.

– В нашей коллекции есть кимешек, который сшили по заказу в 1983 году в доме быта для новой экспозиции нашего музея. Он был изготовлен по характеристикам старинных кимешеков. Это головной убор для молодой женщины, очень яркий, тут есть узоры «қошқар мүйіз», также есть растительный орнамент, хвостовая часть длинная. Большинство представленных кимешеков собраны в ходе этнографических исследований, – говорит Зауреш Тебаева.

Всего учёные отмечают 16 видов головных уборов женщин Средней Азии.

На открытии выставки студенты колледжей «Сервис» и технологии и сервиса показали коллекции национальной одежды,

а воспитанники Дворца детей и юношества – концертные номера.

Художественно-этнографическая выставка «Кимешек – как великий символ материнства» продлится до 14 марта.

Карагандинский областной историко-краеведческий музей находится по адресу: ул. Ерубаева, 38.

Телефон экскурсионно-массового отдела: 56-45-63.

 

 



Источник: ГУ «Аппарат акима Карагандинской области»


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p align="left">Белоснежные головные уборы казахских женщин, пройдя через столетия, стали олицетворением благородства, мудрости и чистоты помыслов: в Карагандинском областном историко-краеведческом музее открылась художественно-этнографическая выставка «Кимешек – как великий символ материнства». Этот убор женщины надевали только после рождения ребёнка, подчеркивали и свой социальный статус, и возраст.</p> <p align="left"></p> <p align="left">История появления кимешека относится к X–ХI векам. Со временем головной убор приобрёл сакральный смысл.</p> <p align="left"></p> <p align="left">– На выставке представлено более 10 кимешеков из фондов музея, которые были собраны начиная с 30-х годов.</p> <p align="left"></p> <p align="left">Одни из старейших кимешеков датируются концом XIX века. Их нам подарила жительница нашего региона, они принадлежали её бабушке из рода Тобыкты Семипалатинской губернии. Эти кимешеки для молодой женщины. Женщина надевала кимешек после рождения первого ребенка. А до рождения детей она носила свой свадебный головной убор – саукеле. Все кимешеки были белого цвета. Даже будучи в трауре, казашки всегда носили белые головные уборы. Белый цвет – сакральный, это цвет материнского молока, чистоты. Кимешеки были предназначены и для того, чтобы оберегать волосы, прикрывать шею и плечи, но лицо у женщин всегда было открыто, – рассказала заведующая отделом экскурсионно-массовой работы Карагандинского историко-краеведческого музея Зауреш Тебаева.</p> <p align="left"></p> <p align="left">Головные уборы делились по возрастным категориям. Когда женщина становилась уже более взрослой, почтенной, все украшения убирались с кимешека, он был просто белого цвета и его могли украсить лишь машинной строчкой. Также неукрашенный кимешек мог свидетельствовать о том, что женщина потеряла своего мужа. Вдовы вообще не носили на головных уборах никаких украшений. Могли вывернуть кимешек и надеть его наизнанку, чтобы не было видно ярких орнаментов и украшений. Когда у женщины уже были внуки и правнуки, на кимешек надевались тюрбаны. Чем выше тюрбан, тем выше положение женщины, её авторитет, статус.</p> <p align="left"></p> <p align="left">Все представленные на выставке кимешеки типичны для Центрального Казахстана. Они шились из нескольких отрезов белой ткани, расшивалась передняя часть, сзади головной убор иногда доходил до пола.</p> <p align="left"></p> <p align="left">– В нашей коллекции есть кимешек, который сшили по заказу в 1983 году в доме быта для новой экспозиции нашего музея. Он был изготовлен по характеристикам старинных кимешеков. Это головной убор для молодой женщины, очень яркий, тут есть узоры «қошқар мүйіз», также есть растительный орнамент, хвостовая часть длинная. Большинство представленных кимешеков собраны в ходе этнографических исследований, – говорит Зауреш Тебаева.</p> <p align="left"></p> <p align="left">Всего учёные отмечают 16 видов головных уборов женщин Средней Азии.</p> <p align="left"></p> <p align="left"></p> <p align="left">На открытии выставки студенты колледжей «Сервис» и технологии и сервиса показали коллекции национальной одежды,</p> <p align="left"></p> <p align="left">а воспитанники Дворца детей и юношества – концертные номера.</p> <p align="left"></p> <p align="left">Художественно-этнографическая выставка «Кимешек – как великий символ материнства» продлится до 14 марта.</p> <p align="left"></p> <p align="left">Карагандинский областной историко-краеведческий музей находится по адресу: ул. Ерубаева, 38.</p> <p align="left">Телефон экскурсионно-массового отдела: 56-45-63.</p> <p align="left"> </p> <p align="left"> </p>

Еще новости региона