СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УВЕЛИЧЕНИЕ ТАКИХ ЗАКУПОК В ФОНДЕ «САМРУК КАЗЫНА»: Город Астана, 19 Августа 2025 года - новости на сайте gurk.kz

СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УВЕЛИЧЕНИЕ ТАКИХ ЗАКУПОК В ФОНДЕ «САМРУК КАЗЫНА»

СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УВЕЛИЧЕНИЕ ТАКИХ ЗАКУПОК В ФОНДЕ «САМРУК КАЗЫНА»

СНИЖЕНИЕ ОБЪЕМА ЗАКУПОК ИЗ ОДНОГО ИСТОЧНИКА В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И УВЕЛИЧЕНИЕ ТАКИХ ЗАКУПОК В ФОНДЕ «САМРУК КАЗЫНА»

 

С 2021 года Агентством по защите и развитию конкуренции ведется постоянная работа по сокращению закупок из одного источника в регулируемых государством закупках – государственных закупках и закупках Фонда «Самрук-Казына».

В сфере государственных закупок совместно с Правительством достигнута положительная динамика сокращения объема закупок из одного источника с 39% (2,4 трлн тенге) до 23% (1,6 трлн тенге) за 2021 - 2024 годы. Это обеспечило передачу в конкурентную среду закупок государственных органов на сумму 800 млрд. тенге.

На сегодняшний день, наибольшая доля неконкурентных государственных закупок приходится на закупки по приобретению товаров, работ и услуг у лиц, определенных законодательством (21,6%), у субъектов естественных монополий (19,3%), подведомственных организаций (15,9%) и у лиц, определенных Правительством по решению (согласованию) Президента (7,4%).

Для сокращения числа закупок у подведомственных организаций с 2022 года предусмотрено согласование с антимонопольным органом таких закупок на предмет отсутствия частных поставщиков услуг.

За два года процедуры согласования количество договоров с подведомственными организациями, заключаемых по итогам закупок из одного источника, сократилось на 43%.

Сокращение объема закупок из субъектов естественных монополий обеспечено путем исключения из списка субъектов лиц, не относящихся непосредственно к сферам естественных монополий, и закупок услуг, не являющихся основными регулируемыми услугами естественных монополий.

Для сокращения закупок у лиц, определенных законодательством, реализуется комплекс мер по сокращению числа государственных операторов, обладающих исключительными правами на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

Что касается закупок из одного источника у лиц, определенных Правительством по решению (согласованию) Президента, то 90% таких закупок приходится на строительно-монтажные работы. Учитывая это, Агентством предложено регламентировать порядок внесения предложений Главе государства по закупку услуг из одного источника, включая предварительный анализ таких предложений на предмет оценки состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке. Данное предложение Агентство поддержано и будет реализовано в ближайшее время.

С января 2025 года процедура согласования закупок из одного источника с антимонопольным органом распространена на закупки объектов интеллектуальной собственности.

Между тем, увеличилась доля неконкурентных закупок Фонда «Самрук-Казына». Так,за 4 года объем его закупок из одного источника вырос с 14% до 60% (в 2021 году – 14%, в 2022 – 24%, в 2023 – 57%, в 2024 году – 60%).

Здесь ключевым фактором стало расширение внутрихолдинговой кооперации, на которую приходится 57% объема всех неконкурентных закупок.

При этом, применение принципа внутрихолдинговой кооперации зачастую носит избирательный характер. Так, несмотря на наличие возможности приобретения дизельного топлива у дочерней компании Фонда - НК «КазМунайГаз» его закуп осуществлялся Национальным оператором «ҚазахстанТемірЖолы» у частных посредников.

По мнению Агентства, на рост объема неконкурентных закупок влияет одновременная реализация Фондом функций по формированию правил закупок, их проведению и контролю, что создает конфликт интересов.

В частности, сложилась практика введения избыточных требований к поставщикам, ограничивающих доступ и способствующих закупу товаров у определенных лиц, путем утверждения закупочных категорийных стратегий.

Мерами антимонопольного контроля в 2024 году установлен факт заключения антиконкурентного соглашения между АО «КТЖ - Грузовые перевозки» и ТОО «HILLCorporation» в рамках закупок моторного масла на сумму свыше 12 млрд. тенге, в т.ч. путем установления избыточных квалификационных требований. Материалы дела переданы Агентством в Генеральную прокуратуру для рассмотрения.

В рамках процедуры согласования правил закупок Агентством отклонены предложения Фонда по расширению внутрихолдинговой кооперации на сумму свыше 127 млрд. тенге. Совместно с Фондом инициировано 129 поправок в правила закупок, направленных на сокращение бюрократических процедур регулирования закупок, поддержку отечественного производителя и исполнение решений судов и предписаний контролирующих органов.

В настоящее время, государственными органами прорабатываются предложения Агентства по передаче уполномоченному государственному органу (Министерство финансов) функций издания правил закупок Фонда, проведению камерального контроля и унификации платформ по проведению государственных и квазигосударственных закупок.

Работа Агентства по снижению объема закупок неконкурентным способом, повышению прозрачности закупочных процедур и увеличению доли внутренней добавленной стоимости будет продолжена.

 

Фото взято из открытых источников.



Источник: Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан


Подписывайтесь на наш Telegram канал, и будте в курсе всех важных событий, вот ссылка - https://t.me/gurkkz

gurk.kz
<p><strong> </strong></p> <p>С 2021 года Агентством по защите и развитию конкуренции ведется постоянная работа по сокращению закупок из одного источника в регулируемых государством закупках – государственных закупках и закупках Фонда «Самрук-Казына».</p> <p>В сфере государственных закупок совместно с Правительством достигнута положительная динамика сокращения объема закупок из одного источника с 39% (2,4 трлн тенге) до 23% (1,6 трлн тенге) за 2021 - 2024 годы. Это обеспечило передачу<strong> в конкурентную среду закупок государственных органов на сумму 800 млрд. тенге.</strong></p> <p>На сегодняшний день, наибольшая доля неконкурентных государственных закупок приходится на закупки по приобретению товаров, работ и услуг у лиц, определенных законодательством (21,6%), у субъектов естественных монополий (19,3%), подведомственных организаций (15,9%) и у лиц, определенных Правительством по решению (согласованию) Президента (7,4%).</p> <p>Для сокращения числа закупок у подведомственных организаций с 2022 года предусмотрено согласование с антимонопольным органом таких закупок на предмет отсутствия частных поставщиков услуг.</p> <p>За два года процедуры согласования количество договоров с подведомственными организациями, заключаемых по итогам закупок из одного источника, сократилось <strong>на 43%.</strong></p> <p>Сокращение объема закупок из субъектов естественных монополий обеспечено путем исключения из списка субъектов лиц, не относящихся непосредственно к сферам естественных монополий, и закупок услуг, не являющихся основными регулируемыми услугами естественных монополий.</p> <p>Для сокращения закупок у лиц, определенных законодательством, реализуется комплекс мер по сокращению числа государственных операторов, обладающих исключительными правами на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.</p> <p>Что касается закупок из одного источника у лиц, определенных Правительством по решению (согласованию) Президента, то <strong>90%</strong> таких закупок приходится на строительно-монтажные работы. Учитывая это, Агентством предложено регламентировать порядок внесения предложений Главе государства по закупку услуг из одного источника, включая предварительный анализ таких предложений на предмет оценки состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке. Данное предложение Агентство поддержано и будет реализовано в ближайшее время.</p> <p>С января 2025 года процедура согласования закупок из одного источника с антимонопольным органом распространена на закупки объектов интеллектуальной собственности.</p> <p>Между тем, <strong>увеличилась доля неконкурентных закупок Фонда «Самрук-Казына». </strong>Так,за <strong>4</strong> года объем его закупок из одного источника вырос <strong>с 14% до 60%</strong> (в 2021 году – 14%, в 2022 – 24%, в 2023 – 57%, в 2024 году – 60%).</p> <p>Здесь ключевым фактором стало расширение <strong>внутрихолдинговой кооперации</strong>, на которую приходится <strong>57%</strong> объема всех неконкурентных закупок.</p> <p>При этом, применение принципа внутрихолдинговой кооперации зачастую носит избирательный характер. Так, несмотря на наличие возможности приобретения дизельного топлива у дочерней компании Фонда - НК «КазМунайГаз» его закуп осуществлялся Национальным оператором «ҚазахстанТемірЖолы» у частных посредников.</p> <p>По мнению Агентства, на рост объема неконкурентных закупок влияет <strong>одновременная реализация Фондом функций по формированию правил закупок, их проведению и контролю</strong>, что создает конфликт интересов.</p> <p>В частности, сложилась практика введения избыточных требований к поставщикам, ограничивающих доступ и способствующих закупу товаров у определенных лиц, путем утверждения закупочных категорийных стратегий.</p> <p>Мерами антимонопольного контроля в 2024 году установлен факт заключения антиконкурентного соглашения между АО «КТЖ - Грузовые перевозки» и ТОО «HILLCorporation» в рамках закупок моторного масла на сумму свыше <strong>12 млрд. тенге</strong>, в т.ч. путем установления избыточных квалификационных требований. Материалы дела переданы Агентством в Генеральную прокуратуру для рассмотрения.</p> <p>В рамках процедуры согласования правил закупок Агентством отклонены предложения Фонда по расширению внутрихолдинговой кооперации на сумму свыше <strong>127 млрд. тенге</strong>. Совместно с Фондом инициировано <strong>129 поправок</strong> в правила закупок, направленных на сокращение бюрократических процедур регулирования закупок, поддержку отечественного производителя и исполнение решений судов и предписаний контролирующих органов.</p> <p>В настоящее время, государственными органами прорабатываются предложения Агентства по передаче уполномоченному государственному органу (Министерство финансов) функций издания правил закупок Фонда, проведению камерального контроля и унификации платформ по проведению государственных и квазигосударственных закупок.</p> <p>Работа Агентства по снижению объема закупок неконкурентным способом, повышению прозрачности закупочных процедур и увеличению доли внутренней добавленной стоимости будет продолжена.</p> <p> </p> <p>Фото взято из открытых источников.</p>

Еще новости региона